В 1932 году на берегу Амура среди дальневосточной тайги был заложен Комсомольск-на-Амуре. Уже через 10 лет город стал важным промышленным и оборонным центром. В годы Великой Отечественной войны на его предприятиях велась выплавка стали, строились боевые самолёты и корабли.
В военное время для обеспечения ПВО города в 18 км юго-восточней Комсомольска-на-Амуре началось возведение взлётно-посадочной полосы.
Первоначально были построены грунтовая ВПП длиной 800 метров и капониры. Личный состав размещался в землянках и строениях барачного типа с печным отоплением. В послевоенное время велось строительство бетонной ВВП длиной 2500 м, капитальных сооружений, жилых и технических зданий, укрытий для самолётов.
Своё название аэродром, расположенное рядом село и военный городок Хурба-2 получили от протекающих неподалёку небольших рек Малая Хурба и Большая Хурба.
В настоящее время аэродром Хурба является одним из двух крупных аэродромов в окрестностях Комсомольска-на-Амуре. Второй аэродром, где имеется взлётно-посадочная полоса, способная принимать все типы воздушных судов, — это заводской аэродром Дзёмги на северо-восточной окраине города. На Дземгах так же базируется 23-й иап, на вооружении которого состоят истребители Су-27СМ, Су-30 и Су-35.
В силу разных причин размещение истребителей, обеспечивающих прикрытие Комсомольска-на-Амуре, произошло в Хурбе уже в послевоенное время. С 1948 года по 1962 годы здесь базировался 311-й истребительный авиационный полк ПВО (до 28 июня 1946 года 48-й иап).
На вооружении полка состояли истребители: И-15бис, И-16, И-153, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-9. Боевые самолёты и лётчики полка принимали участие в боях на озере Хасан, Халхин-Голе и Советско-японской войне.
В 1969 году в Хурбу из ГДР перебазирован 277-й бомбардировочный Млавский Краснознаменный авиационный полк.
Полк в составе двух эскадрилий на самолетах СБ-2 был сформирован в апреле 1941 года в Краснодарском крае. 13 сентября 1941 года он получил наименование 277-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Эта дата в летописи полка зафиксирована как день образования части.
Полк вошел в состав ВВС 56 армии Южного фронта и с октября 1941 года участвовал в обороне Таганрога, нанося бомбовые удары по наступающим танкам и мотопехоте немецко-фашистских захватчиков. После этой операции в июне 1942 года полк, понёсший серьезные потери в личном составе и технике отведен на переформирование в Кировабад, где личный состав полка прошел переподготовку на полученные из США по «ленд-лизу» самолеты A-20 «Бостон».
Бомбардировочный полк воевал на Кавказе и в Крыму, после чего вошел в 16 ВА 1-го Белорусского фронта, где участвовал в Бобруйской и Люблинской операциях по разгрому и уничтожению крупных группировок противника. За высокие показатели боевой деятельности, мужество и героизм, проявленные личным составом, приказом Главнокомандующего от 19 февраля 1945 года полку присвоено почетное наименование «Млавский». После окончания войны самолёты полка базировались на аэродромах Польши и ГДР.
Успехи, достигнутые личным составом полка в послевоенные годы, неоднократно отмечались командованием.
На момент перебазирования, на дальневосточный аэродром Хурба 277-й бап был вооружен бомбардировщиками Ил-28, в том числе и штурмовой модификации Ил-28Ш. Отличием штурмовой модификации от обычных бомбардировщиков было наличие дополнительных пилонов под плоскостями для подвески разнообразного вооружения. Штурмовой вариант Ил-28 предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа ракетных установок и танков. Под крыльями самолета устанавливали до 12 пилонов, на которых могли подвешиваться: блоки НАР, подвесные пушечные гондолы, кассетные или обычные авиабомбы.
Идея создания Ил-28Ш появилась в конце 60-х годов после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский в 1967 году. В этот вариант переоборудовались бомбардировщики проходившие ремонт на авиаремонтных предприятиях.
В 1975 году лётчики полка одними из первых в ВВС начали переучиваться на новые фронтовые бомбардировщики Су-24. Параллельно продолжая эксплуатацию проверенных Ил-28.
Первые пять Су-24 поступили в 277-й бап с балтийского аэродрома Черняховск (63-бап), где они проходили войсковые испытания. Это были машины самых первых серий — 3, 4 и 5-й.
По мере освоения новой техники Ил-28 передавались на созданную в Хурбе базу хранения авиатехники (база резерва), где позднее кроме бомбардировщиков находились также истребители-бомбардировщики Су-17 и перехватчики Су-15.
Одновременно с поступлением Су-24 велось строительство железобетонных укрытий для них, а также расширение и благоустройство военного городка Хурба-2.
Годы «реформ» и экономические трудности 90-х негативным образом сказались на уровне боевой подготовки и техническом состоянии боевых самолётов 277-го бомбардировочного авиационного Млавского Краснознамённого полка. Из-за отсутствия авиакеросина и дефицита запасных частей резко сократилось количество полётов. В упадок стала приходить инфраструктура аэродрома и военного городка.
