На фронтах второй мировой войны

.

010Недостаточная готовность авиации и частей противовоздушной обороны (ПВО) к отражению внезапного нападения противника позволила ВВС нацистской Германии (люфтваффе) и ее союзников с началом военного вторжения на территорию СССР успешно провести однодневную воздушную операцию. В ходе нее массированным ударам подверглись важные центры страны, транспортные коммуникации и группировки войск вдоль западных границ СССР, в том числе 66 военных аэродромов, на которых базировалось 65% авиации приграничных военных округов. В результате ВВС не досчитались 1136 боевых самолетов, в том числе 800 – уничтоженных на аэродромах. За первые двое суток войны самолетный парк ВВС Северо-Западного и Юго-Западного направлений сократился на 3922 самолета.
Несмотря на значительные потери в вооружении и военной технике, советская авиация и войска ПВО сумели достойно ответить врагу. К 10 июля 1941 г. люфтваффе на советско-германском фронте потеряло 883 свои боевые машины. За этот период времени для отражения нападения врага и поддержки своих сухопутных войск советская авиация произвела около 45 тыс. боевых самолето-вылетов.

011В воздушных боях с превосходящими силами противника советские летчики проявили массовый героизм. Только 22 июня 1941 г. ими было совершено 16 воздушных таранов. Среди первых удостоенных высокого звания Героя Советского Союза стали военные летчики М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов. На третий день войны южнее Кишинева заместитель командира эскадрильи 146-го истребительного авиаполка старший лейтенант К.П. Оборин совершил первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран самолета противника с благополучным исходом для советского летчика. Этот подвиг нашел своих продолжателей. В их числе старший лейтенант П.В. Еремеев (29.07.1941 г.), младший лейтенант В.В. Талалихин (7.08.1941 г.) и другие, навечно вписавшие свои имена в славные страницы Военно-воздушных сил. В августе 1941 г., прикрывая небо столицы, совершил первый в истории мировой авиации высотный таран летчик 27-го истребительного авиаполка 6-го авиакорпуса ПВО лейтенант А.Н. Катрич, атаковав немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do217. После уничтожения самолета противника отважный летчик сумел посадить поврежденный МиГ-3 на свой аэродром. Наряду с воздушными был открыт счет «огненным» таранам военной техники и живой силы противника.
26 июня 1941 г. будучи подбитыми зенитным огнем, командиры эскадрилий 207-го авиаполка 42-й бомбардировочной дивизии дальнего действия капитаны А.С. Маслов и Н.Ф. Гастелло (вместе с экипажами) направили свои горящие бомбардировщики ДБ-3ф на вражеские позиции. За свой подвиг капитан Н.Ф. Гастелло был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (посмертно, 26.07.1941 г.), капитан А.С. Маслов – только в 1996 г. (звание Героя Российской Федерации, посмертно). На следующий день «огненный» таран (первый по своей результативности) совершил экипаж заместителя командира эскадрильи 128-го скоростного бомбардировочного авиаполка старшего лейтенанта И.З. Пресайзена. Его самолет с бомбами и топливом врезался в скопление вражеских танков, автомобилей с пехотой, цистерн с горючим. Этот подвиг не был по достоинству оценен, и только в 1991 г. отважный летчик посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Первым среди советских летчиков звания дважды Героя Советского Союза удостоился командир 401-го истребительного авиационного полка особого назначения (23-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) подполковник С.П. Супрун. 4 июля 1941 г. он погиб в воздушной схватке с превосходящими силами противника.
В короткие сроки командованию Военно-воздушных сил Красной Армии (ВВС КА) удалось организовать борьбу за стратегическое господство в воздухе. В начале войны по инициативе командующего ВВС Северного фронта генерал-лейтенанта авиации А.А. Новикова военно-воздушные силы Северного фронта, Краснознаменного Балтийского и Северного флотов нанесли массированные воздушные удары по аэродромам авиачастей 1-го и 5-го воздушных флотов Германии и финской авиации. Это обстоятельство заставило немецкое командование пересмотреть ранее намеченные планы налетов на Ленинград.
Несмотря на большие потери в начальном периоде войны, фронтовая авиация сумела сохранить свою боеспособность и продолжала решать поставленные перед ней задачи. 8 июля 1941 г. воздушной бомбардировке одновременно подверглись 42 аэродрома противника в широкой полосе советско-германского фронта с привлечением сил ВВС пяти фронтов и дальнебомбардировочной авиации Главного Командования (ДБА ГК). Только авиацией Западного фронта в ходе этих налетов было уничтожено 54 вражеских самолета.

