Павлов Виталий Егорович

pavlov

Герой Советского Союза Павлов Виталий Егорович

Павлов Виталий Егорович — командир 50-го смешанного («Кабульского») авиационного полка в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), полковник.
Родился 21 октября 1944 года в деревне Беловоловичи Трубчевского района Брянской области в семье служащего. Русский. Окончил 10 классов средней школы № 3 города Чапаевска Куйбышевской ныне Самарской области. Работал столяром на заводе железобетонных изделий.
В Советской Армии с 1962 года. Член КПСС с 1965 года. В 1965 и 1973 годах окончил Сызранское военно-авиационное училище лётчиков. Как один из лучших выпускников был оставлен лётчиком-инструктором в войсковой части № 93836 города Пугачёва. В 1976 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, вернулся в родное училище на должность командира эскадрильи в Сызранский полк, затем уехал в строевую часть для дальнейшего прохождения службы.
С июля 1981 по декабрь 1982 года выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Совершил триста семь боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1983 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан полковнику Павлову Виталию Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11492).
В 1986 году отважный офицер-вертолётчик окончил академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР имени К.Е. Ворошилова. В том же году назначен командующим ВВС Краснознамённого Приволжского военного округа.
С 1989 года по 2002 год генерал-полковник В.Е. Павлов был первым и единственным в истории армейской авиации командующм авиацией Сухопутных войск Вооружённых Сил СССР, а с 1992 года — Российской Федерации.
Участник боевых действий в Чечне, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане. Служил в Монголии, Сьерра-Леоне, центральной Европе. Организовывал полёты в странах Юго-Восточной Азии по линии ООН.
Генерал-полковник запаса Павлов В.Е. живёт в городе-герое Москве.
Награждён орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.
Приказом Министра Обороны СССР от 4 апреля 1985 года № 104 В.Е. Павлов зачислен почётным курсантом 2-ой учебно-вертолётной эскадрильи Сызранского полка. Удостоен звания «Заслуженный военный лётчик СССР». Почётный ветеран Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков имени 60-летия СССР. Почётный гражданин города Сызрани Самарской области.

*   *   *

ВЗЛЕТАЮ ПЕРВЫМ

pavlov2С военным вертолётчиком Павловым мы встретились в первые дни после вручения ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К званию Героя Советского Союза Виталий Егорович еще не привык, о недавней службе в Афганистане говорил коротко и не очень охотно. К счастью, увидел на его рабочем столе общую тетрадь в красно-бурой, цвета запекшейся крови, обложке, спросил, не дневник ли.
— Нет, кое-какие записи о полётах…
Не без труда упросил вертолётчика показать мне эту тетрадь, заменившую десятки моих вопросов и его уклончивых ответов. Потому что рассказывать о собственном подвиге для Павлова едва ли не труднее, чем его совершить.
«Таким я его в жизни ни разу не видел и не увижу» — так начал Павлов описание эпизода, в котором участвовал непосредственно. Правда, личное участие Виталия Егоровича я уловил не сразу. Эпиграф рассказывает о возбужденном состоянии инженера Герасимовича, который, как пояснил Павлов, «на земле больше движений делал, чем я в воздухе, чуть не на голову становился».
Да и было от чего инженеру встать на голову: в горах с превышением над уровнем моря почти в два километра пилотируемый Павловым вертолёт Ми-8 впервые в военной истории поднял на внешней подвеске и эвакуировал однотипную винтовую машину.
Однажды, возвращаясь с задания, Павлов услышал в эфире просьбу: снять с гор трех человек и доставить на аэродром. Срочно снять, срочно доставить. Топлива было в обрез, но просил человек, имевший право приказать, и Павлов повернул в горы. Сел, погрузил людей, набрал высоту, еще раз оглядел приборы и понял, что до аэродрома не долетит. Тогда он… выключил один из двух двигателей, удерживающих в небе его Ми-8. В разреженном горном воздухе горизонтальный полёт на одном двигателе практически невозможен, но он успел рассчитать вынужденное снижение, сопоставив его с остатком пути до аэродрома. «Четыре минуты тянулись для меня много часов, и стрелка топливомера, казалось, отклонялась к нулю чуть быстрее, чем обычно…» — единственная запись в тетради о переживаниях лётчика.
Вечером зашел к Павловым домой. Хозяин задерживался на службе. Встретили дочь Лариса, сын Саша, жена Инесса Александровна. Показали альбом с фотографиями, привезенную из Афганистана стенгазету боевых вертолётчиков. В заметке о Павлове рассказывалось, как он, проводя предполетные инструктажи, традиционно завершал их одной и той же фразой: «Сегодня я взлетаю первым…»
Так было в Афганистане, так продолжается на службе и в жизни Виталия Егоровича и здесь, на родной земле. Взлетает первым не только по долгу командира, но и по праву мастера, одного из лучших пилотов отечественной вертолётной авиации.

Виктор Верстаков. — см. «Время выбрало нас». «Мы – интернационалисты». Комплект открыток. — М.: Изд. «Плакат», 1988.

Posted in Герои новейшей истории and tagged , , , , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *