Родился 1 Августа 1920 года в деревне Исаково, ныне Можайского района Московской области, в семье крестьянина. До 17 лет жил в родной деревне. В 1937 году окончил 7 классов и уехал в Москву, где поступил в школу ФЗУ треста Теплосантехмонтаж, которое окончил в 1939 году. Одновременно учился в аэроклубе на Сретенке. Работал слесарем на авторемонтном заводе. С 1939 года в Красной Армии, окончил укороченный курс Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков.
С Июня 1941 года Младший лейтенант И. В. Маслов в действующей армии. В составе 157-го ИАП участвовал в боях на Ленинградском, Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи.
К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Старший лейтенант И. В. Маслов совершил 285 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 15 и в составе группы 19 самолётов противника.
1 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1959 году Полковник И. В. Маслов уволился в запас, работал в Аэрофлоте. В настоящее время на пенсии, живёт в Москве.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многими другими.
* * *
Военную службу младший лейтенант Иван Маслов начал в 1940 году в 157-м истребительном авиационном полку на аэродроме Левашово под Ленинградом. В нём он прослужил с момента создания и до расформирования полка в 1949 году.
С Июля 1941 года сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Иван Васильевич Маслов воевал на 5 типах самолётов — на И-16, ЛаГГ-3, «Харрикейне», Як-7, Як-3. В 1941 году защищал небо северной столицы, летал на штурмовку войск противника. В одном из воздушных боёв был подбит, но, раненный, сумел посадить самолёт на своем аэродроме.
…Полёт на разведку над вражеской территорией подходил к концу. Паре советских истребителей, ведущим в которой летел командир звена В. Залевский, а ведомым — молодой лётчик младший лейтенант Иван Маслов, предстояло пересечь линию фронта. Казалось, скоро уже можно будет перевести дыхание. Но вдруг Залевский начал крутой разворот. Маслов устремился за ним, пытаясь угадать, что заставило командира переменить курс.
Всмотревшись в белесое зимнее небо, Иван обнаружил на небольшой высоте вражеский транспортный самолёт. Выше транспортника виднелся «Мессер». Стало ясно: командир решил атаковать «Юнкерс». Вообще-то разведчикам ввязываться в воздушный бой не рекомендовалось, но, видимо посчитав, что перед ним лёгкая добыча и атака много времени не займёт, ведущий всё же решился на неё.
Немецкий лётчик увеличил скорость, стал маневрировать по курсу. Хотя истребители «Харрикейн», английского производства, на которых летели наши лётчики, и не обладали высокой скоростью, но они всё же сближались с тихоходным вражеским самолётом.
Ведомый неотрывно следил за командиром и за находившимся выше них «Мессером». Опытные лётчики не раз предупреждали его о коварстве вражеских истребителей в воздухе, их умении выжидать и нападать исподтишка. Сблизившись с транспортником, Залевский дал залп по нему и стал выходить из атаки. Однако «Юнкерс» продолжал полёт. И тут Маслова взяла досада, что приходится уходить от самолёта, который можно было сбить. «Нет, нельзя от него уходить!» — решил лётчик и отвернул от своего ведущего. И вот уже на «Юнкерс» обрушился залп огня. Немецкий самолёт задымил.
— Ага, — распалился Маслов, — получил!
И только тут он заметил, что «Мессер» пошёл на сближение с ним. Пришлось пикировать до бреющего полёта. Немец отстал.
Но где же командир? Вроде бы прошли всего лишь мгновения. «Вот это положение», — огорчился Маслов.
Он знал, что, если ведомый теряет ведущего, ему нет оправдания в глазах лётчиков.
Командир полка Андреев не жалел крепких выражений, высказывая свои упреки Маслову. Его гнев не смягчило и подтверждение о сбитом Ju-52, поступившее ночью от наземных войск.
Так через ошибки, острые переживания, первые успехи приходил к Маслову боевой опыт. Он по крупицам накапливался с того дня войны, когда недавнему выпускнику Борисоглебской школы лётчиков Ивану Маслову вместе с товарищами была поставлена задача: защищать с воздуха Ленинград. Вскоре обстановка на фронте обострилась. Подвижные части врага рвались к городу на Неве. Надо было сделать всё, чтобы их остановить. И Маслов с товарищами по нескольку раз в день летал на штурмовку противника в районе Кингисеппа. Стрельбу по наземным целям он, как и все истребители, и раньше отрабатывал, но в боевых условиях, под обстрелом вражеских зениток пришлось осваивать эту науку по — новому. С каждым вылетом авиаторы находили всё более искусные маневры, заходы для атаки, крепли взаимопонимание и взаимодействие в группе. Но и противник, почувствовав реальную угрозу с воздуха, усилил прикрытие своих войск. Летать приходилось в плотных облаках разрывов снарядов.
Как-то раз, во время захода группы наших самолётов для удара по вражеским колоннам, по ним открыли огонь замаскированные «Эрликоны». Один из снарядов попал в самолёт Маслова. Запахло порохом. И тут же — резкая боль в левой руке. Самолёт повело на разворот. Это случилось на высоте 800 метров. Что предпринять? Маслов решил из атаки не выходить и всё делать одной правой рукой. Охваченный азартом атаки, он стрелял по врагу до тех пор, пока не снизился до верхушек деревьев. Потом с трудом вывел машину в горизонтальный полёт и на бреющем возвратился на свой аэродром. Превозмогая боль, зажал ручку управления ногами, а шасси выпустил правой рукой. После приземления его с перебитой рукой немедленно отправили в госпиталь.
Находясь в Ленинградском травматологическом госпитале, Маслов жил одной мыслью: скорее бы в полк и вместе с друзьями пойти в бой. Нетерпение росло, и, казалось, нет сил больше ждать ни дня. Но тут подоспело решение о выписке лётчиков в части. Город был уже в окружении. Решили посадить авиаторов на канонерки и по Ладожскому озеру, уже покрытому тонкой коркой льда, вывезти на Большую землю. Но погода разбушевалась, выходить нельзя. А утром показалось ясное небо, и в нём «Юнкерсы» и «Мессеры». Началась бомбёжка. Пришлось отражать воздушные атаки противника. Лётчики заняли места у зениток и били по врагам. Ночью канонерки двинулись в путь. Затемно добрались до Волхова, высадили лётный состав, и он по железной дороге отправился в пункт назначения. Там-то Маслов и встретился с «Харрикейнами», поступившими на Калининский фронт (необходимо отметить, что тяжёлые малоскоростные «Харрикейны», поступившие в полк, имели исключительно мощное «доморощенное» вооружение: английские «Браунинги» были заменены на 4 отечественные пушки ШВАК)…
Много испытаний принесли Маслову зима и лето 1942 года. Приходилось на подбитой машине садиться у линии фронта. Там, на Калининском фронте, он начал и умножил счёт сбитым «Юнкерсам».
Осенью 1942 года полк перебазировался в район Ржева, где шли упорные бои. В часть приходили новые воздушные бойцы, и в их числе опытные, такие, как А. Е. Боровых, М. С. Баранов. Боровых вскоре стал командиром эскадрильи, в которой служил Маслов. Иван Васильевич часто летал с ним ведомым и восхищался его выдержкой, смелостью, мастерством.
Но ещё чаще приходилось летать с Залевским. До чего же неудержим был в бою этот человек! Он никогда не считал, сколько вражеских самолётов перед ним, главное — стремился их сбивать. Так было и при полёте парой в район Ржева на прикрытие наших войск. В одном месте лётчики заметили большую группу «Мессеров», и, хотя силы были явно неравные, Залевский решил атаковать с ходу. Правда, урона врагу они тогда не нанесли, но отвлекли «Мессеров» от сопровождения «Юнкерсов», что, как стало известно позже, помогло другим нашим истребителям сорвать их налёт. Ещё одна польза была от той бесстрашной атаки. В ней Залевский и Маслов впервые применили приём «ножницы», заключавшийся в поочередном прикрытии друг друга.
По возвращении на свой аэродром Маслов всё-таки заметил Залевскому:
— Безумству храбрых, как говорится, поём мы песню, но нужны и выдержка и расчёт. Не следует торопиться атаковать. А мы сегодня бросились на «Мессеров» без оглядки…
— Я и сам это понимаю, — согласился Залевский. — Но до чего же хочется бить захватчиков!