012В зоне досягаемости советской авиации также оказались важные военные объекты, расположенные в глубоком тылу противника. В ночь на 8 августа 1941 г. авиация Краснознаменного Балтийского флота совершила первый воздушный налет на столицу нацистской Германии – Берлин и его пригороды. В ночь с 10 на 11 августа в налете на город приняла участие 81-я авиационная дивизия дальнего действия под руководством Героя Советского Союза комбрига М.В. Водопьянова. В последующем (до 5 сентября 1941 г.) ДБА ГК произвела еще 10 налетов на Берлин и другие города третьего рейха: Кёнигсберг, Штеттин (Щецин), Данциг (Гданьск) и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 т бомб. Несмотря на ограниченный характер действий ВВС КА, они имели важное военно-политическое значение, развеяв миф нацистской пропаганды о полном уничтожении советской авиации.
Одновременно были сорваны планы немецкого командования по нанесению массированных воздушных ударов по крупнейшим городам и военным объектам СССР. Неудачей завершился первый налет люфтваффе (более 200 самолетов) на Москву в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. В результате к городу сумела прорваться лишь незначительная часть самолетов противника. В первом с начала войны приказе Верховного Главнокомандующего о поощрении 81 защитник Москвы был отмечен государственными наградами, в том числе пятеро награждены орденами Ленина. Среди особо отличившихся зенитчики – командиры батарей старший лейтенант И.В. Клец, лейтенанты А.Е. Турукало, Н.Ф. Терещенко, С.Ф. Осалюк; летчики 11-го истребительного авиаполка капитан К.Н. Титенков, лейтенант С.С. Гошко и младший лейтенант П.А. Мазепин.
В сентябре 1941 г. согласованными действиями истребительной авиации и зенитной артиллерии ПВО Ленинграда и Балтийского флота был сорван план военного командования Германии по нанесению массированного воздушного удара по укрепленным объектам и кораблям флота СССР в Финском заливе путем проведения трехдневной воздушной операции своих военно-воздушных сил. Попытка уничтожить корабли Балтийского флота в апреле 1942 г. в ходе воздушной операции ВВС Германии под кодовым названием «Айсштосс» («Ледовый удар») также не принесла противнику успеха.
В целях координации усилий ВВС фронтов 10 июля 1941 г. были образованы командования ВВС при главных командованиях Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений. Командующими ВВС этих направлений были назначены командующие ВВС соответствующих фронтов: Северо-Западного – генерал-майор авиации А.А. Новиков, Западного – полковник Н.Ф. Науменко, Юго-Западного – генерал-майор авиации Ф.Я. Фалалеев.
Ранее, приказом Ставки ГК от 29 июня была учреждена должность командующего ВВС Красной Армии с правами заместителя Народного комиссара обороны СССР. На эту должность был назначен генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев, при нем был создан Военный совет (ВС) (член ВС корпусной комиссар П.С. Степанов). Главное управление и штаб ВВС передавались в непосредственное подчинение командующему ВВС КА.
Учреждение должности командующего ВВС и создание Военного совета значительно расширило командно-оперативные функции командования и штаба ВВС, что позволило улучшить руководство Военно-воздушными силами, особенно в области их оперативно-стратегического применения, повышения боевой подготовленности вновь формируемых авиационных частей и соединений, их оперативного и материально-технического обеспечения.
Боевой опыт первого года войны потребовал реорганизации прежней структуры фронтовой авиации. Рассматривалось создание крупных авиационных оперативных объединений (воздушных армий), обеспечивающих массирование авиации фронта на главных направлениях действий войск, централизацию управления и эффективность ударов авиационных сил.

