Григорович Дмитрий Павлович


.

grigorovich

Авиаконструктор Григорович Дмитрий Павлович

Жизнь Дмитрия Павловича была полна взлетов и падений. Среди десятков конструкций летательных аппаратов, разработанных им либо под его руководством, особо выделялись первые в России серийные летающие лодки.

Дмитрий Павлович Григорович родился 25 января 1883 года в трудовой интеллигентной семье. Двоюродный брат его деда известный писатель. Отец, Павел Дмитриевич, работал сначала на сахарном заводе, затем служил в интендантстве военного ведомства. Мать, Ядвига Константиновна, дочь земского врача.
Окончив реальное училище, Дмитрий поступил в Киевский политехнический институт, где обучался и другой знаменитый авиаконструктор Иван Сикорский. Перед окончанием вуза уехал за границу. Прослушал два семестра в одном из институтов бельгийского города Льежа.

Молодежь начала двадцатого столетия увлекалась авиацией, эта страсть не обошла и Григоровича. «С 1909 года, писала Н.Сукневич, первая жена Дмитрия Павловича, когда Дима кончил Киевский политехнический институт, мы оба были увлечены авиацией, и тогда впервые у него зародилась мечта о создании аэроплана своей конструкции. Близ политехнического института на полянке он снимает сарай и приспосабливает под ангар. Рядом Сикорский (у которого много денег) строит шикарный ангар. Первый аппарат Дима строил из бамбука. Наша комната была завалена бамбуком, мотором, частями и прочим». В 1909 году Григорович спроектировал легкий спортивный биплан Г-1 с двигателем мощностью 25 лошадиных сил. Первые испытания проходили 10 января 1910 года в Киеве.

gidroplanМолодой инженер увлекся идеей создания конструкции самолета типа «летающей лодки». Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолете, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. И вот в начале 1913 г. был спроектирован первый в мире гидросамолет «М-1». За ним в том же году появились самолеты «М-2» и «М-4».

Летом 1913 года морской летчик капитан Д.H. Александров во время одного из полетов при посадке на воду разбил летающую лодку «Доннэ-Левек». Командование авиационного отряда усмотрело в полете нарушение инструкций, и летчика ждали неприятности по службе: он мог их избежать, только отремонтировав самолет за свой счет. Александров обратился на Русско-Балтийский завод, но там с него запросили за ремонт 6500 рублей – сумму, ему явно не по карману.
Тогда Дмитрий Павлович Григорович, посочувствовав пилоту, уговорил Щетинина отремонтировать летающую лодку капитана бесплатно, чтобы получить опыт работы с гидросамолетами. Прижимистый Щетинин согласился.
Никаких чертежей лодки не было, и Григорович сам восстановил ее конструкцию. Все закончилось благополучно: отремонтированная лодка отлично летала, Александров избежал неприятностей, а Григорович, получив некоторый опыт, начал проектировать гидросамолеты собственной конструкции.

m5За короткое время он сконструировал и построил более двадцати типов машин. Уже в 1915 году летающая лодка Григоровича М-5 («Морской пятый») была лучшим учебным гидросамолетом, превосходившим зарубежные образцы. А в декабре того же года в Баку проходит испытания летающая лодка М-9, которая по праву считалась первоклассной боевой машиной морской авиации. О ее летных качествах лучше всего говорит тот факт, что 17 сентября 1916 года лейтенант Ян Иосифович Нагурский на этой лодке впервые в мире выполнил петлю Нестерова. Летающая лодка М-9 отличалась не только хорошими летными качествами, но обладала и неплохими мореходными данными, отлично держалась на воде при волне до четырех баллов. Больше того, она могла садиться на снег и даже взлетать с него.
В 1916 году, в разгар первой империалистической войны, Григорович создал первый в мире гидросамолет-истребитель М-11 («Морской одиннадцатый»), на котором кабина летчика была защищена броней. М-11 был испытан в воздухе 9 августа 1916 года. Скорость самолета составила 135-140 км/ч при подъеме на высоту 1000 м за 9 минут. Вскоре Григорович узнал, что его истребители участвуют в боевых действиях.
Творческий поиск конструктора не имел предела. В том же году Григорович построил самый большой в мире гидросамолет «Морской крейсер», уступавший по величине разве только «Илье Муромцу». Он предназначался для дальней разведки и патрулирования. Экипаж состоял из четырех человек. Однако однопоплавковый фюзеляжный биплан при разбеге зарылся носом в воду и перевернулся. Как и в последующих аварийных случаях, Григорович к нему не возвращался.
В 1917 году, также впервые в мире, Григорович строит специальный гидросамолет-торпедоносец. В этом же году Григорович основал небольшой опытный завод «Д.П.Григорович», на котором спроектировал летательные лодки М-17. М-18, М-19 и М-20. Последним в 1917 году стал контр истребитель М-21, который взлетал с суши, сбрасывал шасси и садился на воду, причем винт устанавливался в горизонтальное положение.

