Рязанов Василий Георгиевич – командир 1-го штурмового авиационного корпуса (5-я воздушная армия, Степной фронт), генерал-лейтенант авиации; командир 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии генерал-лейтенант авиации.
Родился 12 (25) января 1901 года в селе Большое Козино (ныне – посёлок городского типа Балахнинского района Нижегородской области). В 1914 году окончил 5 классов сельской школы, в 1916 году – 4 класса высшего начального училища в городе Балахна. Служил на почте при железнодорожной станции Рузаевка, в 1917 году – на почте в посёлке Сормово (ныне — в черте Нижнего Новгорода). В 1918 году работал на заводе «Красное Сормово», затем – инструктором Балахнинского внешкольного уездного отдела народного образования.
В армии с мая 1920 года. До 1921 года – лектор-агитатор в Нижегородском губернском военном комиссариате. В 1922 году окончил рабфак при Московском государственном университете, в 1924 году – Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. До 1925 года был инструктором политотдела стрелковой дивизии в Московском военном округе.
В 1926 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1927 году – Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Был на лётно-инструкторской работе в: Ленинградской военной авиационной школе лётчиков-наблюдателей (1927-1928), Оренбургской военной авиационной школе лётчиков (1928-1929), Ленинградской военно-теоретической школе ВВС (1929-1930), Одесской военной авиационной школе лётчиков (1930-1931), Московской школе спецслужб (1931-1933). В 1930 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, в 1935 году – её оперативный факультет. Был командиром авиационной бригады Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
С 1936 года командовал 44-й авиабригадой (в Сибирском военном округе). В апреле 1938 года полковник Рязанов В.Г. был незаконно репрессирован и уволен из армии. В сентябре 1939 года восстановлен в армии. Был на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. С марта 1940 года – преподаватель тактики ВВС, затем начальник учебного отдела Военно-воздушной академии командного и штурманского состава ВВС РККА (Монино).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – заместитель командующего ВВС 5-й армии (Юго-Западный фронт), в августе-декабре 1941 – начальник группы контроля Управления ВВС Юго-Западного фронта, в декабре 1941 – марте 1942 – командир 76-й смешанной авиационной дивизии (Южный фронт), в апреле-июле 1942 – командир манёвренной авиагруппы Юго-Западного фронта, в июле 1942 – командующий 2-й истребительной авиационной армией Резерва Верховного Главнокомандования. Участвовал в оборонительных боях на Украине и обороне Сталинграда. Генерал-майор авиации (27.03.1942).
С сентября 1942 – командир 1-го (с февраля 1944 – 1-го гвардейского) штурмового авиационного корпуса. Воевал на Калининском, Северо-Западном, Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Части корпуса под его командованием участвовали в Великолукской операции, Курской битве, Белгородско-Харьковской операции. Освобождении Левобережной Украины, Кировоградской и Корсунь-Шевченковской операциях.
За высокое мастерство в управлении частями корпуса в боях, умелую организацию взаимодействия с наземными войсками при форсировании Днепра и личный героизм генерал-лейтенанту авиации Рязанову Василию Георгиевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В составе 1-го Украинского фронта части корпуса под его командованием участвовали в Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.
За отличия в боях на рубеже реки Висла и при разгроме ченстоховско-радомской группировки противника гвардии генерал-лейтенант авиации Рязанов Василий Георгиевич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».
После войны продолжал командовать корпусом (в Центральной группе войск, Австрия). В феврале 1947 – апреле 1949 командовал 14-й воздушной армией (Прикарпатский военный округ). С апреля 1949 командовал 69-й воздушной армией (Киевский военный округ).
Избирался депутатом Верховного Совета УССР, кандидатом в члены Центрального комитета Коммунистической партии Украины.
Жил в городе Киев (Украина). Умер 8 июля 1951 года. Похоронен на Лукьяновском военном кладбище в Киеве.
Генерал-лейтенант авиации (17.03.1943). Награждён 2 орденами Ленина (22.02.1944; 1945), 3 орденами Красного Знамени (02.1943; 3.11.1944; 15.11.1950), орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени (1944), Суворова 2-й степени (27.08.1943), Красной Звезды (29.12.1941), медалями, иностранными наградами.
В посёлке Большое Козино установлены бронзовый бюст В.Г.Рязанова и мемориальная доска на доме, в котором он родился и жил. Его имя носит школа посёлка, в которой создан музей В.Г.Рязанова. Именем Героя названы также средняя школа в Киеве и улицы в посёлке Большое Козино и городе Балахна. В городе Нижний Новгород, на территории нижегородского кремля, установлена стела и мемориальная доска.
* * *
Великая Отечественная война застала В.Г. Рязанова в Москве. Он руководил факультетом в Военно-воздушной академии. В первый день войны подал рапорт с просьбой отправить его в действующую армию. 28 июня 1941 года полковник В.Г. Рязанов получил назначение на Юго-Западный фронт заместителем командующего авиацией 5-й армии.
В конце 1941 года на Южном фронте, командуя 76-й штурмовой авиационной дивизией, он участвовал в Ростовской наступательной операции. После зимнего контрнаступления Красной Армии под Москвой, когда фашистские войска были отброшены на сотни километров, появилась надежда на скорую победу.
В мае 1942 года генерал-майор авиации В.Г. Рязанов — командующий маневренной авиационной группой Юго-Западного направления. Задуманное командованием наступление с целью разгрома харьковской группировки противника и освобождения Харькова обернулось для наших войск трагическими последствиями — окружением войск в Барвенковском выступе.
Вскоре В.Г. Рязанова отозвали с фронта в Москву. Его принял командующий Военно-воздушными силами и заместитель наркома обороны генерал-лейтенант авиации А.А.Новиков.
Он объяснил В.Г. Рязанову причину вызова: принято решение о создании воздушных и авиационных армий и однородных авиационных дивизий и армий вместо существовавших до этого Военно-воздушных сил фронтов. В.Г. Рязанов с 1 июля 1942 года был назначен командующим 2-й истребительной авиационной армией и немедленно приступил к её формированию.
Но выполнить до конца этот приказ В.Г. Рязанов не успел. Его армия в ходе формирования была разделена на две группы по две авиационные дивизии, которыми 27 июля 1942 года были усилены соответственно 1-я и 3-я воздушные армии. К этому времени практика боевых действий показала нецелесообразность иметь в составе одного фронта воздушную и авиационную армии.
В конце августа 1942 года началось формирование авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования, которыми при необходимости усиливались воздушные армии в важнейших операциях. 10 сентября 1942 года В.Г. Рязанову поручили на базе формируемой авиационной армии сформировать и возглавить 1-й штурмовой авиационный корпус. Ему предстояло командовать «летающими танками» — так назвали фронтовики самолёты-штурмовики конструктора Ильюшина.
Формирование 1-го штурмового авиационного корпуса проходило в Москве. На подмосковные аэродромы слетались полки, входящие в две штурмовые авиационные дивизии корпуса. Несмотря на сжатый срок подготовки, генерал В.Г. Рязанов умело сколотил руководящий состав подчинённых частей, организовал обучение молодых лётчиков-штурмовиков на Ил-2, а лётчиков-истребителей на Як-1.
Когда формирование корпуса было закончено, генерала В.Г. Рязанова вызвал Верховный Главнокомандующий и поставил перед ним задачу — выработать тактику массированного применения штурмовой авиации.
Свой боевой путь корпус начал в октябре 1942 года на Калининском фронте, разместившись в лесисто-болотистом районе неподалеку от Андриаполя. Осенняя слякоть ещё более ухудшила дороги и полевые аэродромы этого трудного театра военных действий. Несмотря на скверную погоду, снежную пургу и низкую облачность, лётчики В.Г. Рязанова поддержали наступление войск Калининского фронта, помогли прорвать сильно укрепленную оборону противника и нанести ему крупное поражение.