В это время Маслова позвал к себе командир. Предстоял новый срочный вылет. Необходимо было сопровождать девяткой «Харрикейнов» транспортные самолёты, с которых нашим частям, окружённым в районе Белого, будут сброшены грузы и вымпелы с указанием направлений выхода к своим. Дальность такая, что горючего в обрез. Никаких отклонений от маршрута. Если «Мессеры» навяжут бой, то придётся садиться в расположении наших окружённых частей.
Полёт проходил в напряжённой обстановке, но истребители врага в бой не вступали. В условленном месте экипажи Ли-2 сбросили мешки с продуктами и развернулись на обратный курс. Но с каждым километром нарастала тревога: дотянут ли до своего ближайшего аэродрома? И как только перетянули линию фронта, лётчик Балашов первым подал сигнал о том, что горючее кончается. Он отвернул от строя и стал искать площадку для приземления. Но в этот момент двигатель истребителя остановился, самолёт резко клюнул и начал падать. Горько было на душе товарищей и обидно, что не могли ничем помочь Балашову…
Даже после нескольких вылетов в день Маслов не чувствовал такой усталости, как от одного этого полёта на максимальный радиус. Но время не ждёт, надо готовиться к новым боевым делам. В очередном полёте шестёркой Маслову удалось сбить ещё один «Юнкерс», доведя счёт своих побед до 17. Его грудь украсил орден Красного Знамени.
Зимой 1943 года лётчиков отправили для получения новой техники. Им были вручены именные самолёты от «Трудовых резервов». Это были представители второго поколения прославленных истребителей конструкции А. С. Яковлева — Як-7Б.
После этого 157-й полк был отправлен на Центральный фронт и влился в 16-ю Воздушную армию. Командиром полка стал Майор В. Ф. Волков. Первые бои провели по отражению налётов врага на Курск. Маслов был в эскадрилье А. Е. Боровых. Комэск сражался, как всегда, храбро и умело, ведя за собой товарищей. Однажды его сбили, он покинул с парашютом самолёт и уже на следующий день снова вернулся в строй.
В начале оборонительного сражения на Курской дуге, особенно в первые три дня, в воздухе шли упорные схватки. «Яки» яростно отбивали атаки «Мессеров». В наиболее трудных боях группы самолётов вёл командир полка. Росло число сбитых лётчиками вражеских самолётов. Лишь комэск Боровых за дни сражения под Курском уничтожил 8 неприятельских машин.
Запомнился Маслову и бой с немецким разведчиком Ме-110. Видимо, управлял им опытный пилот. Он часто появлялся над расположением наших войск. Необходимо было подкараулить его и сбить.
Маслов расспросил всех, кто встречал в небе этот самолёт — разведчик, уточнил, когда, на каких высотах он летает. И только после этого принял решение караулить его на рубеже, прикрываясь облачностью, а при появлении Ме-110 решительно атаковать его сверху.
Так в действительности всё и получилось. Маслов с ведомым Казначеевым, обнаружив Ме-110, ринулись на него. Неожиданным залпом они повредили «Мессер», после чего взяли его в клещи. Ни в стороны, ни, тем более, обратно пути ему не было. Немец, видимо, понял это и пошёл со снижением. Его посадили на поле в 7 километрах от аэродрома. А через час экипаж вражеского разведчика доставили в штаб полка.
Всего за время оборонительных и наступательных боёв только на Курской дуге Иван Маслов сбил 8 самолётов врага. В те же дни на его груди засверкал второй орден Красного Знамени. Впереди лётчиков ждали бои в небе Белоруссии, Польши, Германии…
К Февралю 1944 года Старший лейтенант И. В. Маслов выполнил 285 боевых вылетов. В 60 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 19 — в составе группы.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Потом были упорные бои над Сандомирским плацдармом, где Иван, словно отмечая это высокое звание, в одной из схваток уничтожил немецкий истребитель FW-190.
Летом 1944 года, перед операцией по разгрому Мозырской группировки врага, 157-й полк получил новые самолеты — Як-3. Часть входила в состав 234-й авиадивизии под командованием полковника Е. 3. Татанишвили.