В середине 90-х ликвидированы прикрывавший Хурбу зенитно-ракетный дивизион ЗРК С-125 и база хранения авиатехники. Имевшиеся на базе самолёты: Ил-28, Су-15 и Су-17 были разделаны на металлом.
Тем не менее, в самый разгар «рыночных реформ», в 1997 году, пилоты 277-го бап начали переучивание на модернизированные Су-24М. С учётом того, что производство самолётов этого типа к тому моменту было прекращено, это были не новые машины из других авиационных частей, подвергаемых «оптимизации».
Весной 1998 года произошел случай, когда пригодилась старая, построенная ещё в годы войны грунтовая полоса.
На Су-24М (б/н 04 белый) при заходе на посадку из-за отказа гидросистемы, произошел невыпуск основных опор шасси. Экипаж делал проходы над ВПП, пытаясь перегрузкой выпустить основные опоры шасси. Когда это не удалось, было принято решение садиться на грунт. Над ближним приводным радиомаяком штурман сбросил фонарь, аварийная посадка была произведена успешно.
Совершивший аварийную посадку на грунт Су-24М прибыл из Озёрной Пади, после посадки на грунт был восстановлен и впоследствии передан в Джиду, где продолжал летать.
В 1998 году полк успешно освоил Су-24М и стал принимать участие во всех крупных авиационных учениях, проводимых на Дальнем Востоке.
Бомбардировщики полка неоднократно участвовали в ликвидации ледовых заторов во время весеннего половодья в Якутии, где они осуществляли точечное бомбометание авиабомб ФАБ-250 в узостях рек, для предотвращения затопления населённых пунктов и разрушения гидротехнических сооружений и мостов.
После освоения модернизированных Су-24М, по итогам боевой подготовки за 1998—1999 гг. полк был признан лучшим в дальневосточной 11-й армии ВВС и ПВО. С 2000 по 2007 годы полк занимает 1-е место среди бомбардировочных полков 11 армии ВВС и ПВО. За проявленные мужество, героизм и успехи в деле освоения новой техники ряд офицеров полка награжден орденами и медалями.
В июне 2007 года полк принимал участие в учениях «Крыло-2007». При этом на практике был отработан вывод авиаполка из-под удара. С аэродрома Хурба менее чем за 13 минут взлетели 20 самолётов Су-24М. Также была проведена имитация посадки на подготовленный для этого участок автодороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. В ходе учений звено Су-24М прошло над участком автомагистрали подготовленном под ВПП на минимальной высоте.
К сожалению, в этот период не обошлось без аварийных ситуаций. Так, 23 августа 2007 года при выполнении учебно-тренировочного полёта на Су-24М (бортовой номер «63 белый») возникла нештатная ситуация — пожар в закабинном отсеке. Экипаж благополучно катапультировался. Через полгода, 15 февраля 2008 года, уже на другом Су-24М в полёте произошел отказ двигателя, лётчики действовали грамотно и выполнили благополучную посадку на одном работающем двигателе.
После начала «сердюковщины» и перехода вооруженных сил на «новый облик» начался очередной виток реорганизаций и переименований. В конце 2009 года на аэродроме Хурба была создана 6988-я Млавская авиабаза 1-го разряда. Тогда же было принято решение о ликвидации 302-го бап в п. Переясловка под Хабаровском, с передачей техники и вооружения в Хурбу. Способные подняться в воздух фронтовые бомбардировщики перелетели с Переясловки под Комсомольск. Часть наземного оборудования и вооружения была доставлена самолётами военно-транспортной авиации. Остальное, в том числе и авиабомбы, везли автомобильным транспортом по трассе Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Примерно в тоже время в Хурбу была передана часть техники из 523-го бап дислоцированного на аэродроме Возжаевка.
Когда шли массовые сокращения, объедения и переименования, в Хурбе, ставшей родным домом для 277-го бап, базировались боевые самолёты других авиационных частей, которые согнали со своих аэродромов.
Некоторое время параллельно с фронтовыми бомбардировщиками здесь находились истребители МиГ-29 404-го иап, ранее базировавшиеся на аэродроме Орловка в Амурской области, и Су-27 216-го ИАП с аэродрома Калинка под Хабаровском.
С 2010 года на вооружение начали поступать прошедшие ремонт и модернизацию самолёты Су-24М2 «Гусар» с более совершенным БРЭО.
Впрочем, на территории аэродрома имеются и вовсе раритетные в наше время образцы авиатехники. Например, Як-28П, установленный в качестве памятника недалеко от КПП.
История появления перехватчика Як-28П в Хурбе загадочна. Судя по всему, он прибыл на аэродром «своим ходом», но самолёты этого типа не состояли на вооружении авиационных частей, базирующихся здесь. По уверениям старожилов, таких самолётов на аэродроме никогда не было. Скорее всего, этот экземпляр был отправлен с одной из частей ПВО на расформированную в настоящее время базу хранения (БРС, в/ч 22659). В отличие от других боевых самолётов, «хранившихся» там, он счастливо избежал участи разделки на металл.