17 марта 1943 года В.Г. Рязанову присвоили очередное воинское звание — генерал-лейтенант авиации. Через день после этого Ставка приняла решение перебросить корпус В.Г. Рязанова на Воронежский фронт в оперативное подчинение 2-й воздушной армии.
В июне 1943 года в состав корпуса В.Г. Рязанова вошла 203-я истребительная авиационная дивизия. Большой опыт борьбы с танками и механизированными частями врага, накопленный штурмовиками, особенно пригодился в боевых действиях на Курской дуге, начавшихся в июле 1943 года.
Части корпуса вели напряжённую боевую работу по отражению наступления противника на белгородском направлении. Утром 7 июля 1943 года в районе Белгорода на группу фашистских танков — их было не меньше сотни — обрушились наши штурмовики. Эффект их действий был невиданный.
При первой же атаке одна группа штурмовиков подбила и сожгла около 20 танков. Одновременно другая группа обрушилась на отдыхавший в автомашинах мотострелковый батальон. На головы захватчиков градом посыпались бомбы мелкого калибра и снаряды. Было сожжено 90 автомашин и убито 120 человек.
В тот день наши механизированные войска, поддержанные двумя сосредоточенными ударами восьмидесяти штурмовиков корпуса генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова, успешно отразили атаку четырёх танковых дивизий противника из района Сырцово, Яковлево в направлении на Красную Дубровку и Большие Маячки. После сосредоточенных ударов штурмовики непрерывно действовали небольшими группами, уничтожая танки и мотопехоту противника. В результате совместных усилий на поле боя осталось свыше двухсот горящих вражеских танков.
Под командованием генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова штурмовики-гвардейцы действовали исключительно дерзко и смело. Как смерч, обрушивались они на танки и пехоту противника, скопление автомашин. На Курском плацдарме лётчики впервые применили противотанковые бомбы (ПТБ). Каждый самолёт Ил-2 брал на борт 312 таких бомб. Сокрушительные атаки штурмовиков наводили ужас на гитлеровцев.
За отличное руководство боевыми частями Военный совет Воронежского фронта вынес благодарность генерал-лейтенанту В.Г. Рязанову и всему личному составу авиационного корпуса, участвовавшему в разгроме наступавших бронетанковых сил противника.
19 июля 1943 года авиационный корпус был переподчинен Степному фронту, который находился в период оборонительных боёв в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, а затем начал контрнаступление.
Имея большой опыт командования крупными авиационными соединениями, генерал-лейтенант В.Г. Рязанов отлично организовал работу по взаимодействию с наземными войсками и управлению боевыми действиями авиации на поле боя. Он ещё до Курской битвы взял себе за правило находиться на переднем крае линии фронта вместе с общевойсковым командиром. Отсюда он направлял штурмовики, и их удары были исключительно эффективны и заслуженно вызывали восторг и благодарность наземных войск. От метких ударов штурмовиков горели бронированные «тигры», «пантеры», «фердинанды».
Развивая успех, войска Степного фронта стремительно продвигались на запад, к Днепру. Авиационный корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова освобождал Красноград, Полтаву, Кременчуг, который гитлеровцы пытались удержать в своих руках как предмостное укрепление на берегах Днепра. Преодолевая яростное сопротивление гитлеровцев, передовые части фронта 21 сентября 1943 года вышли к Днепру.
Правый берег реки высотой восемьдесят метров был серьезной естественной преградой, а имея мощные укрепления, становился, по мнению гитлеровских генералов, называвших этот рубеж обороны «Восточным валом», непреодолимым для советских войск. Но надежды врага на позиционную оборону не осуществились. Наши войска в первую же ночь с ходу форсировали широкую преграду. Началась борьба за овладение плацдармами.
Действуя в составе 5-й воздушной армии, 1-й штурмовой авиационный корпус сыграл решающую роль при удержании плацдармов. Генерал-лейтенант В.Г. Рязанов, находясь на передовой позиции, с командного пункта стрелкового полка по радио указывал цели штурмовикам, сосредоточивая огневую мощь на наиболее важных участках. «Илы» беспрерывно обрушивали на контрнаступающие войска противника реактивные снаряды, бомбы и пушечно-пулемётный огонь.