0135 мая 1942 г., в соответствии с приказом Наркома обороны СССР, в составе ВВС КА сформирована 1-я воздушная армия (ВА) под командованием генерал-лейтенанта авиации Т.Ф. Куцевалова. В дальнейшем, в течение 1942 г. были реорганизованы в воздушные армии ВВС всех действующих фронтов. К ноябрю того же года вся боевая авиация была изъята из подчинения общевойсковых армий. В их распоряжении оставалось по одному смешанному авиационному полку для выполнения задач воздушной разведки и связи. С этого времени все силы авиации во фронте были объединены в единый кулак, будучи изъятыми из состава общевойсковых армий и присоединенными к фронтовой группе авиации. Всего за годы войны во фронтовой авиации было сформировано 17 воздушных армий и одна (18-я) на базе авиации дальнего действия.
В начале мая 1942 г. началось формирование однородных авиационных дивизий, а в конце лета и авиационных корпусов резерва Главного Командования (РГК). Всего до конца года было сформировано 13 авиационных корпусов (120–270 самолетов, преимущественно новых конструкций), из них истребительные – 4, штурмовые – 3, бомбардировочные – 3 и смешанные – 3. На фронт в течение года было отправлено 9 авиационных корпусов РГК. В мае 1943 г. в составе Войск противовоздушной обороны также формируется 1-я воздушная истребительная армия ПВО.
Новая организационная структура фронтовой авиации позволяла централизованно управлять ВВС фронта, широко маневрировать авиационными соединениями, использовать их там, где требовала обстановка. Их численность находилась в прямой зависимости от поставок авиационной техники промышленностью, подготовки летно-технических кадров и той роли, которая отводилась воздушной армии в операции. В первом периоде Великой Отечественной войны воздушные армии, действовавшие на главных направлениях, имели в своем составе 300–400 самолетов, во втором периоде – 650–1000 и в третьем – 1800–2500 самолетов и более.
Заметные структурные изменения произошли и в войсках ПВО. Продвижение немецких войск и их союзников вглубь территории СССР потребовало усиления противовоздушной обороны стратегически важных центров и промышленных объектов страны. В начале июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял меры по совершенствованию системы ПВО Москвы и Ленинграда, Донбасского, Московского, Ярославского и Горьковского промышленных районов, а также по организации ПВО мостов через р. Волгу. С этой целью ускорялось формирование частей истребительной авиации, зенитной артиллерии, зенитных пулеметных и прожекторных частей, шло создание ПВО промышленных районов Поволжья и Волжского речного пути.
9 ноября 1941 г. постановлением Государственного Комитета Обороны «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Союза» Войска ПВО территории страны (Войска ПВО ТС) были выделены в самостоятельный род Вооруженных Сил. Впервые вводилась должность заместителя Наркома обороны СССР по ПВО – командующего Войсками ПВО территории страны. На эту должность был назначен генерал-лейтенант М.С. Громадин, руководивший до этого времени Московской зоной ПВО. Таким образом, противовоздушная оборона разделялась на ПВО территории страны и ПВО войск. На базе существовавших зон противовоздушной обороны европейской части СССР образовывались корпусные и дивизионные районы ПВО.
В январе 1942 г. в составе Войск ПВО ТС для обороны объектов организационно оформилась истребительная авиация на правах отдельного рода войск ПВО. В начале апреля того же года были сформированы первые оперативно-стратегические (Московский фронт ПВО) и оперативные объединения (Ленинградская и Бакинская армии ПВО). Свои задачи они выполняли во взаимодействии с войсковой ПВО и истребительной авиацией фронтов и силами ПВО флотов.
В битве за Москву свое рождение получила гвардия советских Военно-воздушных сил. 6 декабря 1941 г. за проявленные мужество и героизм, успешное выполнение поставленных задач шесть авиационных полков: 29-й, 129-й, 155-й и 526-й истребительные, 215-й штурмовой и 31-й бомбардировочный, были преобразованы в «гвардейские». Позднее, в марте 1942 г., появились первые гвардейские части и в Войсках ПВО ТС, среди них 44-й и 120-й истребительные авиаполки.
В 1942 г. были приняты меры по ускоренному вводу в строй авиационных заводов, строительство которых в соответствии с планом третьей пятилетки началось еще до войны. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. На вооружение поступали новые истребители Як-7б, Як-9, Ла-5, двухместные штурмовики Ил-2, в ограниченных количествах – Ту-2. Осенью 1944 г. фронт стал получать новейшие типы самолетов: Як-3, Ла-7, Як-9У, Ил-10.

