Родился 1 ноября 1921 года в городе Майкоп, ныне Адыгейской автономной области Краснодарского края, в семье рабочего. Окончил 7 классов начальной школы и Майкопский аэроклуб в 1938 году. С 1938 года в Военно-Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС ВМФ.
С Сентября 1942 года Лейтенант Д. В. Зюзин в действующей армии. Служил в составе 32-го ИАП (11-го Гвардейского ИАП) Черноморского флота, летал на ЛаГГ-3, Як-1 и «Аэрокобре». В Январе 1945 года переведён на лётно-испытательскую работу.
К апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота) гвардии старший лейтенант Д. В. Зюзин совершил 535 боевых вылетов на штурмовку войск врага, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, воздушную разведку. В 51 воздушном бою сбил 15 самолётов противника.
16 мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. Командовал эскадрильей истребительного авиационного полка Тихоокеанского флота. Участвовал в советско-японской войне 1945 года.
С 1957 года Гвардии полковник Д. В. Зюзин — в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 12 Июля 1976 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Автор книг: «Испытание скоростью», «По облачному следу».
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.
* * *
Дмитрий Зюзин родился 1 Ноября 1921 года в городе Майкоп, ныне Адыгейской автономной области Краснодарского края, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и Майкопский аэроклуб в 1938 году. С 1938 года в Военно-Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС ВМФ.
Участник Великой Отечественной войны с Сентября 1942 года. Сражался на Чёрном море в составе 32-го истребительного авиаполка. Днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на разных типах истребителей (через его руки прошли многие самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-29 «Аэрокобра»), он выполнял сложнейшие боевые задания.
За время боёв Дмитрий Зюзин неоднократно проявлял смелость и находчивость. Он участвовал в бомбовых ударах по наземным войскам противника и караванам судов, прикрывал наших бомбардировщиков и штурмовиков, самоотверженно дрался с вражескими самолётами.
Не сразу пришли к нему победы. Первое время мешала горячность. Как-то в 1941 году, осенью, в составе группы вылетел он к Перекопу. Заметив идущие навстречу «Мессеры», ведущий группы стал набирать высоту. Немцы — тоже. Выше и выше, выжимая из моторов всё, что возможно. Самолётов противника было больше. И вот они в четком строю первыми устремились навстречу. Зюзин услышал в наушниках: «Спокойно, держать строй!» — когда уже нёсся впереди всех, целясь в лоб головному «Мессеру». Справа и слева мелькнули силуэты неприятельских машин, трассирующие очереди…
Потом-пустое безоблачное небо. Где же ведущий немецкой группы, где остальные враги, где свои? Далеко позади внизу вилась тугая наклонная «карусель». Друзья сражались, может быть, гибли… К счастью, всё обошлось. Немцы выключились из боя, ушли в свою сторону: видимо, у них кончался запас горючего…
Были и другие уроки. Были даже победы, которые и вспоминать потом не хотелось. Представление, что храбрость превыше всего, постепенно сменилось убеждением: успех обеспечивается способностью сохранять ясность мысли и полное самообладание в самых критических положениях. Точная оценка возможностей противника, соответственный выбор действий. Неустанное совершенствование лётного и тактического мастерства. Всему этому Дмитрий учился у своих замечательных командиров — Арсения Шубикова и Бориса Литвинчука.
…10 Августа 1942 года, «бархатный сезон» в самом разгаре. Солнце жгло неимоверно и Старшему лейтенанту Дмитрию Зюзину казалось, что скоро и он сам, и его самолёт расплавятся под испепеляющими лучами. В кабине было душно. Тело сковывала тяжёлая сонливость, и это злило лётчика. Он понимал, что внимательность должна быть острой и постоянной: в тот день немецкие самолёты уже дважды пытались прорваться к Туапсе. Внизу — корабли, флот.