В боях на Правобережной Украине корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова активно поддерживает наступающие войска 2-го Украинского фронта при освобождении Знаменки и Кировограда. Корпус получил почетное наименование Кировоградский, а его три отличившиеся авиационные дивизии стали именоваться Красноградской, Полтавской, Знаменской. 5 февраля 1944 года корпус стал 1-м гвардейским.
В июле 1944 года корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова в составе войск 1-го Украинского фронта участвовал в наступательной операции на львовском направлении. Враг имел здесь глубоко эшелонированную долговременную оборону, и для ее прорыва широкое применение получило массированное использование авиации.
2-я воздушная армия к началу операции имела девять корпусов и три отдельные авиационные дивизии. Только в первом массированном ударе в первый день наступления участвовало около 1300 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В тот же день 14 июля 1944 года во втором массированном ударе по резервам противника участвовало более 1400 самолётов.
На следующий день в тяжелом положении оказались части нашей 38-й армии на центральном участке наступления. Её контратаковала крупная группировка вражеских танков. Критическое положение спасла авиация. Массированный удар по танковой группировке противника продолжался четыре часа. В тот день немалый урон врагу нанесли и штурмовики 1-го гвардейского корпуса.
16 июля 1944 года южнее пункта Колтув оборона противника была прорвана на глубину 18 километров и 4-6 километров в ширину. На флангах прорыва с севера и юга нависали крупные группировки немецких войск. Вот в этот Колтувский коридор и была введена 3-я гвардейская танковая армия генерала П.С.Рыбалко.
Лётчики 1-го гвардейского и 8-го штурмовых авиационных корпусов, а также 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии прикрывали танкистов. Эшелонированными действиями они уничтожали противника на флангах участка прорыва и на маршрутах движения гвардейцев-танкистов.
Генерал-лейтенант В.Г. Рязанов с оперативной группой и двумя радиостанциями находился в самом узком месте Колтувского коридора, у деревни Нуще. Отсюда хорошо просматривалась местность, и он по радио наводил эскадрильи штурмовиков на важнейшие объекты, представлявшие угрозу нашим танкистам.
Вслед за 3-й гвардейской танковой армией в сражение была введена и 4-я танковая армия генерала Д.Д. Лелюшенко. 18 июля 1944 года танкисты соединились с наступавшей севернее конно-механизированной группой, окружив в районе города Броды восемь вражеских дивизий, и совместно с авиацией к исходу 22 июля 1944 года уничтожили их.
27 июля 1944 года наши войска освободили Львов. Немецкая группа армий «Северная Украина» потерпела тяжёлое поражение. Остатки разбитых дивизий отступали к Висле и Карпатам.
Вместе с передовыми частями фронта корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова в последние дни июля 1944 года вышел к Висле. Он прикрывал войска при форсировании реки и на западном берегу, когда южнее Сандомира части 13-й армии генерала Н.П.Пухова и 1-й гвардейской танковой армии генерала М.Е.Катукова, а севернее — части 3-й гвардейской армии генерала В.Н. Гордова захватили плацдармы небольших размеров.
Фашисты стремились во что бы то ни стало ликвидировать плацдармы. Только беспрерывные атаки штурмовиков сдерживали натиск фашистских танков. Изо дня в день они «утюжили» танковые группы, но, не считаясь с потерями, гитлеровцы пытались сбросить наши войска в реку.
В этот напряженный период боёв на западном берегу Вислы маршал И.С. Конев решил создать ударную группу из четырех авиационных корпусов под командованием генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова. Группа В.Г. Рязанова выполнила боевую задачу. Позднее командующий 1-м Украинским фронтом маршал И.С. Конев скажет, что Сандомирский плацдарм отстояла авиация.