По состоянию на 2011 год на базе аэродрома Хурба сформирована 6983-я гвардейская авиационная Витебская дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Почетного Легиона база «Нормандия-Неман» 1-го разряда.
В настоящее время бомбардировочный полк, базирующийся в Хурбе, имеет прежнее обозначение — 227-й бап (в/ч 77983), но уже без почётного наименования «Млавский».
В целом аэродром Хурба, являясь одним из крупнейших на Дальнем Востоке, вполне соответствует статусу авиабазы 1-го разряда. Однако ВПП, ряд сооружений и объектов инфраструктуры давно нуждаются в ремонте и реконструкции.
Ещё в 2014 году был объявлен тендер на реконструкцию аэродрома. Планами предусмотрена реконструкция хранилища авиационного вооружения, здания зарядно-аккумуляторной станции, котельной, караульных и служебных зданий, а также строительство более 30-ти новых объектов. Пока всё упирается в финансирование, и особых подвижек в этом направлении не случилось.
Не так давно было восстановлено зенитное прикрытие аэродрома, которого он был лишен в 90-е. На противоположном берегу Амура, в окрестностях национального нанайского села Верхняя Эконь, примерно в 11 км от Хурбы, развёрнут зенитно-ракетный дивизион ЗРС С-300ПС.
Помимо аэродрома Хурба, расположенный весьма удачно на вершине одной из сопок зенитно-ракетный дивизион прикрывает с юго-восточного направления аэродром Дзёмги и город Комсомольск-на-Амуре.
Во всём огромном дальневосточном регионе только на аэродроме Хурба осталась авиационная часть, имеющая на вооружении фронтовые бомбардировщики Су-24М и М2.
Полёты на фронтовых бомбардировщиках Су-24 всегда были непростым делом. Это достаточно сложная в эксплуатации и пилотировании машина, предъявляющая высокие требования к уровню наземного обслуживания и навыкам пилотов.
Летом этого года лётчики 227-й бап подтвердили свою высокую квалификацию. На конкурсе профессионального мастерства военных
летчиков «Авиадартс-2015» экипаж из Хурбы на Су-24М2 завоевал 3-е призовое место.
Однако самолёты Су-24 всех модификаций имеют сомнительную славу самого аварийного в ВВС РФ боевого самолёта. За период с 2000 года в различных происшествиях потеряно два десятка Су-24, в том числе и модернизированных Су-24М и М2. Как это ни печально, но 227-й бап, базирующийся под Комсомольском, тоже не стал исключением.
В марте 2013 года из-за ошибки пилота был серьёзно повреждён Су-24М2, который при рулёжке врезался в аэродромный передвижной агрегат АПА-5Д.
Совсем недавно в Хурбе случилась трагедия: 6 июля 2015 года при взлёте с аэродрома Хурба разбился Су-24М2, оба пилота погибли. После отрыва самолета от ВПП отказала двигательная установка, самолет резко свалился в левый крен и столкнулся с землей. Фронтовой бомбардировщик упал недалеко от взлётно-посадочной полосы. В связи с тем, что он направлялся на учебное бомбометание на полигон Литовко, на борту находилась бомбовая нагрузка.
До этого лётчикам Су-24, летавшим с этого аэродрома, в случае аварийных ситуаций всегда удавалось катапультироваться.
После катастрофы на время расследования её причин специально созданной комиссией полёты всех Су-24 были приостановлены, а аэродром Хурба закрыт для полётов.
В настоящее время полёты фронтовых бомбардировщиков ВВС России возобновились. Тем не менее, продолжает остро стоять вопрос безопасности полётов и крайне высокой аварийности Су-24. Руководство Министерства обороны неоднократно заявляло о том, что к 2020 году все бомбардировочные полки эксплуатирующие самолёты семейства Су-24 перейдут на Су-34. Однако в нынешних непростых экономических условиях крайне сомнительно, что в обозримом будущем удастся заменить все старые бомбардировщики новыми ударными машинами в соотношении 1:1.
Ссылки на то, что Су-34 эффективней Су-24М2, несостоятельны. По своим ударным возможностям обе машины очень близки. Более того, Су-24М2 гораздо лучше в полёте на предельно малой высоте при прорыве ПВО. В то же время Су-34 гораздо более сильная машина при ведении оборонительного воздушного боя, и он лучше защищён бронезащитой.
По всей видимости, модернизированные Су-24М и М2 будут эксплуатироваться и после 2020 года, поскольку одномоментный отказ от них приведёт к резкому ослаблению и без того достаточно скромных ударных возможностей наших ВВС.
А это означает, что эти стремительные и очень изящные машины и дальше будут совершать полёты с аэродрома Хурба. И дай бог, чтобы число посадок всегда равнялось числу взлётов.
Сергей Линник
http://topwar.ru/83247-aerodrom-hurba.html