Словно в подтверждение его мыслей, небо на горизонте запестрело чёрными точками. Один самолёт, второй, третий, десятый… Дмитрий сбился со счёта, когда перевалил за 20, и тут же услышал голос с земли: «Курсом на Туапсе идут 30 самолётов противника. Немедленно атакуйте!..»
Противник явно не ожидал такой дерзости. На армаду их самолётов шли трое русских. Всего трое… Ну что же, тем хуже для атакующих. Если им надоело жить, пусть пеняют на себя.
Зюзин очень точно рассчитал маневр. Зайдя со стороны солнца, он атаковал головную машину. И прежде чем «асы рейха» сумели сообразить, что и к чему, отсечь атаку наших истребителей, «Хейнкель» уже пылал. Две точные пушечные очереди сделали своё дело.
Строй бомбардировщиков рассыпался. Немецкие пилоты, сбросив бомбы в море, стали уходить. Новый разящий удар Зюзина — второй «Хейнкель-111» пошёл к воде… Так сражался летом 1942 года Дмитрий Зюзин, и не только он один.
…В ночь на 1 Ноября 1943 года части 318-й Новороссийской стрелковой дивизии и батальон морской пехоты, погрузившись на катера и вспомогательные суда, совершили дерзкий бросок через штормовой Керченский пролив и высадились на крымский берег в районе рыбачьего поселка Эльтиген. Наутро наш прифронтовой Геленджикский аэродром напоминал растревоженный улей. В небо один за другим взмывали истребители 11-го Гвардейского истребительного авиаполка, тяжело взбирались наши нагруженные бомбардировщики, над горизонтом выстраивались в боевые четверки и шестерки бронированные штурмовики.
25 Ноября 1943 года командир звена Старший лейтенант Дмитрий Зюзин вылетел во главе восьмёрки на прикрытие плацдарма от вражеских бомбардировщиков. Барражирование решил проводить двумя звеньями на разных высотах — это облегчало своевременное обнаружение противника. Над позициями врага появились наши штурмовики в сопровождении «Яков». Они с ходу обрушили вниз ураган огня.
Зюзин видел, как взрывались боеприпасы на вражеских артиллерийских позициях, как слетали башни с танков, сосредоточившихся для атаки. Бомбы и реактивные снаряды ложились густо и точно, экипажи «Илов» работали на совесть, не обращая внимания на вспыхивающие вокруг них разрывы, на трассы «Эрликонов» и пулемётов.
Группа «Яков» была начеку. Когда на горизонте появились тёмные точки, быстро обретавшие форму «Мессеров», она заняла выгодную позицию и решительно иступила в бой.
Зюзин горел желанием помочь «Якам», но его задачей было другое. Испытывать нервы пришлось недолго. Не прошло и пяти минут, как в воздухе появилось свыше двух десятков Ju-87 под прикрытием шестёрки Ме-109. Зюзин распределил силы: одно звено связало боем «Мессеры», другое с ходу врезалось в строй бомбардировщиков.
Первая же атака увенчалась успехом. Один из «Юнкерсов» потянул дымовой хвост к земле: его с короткой дистанции срезала пулемётно-пушечная очередь Зюзина. Бой разгорался. Было сбито и подбито ещё несколько бомбардировщиков противника. Остальные, сбросив бомбы куда попало, повернули на свой аэродром…
В эти дни Дмитрий Зюзин одержал свою 12 победу. Его четвёрка вылетела по тревоге к Керченскому проливу: бившиеся с «Мессерами» однополчане нуждались в помощи. Зюзин увидел «карусель» издали, по неуловимым признакам угадал: горючее у товарищей на исходе. Надо немедленно обеспечить им выход из боя…
Случай для этого тут же представился: один из «Мессеров» задымил и кометой понёсся вниз. Внимание вражеских лётчиков на какой — то момент было отвлечено. Дмитрий искусным виражом воткнулся в «карусель». Немцы, решив, что новая четвёрка пришла на усиление своих, поспешили выйти из боя.