Бои за расширение плацдарма продолжались до января 1945 года. Личный состав корпуса В.Г. Рязанова проявил отвагу и геройство по уничтожению окруженной группировки противника северо-западнее Сандомира и ченстоховско-радомской группировки. Части корпуса оказали эффективную помощь наземным войскам в овладении рядом крупных опорных пунктов врага на южной территории Польши и Верхней Силезии.
Лётная работа проводилась в исключительно сложных метеорологических условиях, и всё это время В.Г. Рязанов лично руководил штурмовиками на поле боя. 15 февраля 1945 года корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова наградили орденом Суворова 2-й степени. В эти дни он вёл боевую работу уже на территории Германии, на западном берегу Одера в районе осажденного города Бреслау. Вскоре передовые части фронта вышли к реке Нейсе.
Отсюда 16 апреля 1945 года, после мощной артиллерийской подготовки, войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление. Началась битва за Берлин. Корпус В.Г. Рязанова содействовал пехоте с танками в форсировании Нейсе. Перед началом наступления штурмовики поставили дымовую завесу на направлении главного удара фронта.
В районе Кебельн, Ёмлитц, Мускау при прорыве первой полосы обороны 5-я гвардейская армия генерала А.С. Жадова приостановила продвижение под сильным артиллерийским обстрелом противника. В.Г. Рязанов направил туда 100 штурмовиков под прикрытием 65 истребителей и после их работы на месте артиллерийских батарей остались искореженный металл и трупы вражеских солдат. Наши войска устремились вперёд и захватили опорные пункты.
Днем 17 апреля 1945 года в сражение были введены танковые армии П.С. Рыбалко и Д.Д. Лелюшенко. Прикрывая танкистов, корпус В.Г. Рязанова непрерывными ударами уничтожал огневые средства, контратакующие танки и войска противника. Танковые армии с ходу форсировали Шпрее, прорвали третью полосу обороны и начали стремительное продвижение на Берлин с задачей окружить берлинскую группировку.
21 апреля 1945 года они вышли на окраины Берлина, а 25 апреля, совместно с общевойсковыми армиями, окружили две изолированные друг от друга группировки противника — в Берлине и юго-восточнее его, получившей название франкфуртско-губенской группировки. Она стремилась прорваться на запад, откуда ей на помощь спешила 12-я немецкая армия. Преградить ей путь, не дать прорваться в район посёлка Беелитц и было поручено В.Г. Рязанову и Д.Д. Лелюшенко.
Они находились на одном командном пункте на узкой полосе земли, которая отделяла окруженную вражескую группировку от армии Венка. 30 апреля 1945 года между ними было всего три-четыре километра. Но преодолеть их фашисты так и не смогли. Генерал-лейтенант В.Г. Рязанов, как обычно, спокойным и уверенным голосом вызывал на поле боя штурмовики, которые непрерывными атаками уничтожали контратакующие войска.
Только 29 апреля 1945 года штурмовики произвели 400 самолётовылетов. Надежная поддержка с воздуха помогла нашим танкистам отразить все контратаки. 12-я армия так и не смогла прорваться на помощь окруженным. 1 мая 1945 года франкфуртско-губенская группировка была полностью разгромлена.
Гвардейцы-истребители из 2-й воздушной армии в тот день сбросили на парашютах над рейхстагом красное полотнище с надписью «Победа». За самоотверженную боевую работу при штурме столицы третьего рейха корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова наградили орденом Кутузова 2-й степени и присвоили почетное наименование — Берлинский.
Лётчики корпуса генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова за годы войны совершили более 58 тысяч боевых вылетов, уничтожили 3770 танков, 21200 автомашин, 633 батареи полевой артиллерии, 94 зенитных батареи, 54 железнодорожных эшелона, 400 разных складов, 1166 самолётов противника и много другой военной техники.
Лётчики-штурмовики уничтожали самолёты не только на земле, во время штурмовок вражеских аэродромов. В совершенстве владея «Илом», они смело вступали в воздушные схватки с противником и выходили победителями. Многие тысячи гитлеровцев уничтожили штурмовики и лётчики-истребители на боевом пути прославленного соединения.