В 1921 году Григорович предложил достроить торпедоносец ГАСН. Предложение было поддержано, и весной среди льдин начали испытания. Однако кладовщик вместо масла отпустил сиккатив. В ходе испытаний один из двигателей встал. Без помощи машина вмерзла в лед и не была достроена, а Григорович в середине 1922 года получил заказ на проектирование морского разведчика М-22 и сформировал свое КБ. За зиму был сделан проект. Самолет строили на заводе «Красный летчик». Так как не удалось найти нужный двигатель, поставили более слабый. В наводнение 1923 года гидросамолет (М-23) так пострадал, что авиаконструктор к нему не возвращался.
В начале 1923 года его назначили техническим директором авиазавода № 1. авиаконструктор собрал опытных сотрудников, добился расширения завода.
Сам Григорович занялся истребителем И-1. Это оказалась наиболее скоростная машина (деревянный биплан с круглым радиатором). не зная специфики проектирования истребителей, Дмитрий Павлович сделал машину неустойчивой в воздухе, с малой скороподъемностью, непригодной для воздушного боя. Дмитрия Павловича перевели на должность начальника технического отдела, он пережил сердечный приступ. Выздоровев, он продолжил работу над истребителе, параллельно свой истребитель делал и Н.Н.Поликарпов. И-2 Григоровича, несмотря на некоторые недостатки, которые были быстро исправлены, оказался хорошей машиной, был запущен в производство и стал первым советским истребителем отечественной разработки.
В 1925—1927 году Отдел морского опытного самолетостроения (ОМОС), организованного по инициативе Григоровича, работал над морским торпедоносцем МТ-1, корабельным истребителем-бипланом и несколькими вариантами корабельного разведчика со складными крыльями. Ни эти самолеты, ни учебный гидросамолет МУР-1 не были доведены. 1 сентября 1928 года после ряда неудач Григоровича арестовали. Но и в тюрьме Дмитрий Павлович продолжал трудиться. Арестованные авиаконструкторы были объединены в КБ для создания маневренного истребителя. Самолет был построен всего за месяц. И-5 развивал скорость 285 километров в час и мог на высоте 1000 метров выполнить вираж за 9,5 секунды. На вооружении стояли 2 пулемета, стрелявших через винт. 2 резервных, фотоустановка и 4 бомбодержателя для бомб по 25 кг. После успешных испытаний режим для заключенных улучшили, а Григоровича направили на отдых в Ялту с семьей и охранником. Освобожден Дмитрий Павлович был 14 мая 1930 года.

Параллельно с конструкторской работой в 1930 – е гг. Григорович преподавал в МАИ. Позднее он стал профессором, заведующим кафедрой конструкции самолетов. Авиаконструктор с помощью студентов спроектировал и построил первую в СССР машину из нержавеющей стали «Сталь –МАИ». Этот самолет поднялся в воздух. Григорович дал путевку в жизнь группе девушек-конструкторов во главе с М.Победоносцевой, предложив построить машину, подобной английской «Комета».

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*