Звено Зюзина осталось одно — ждать очередную волну вражеских бомбардировщиков. Чтобы захватить их врасплох, Дмитрий решил выдвинуть свой воздушный патруль вперед.
— Следовать за мной на Багерово, — передал ведомым.
Над вражеской территорией вести бой опаснее, зато можно рассчитывать на внезапность. Расчет оказался верным вдвойне: «Хейнкели» появились без сопровождения истребителей. Очевидно, «Мессеры» поспешили вперед расчистить воздух над плацдармом. Бомбардировщики, надеясь на них, вряд ли как следует ведут наблюдение…
Подав команду на атаку, Зюзин ввёл самолёт в пикирование. Нацелился на ведущего, сблизился до предела. Длинная очередь прошила моторы «Хейнкеля», он загорелся, перевалился через крыло, сорвался в штопор. В строю немцев возникла паника, они начали освобождаться от бомб, сбрасывая их в поле в расположении своих войск…
На разборе в полку действия Старшего лейтенанта Дмитрия Зюзина получили самую высокую оценку. Особо отмечались его хладнокровие, трезвый и точный расчёт, способность правильно оценить обстановку.
1 декабря 1943 года, при отражении массированного налёта вражеских бомбардировщиков на аэродром Восточный, Дмитрий одержал свою 13-ю личную победу. Особо примечательным было то, что эта победа была одержана им в «юбилейном» — 500-м боевом вылете.
К апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота) гвардии старший лейтенант Д. В. Зюзин совершил 535 боевых вылетов на штурмовку войск врага, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, воздушную разведку. В 51 воздушном бою сбил 15 вражеских самолётов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года Гвардии капитан Зюзин Дмитрий Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3804).
После разгрома немецких войск в Крыму Дмитрий Зюзин сражался на других участках фронта до полной победы над врагом. К концу войны Гвардии капитан Д. В. Зюзин совершил 596 успешных боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил 11 вражеских самолётов лично и 8 в группе с товарищами.
В 1945 году Дмитрий Васильевич окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ в городе Моздок. Командовал эскадрильей истребительного авиационного полка Тихоокеанского флота. Участвовал в советско-японской войне 1945 года. До 1948 продолжал службу в строевых частях ВВС ВМФ.
В 1950 году окончил Школу лётчиков-испытателей. К тому времени, с точки зрения так называемой «карьеры», он уже стоял, как говорится, на вполне твёрдых рельсах. Но размеренное продвижение по чинам, должностям и званиям не привлекало Зюзина. Его потянуло на новое творческое дело — лётные испытания.
В Школе он успевал отлично — и в аудитории и в воздухе. Однажды попробовали выпустить его, «закоренелого» истребителя, без провозных, с одного ознакомительного полёта, на двухмоторном транспортном самолёте. И этот эксперимент удался как нельзя лучше. Дмитрий Васильевич вылетел безукоризненно, ещё раз подтвердив стародавнее утверждение, что нет «прирождённых» истребителей, бомбардировщиков или штурмовиков, а есть… хорошие и плохие лётчики.
С мая 1950 по Февраль 1954 года он был на лётно-испытательной работе в Лётно-Исследовательском институте. Провёл испытания двигателя НК-12 на летающей лаборатории Ту-4ЛЛ, ряд испытательных работ на самолётах — истребителях.
В 1954-1957 годах работал лётчиком — испытателем ОКБ А.Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания боевого самолёта Ту-91 и пассажирского самолёта Ту-110. Участвовал в отработке системы заправки в воздухе бомбардировщика Ту-16.
С 1957 года лётчик-испытатель 1-го класса (1954 год) гвардии полковник Д. В. Зюзин — в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. До 1962 года работал ведущим инженером в ОКБ А. Н. Туполева.
Умер 12 июля 1976 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. На родине, в городе Майкопе, его именем названа улица, установлена памятнная доска.