С полета братьев Райт канул уже век. Романтика первых прикосновений к небу сменила жесткая конкуренция за превосходство в пятом океане. Создание современного летального аппарата уже не под силу не то чтобы одному человеку, а даже порой целому государству. Глобализация — примета наступившего времени, огромные корпорации ведут жестокую битву за небо. Ареной для этих сражений становятся авиа-космические салоны и авиашоу, проводимые в разных странах. Наиболее зрелищной частью этих просмотров является воздушный показ летной техники. Замысловатые фигуры высшего пилотажа, групповые полеты огромных лайнеров, эффектные трюки и многое другое, что заставляет в изумлении замирать публику, вот уж поистине реклама — двигатель торговли. Правда, непосвященному зрителю не всегда бывает понятен смысл выполняемых фигур. Некоторые из них, хотя и несут огромную информацию для специалистов, не являются особо зрелищными для простых налогоплательщиков. Другое дело — выступление Пилотажных групп. Ведущие пилотажные группы стали символами своих стран, такие эскадрильи существуют не столько для демонстрации возможностей военной техники, сколько для поддержания имиджа Военно-воздушных сил своей страны. Это и есть основная задача, которая ставится перед Группами Высшего Пилотажа.
Слово «пилотаж» в русский язык пришло из французского и означает оно пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью выполнение им различных фигур в воздухе.
Различные исследователи определяют дату начала истории моторной авиации по-разному. Одни датируют это событие 20 июля 1882 г., когда самолёт конструкции Александра Фёдоровича Можайского, оснащённый двумя паровыми двигателями оторвался от земли и, продержавшись в воздухе несколько секунд, упал на крыло. Другие считают, что первый полёт на самолёте принадлежит американским изобретателям братьям Уилбуру и Орвиллу Райт, которые 14 декабря 1903 г. подняли в воздух свой самолёт с бензиновым двигателем под названием «Флайер». Самолёт пробыл в полёте 3,5 секунды и произвёл удачную посадку.
Вскоре и другие изобретатели стали поднимать в воздух самолёты собственной конструкции. Пилотирование постепенно усложнялось. Появились фигуры простого пилотажа.
Из отдельных фигур формируются комплексы, которые демонстрируются на авиашоу и соревнованиях.
Пилотаж принято различать:
— по степени сложности на «простой пилотаж», «сложный пилотаж» и «высший пилотаж».
— по количеству участвующих летательных аппаратов на одиночный и групповой.
Деление фигур пилотажа по сложности менялось по мере того, как совершенствовались летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относятся к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.
В настоящее время пилотажные группы существуют во многих странах мира, некоторые из них широко известны публике, некоторые только начинают свой путь. Но все они уникальны, и передают колорит своей страны. Для любого государства содержание такой группы — достаточно дорогое удовольствие, но в любые даже очень трудные времена народ требует не только хлеба, но и зрелища, а проносящиеся на бешенной скорости над самой головой разноцветные самолеты это именно зрелище. Зрелище которое может увлечь романтикой полета, новых Нестеровых, Чкаловых, братьев Райт, многие летчики выбрали себе такую профессию, увидев однажды высоко в небе маленькую точку самолета. На виражах истории несущиеся с огромной скоростью навстречу друг другу возможности и обстоятельства, могут свести на нет усилия не одного поколения. А ведь преемственность в летном деле — один из основополагающих факторов. Сильное государство должно поднять в воздух дюжину самолетов, которые будут представлять это государство во всем мире, и доказывать свое превосходство не в кровопролитных войнах, а во время показательных выступлений.
Скорость сближения. Часть 1
Скорость сближения. Часть 2
Скорость сближения. Часть 3