Это соединение не раз отличалось в боях. За активное участие в освобождении города Мозырь дивизии было присвоено почётное наименование «Мозырская».
Как-то, патрулируя двумя парами, Маслов заметил два «Мессера». Не медля дал газ и набрал высоту. Его ведомый и вторая пара не отставали. «Мессеры» были застигнуты врасплох, и меткая очередь Маслова прошила одного из них, а второго сразил ведущий другой пары. Чуть позже Маслов с товарищами перехватил самолёт-разведчик «Юнкерс-88».
Авторитет Ивана Маслова рос от боя к бою. Его назначили заместителем командира эскадрильи. В этой должности Иван Васильевич участвовал в Белорусской операции. Ему особенно памятны разгром нашей авиацией наземной армии противника в районе Бобруйска, вылеты на штурмовку окруженных вражеских частей у Минска.
Впереди ждали новые испытания, к которым Иван Васильевич готовился уже в качестве комэска. Дивизия участвовала в боях за освобождение Варшавы, Познани. Маслов поднимался в воздух на сопровождение Ил-2 и Пе-2, на свободную охоту. В одном из таких полётов — это было севернее Варшавы — у него с ведомым Франчуком произошла встреча с парой Ме-109. Высота полёта составляла 4500 метров. Ведущие маневрировали настолько стремительно, что ведомые отстали, и началась схватка один на один. Немец был опытный, увёртливый. И всё-таки Маслов зашёл в хвост «Мессеру». Только приготовился дать очередь, как противник стремительно нырнул в пике. Иван Васильевич, захваченный азартом борьбы, ринулся за ним. Погоня заставила врага потерять обычную осторожность, самолёт его спустился слишком низко, зацепил за вершины деревьев и упал в лес…
Но и Маслову дорого обошлась погоня. Плоскости его «Яка» вспухли, капоты вдавились. Потребовались невероятные усилия, чтобы довести самолёт до своего аэродрома. После осмотра специалисты списали этот Як-3.
В дальнейшем Маслов участвовал в прикрытии Кюстринского плацдарма на Одере, в Восточно-Померанской операции. За успешные боевые вылеты 234-я дивизия была удостоена в те дни ордена Красного Знамени.
Отличились лётчики этой дивизии, а в их числе комэск Маслов, и в первый день наступления на Берлин — 16 Апреля 1945 года. Лишь в 8 воздушных боях они сбили 11 вражеских самолётов. А всего за Берлинскую операцию эскадрилья, которой командовал Капитан И. В. Маслов, сбила столько же самолётов, сколько все остальные лётчики 157-го истребительного авиаполка. Количество же боевых вылетов, совершённых Масловым к тому времени, достигло 350, а число воздушных боёв — около 100. Свой последний боевой вылет он совершил 1 Мая 1945 года.
В поверженном Берлине закончил боевой путь Иван Васильевич Маслов. Всего на его счету числится 23 сбитых вражеских самолёта лично и 18 в группе с товарищами (некоторые источники указывают на 26 личных побед).
После войны он продолжил службу в ВВС. В 1948 году, в числе первых лётчиков, освоил новую технику — вертолёт. В 1951 году в городе Пушкино им впервые была подготовлена группа лётно-технического состава и 9 винтокрылых машин Ми-1 для участия в параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного флота. После парада состоялся доклад правительству о целях и перспективах применения вертолётов в армии и народном хозяйстве.
В 1954 году Иван Васильевич окончил Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования командного состава. В 1959 году полковник И. В. Маслов демобилизовался и поступил на лётную работу в Гражданский воздушный флот, возглавив там эскадрилью, которая впервые применяла вертолёты для доставки в отдалённые районы Сибири грузов и строительных материалов.
С 1970 по 1976 год работал в 235-м авиаотряде Внуково, в составе которого выполнял транспортные перевозки. Затем работал диспетчером Московского транспортного управления Гражданского Воздушного Флота.
С 1984 года Иван Васильевич на заслуженном отдыхе. Но и сейчас сердцем и мыслями он с теми, кто продолжает славные традиции советских авиаторов.