014В годы Великой Отечественной войны совершенствовались принципы применения ВВС в боевых действиях различного масштаба, тактика родов авиации. Успех достигался массированием усилий авиации на главных направлениях действий сухопутных войск. Ведение борьбы за господство в воздухе в зависимости от целей, количества привлекаемых сил и средств осуществлялось в стратегических, оперативных и тактических масштабах проведением воздушных операций и воздушных сражений. За годы войны советскими ВВС было проведено 17 воздушных операций в целях разгрома (ослабления) авиационных группировок, разгрома оперативных резервов и нарушения работы коммуникаций, а также разрушения важных военно-промышленных центров противника. В результате проведения восьми воздушных операций на аэродромах и в воздухе было выведено из строя до 2000 боевых самолетов немецкой авиации.
Воздушные операции часто предшествовали началу широкомасштабных активных наступательных действий сухопутных войск и оказывали существенное влияние на их ход и исход. Успехи, достигнутые при их осуществлении, сыграли немаловажную роль в завоевании стратегического господства в воздухе. Анализ боевых действий ВВС свидетельствовал, что эффективность их ударов достигалась, как правило, в тех случаях, когда четко и глубоко прорабатывались вопросы одновременного уничтожения вражеской авиации, как на аэродромах, так и в воздухе при строгой централизации управления группировками ВВС. К середине лета 1943 г. советские ВВС на большинстве участков советско-германского фронта прочно завоевали стратегическое господство в воздухе.
С завоеванием стратегического господства в воздухе воздушные операции по разгрому авиационных группировок противника не проводились. Действия авиационных соединений и частей сосредоточивались главным образом на поддержке и прикрытии войск, а задача удержания господства в воздухе успешно решалась нанесением отдельных массированных ударов, проведением воздушных сражений и боев, как в рамках фронтовых операций, так и самостоятельно. Новое содержание приобрела такая форма оперативного применения авиации, как совместные действия с сухопутными войсками. Применительно к наступательной операции она стала называться «авиационным наступлением». Это было важным достижением в развитии оперативного искусства ВВС. Тактика родов авиации непрерывно совершенствовалась под влиянием возраставших боевых возможностей новых самолетов с учетом характера действий противника и приобретаемого советскими летчиками боевого опыта.
Анализируя ход вооруженной борьбы, развернувшейся на советско-германском фронте, командованием ВВС был сделан вывод, что роль и значение воздушных боев и сражений будут постоянно возрастать. В начале войны они в основном возникали стихийно, в зависимости от складывавшейся обстановки на фронте. Впервые элементы воздушных сражений стали просматриваться уже в первые дни войны, затем при отражении налетов немецкой авиации в системе противовоздушной обороны Москвы и Ленинграда. В последующем они приобрели широкий размах в небе Кубани, под Курском и в Берлинской наступательной операции. В ходе последней наша авиация провела 1317 воздушных боев, сбила 1132 самолета противника и 100 уничтожила на аэродромах.

015

Всего за годы Великой Отечественной войны советские ВВС совершили около 3125 тыс. боевых самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тыс. самолетов, потерянных противником на советско-германском фронте, советской авиацией было уничтожено 57 тыс., из них 44 тыс. в воздушных боях и 13 тыс. на аэродромах. Войска ПВО страны уничтожили 7313 неприятельских самолетов: истребительной авиацией ПВО – 4168, зенитной артиллерией, пулеметным огнем и аэростатами заграждения – 3145.
В период войны советские летчики применили свыше 600 воздушных и около 500 «огненных» таранов, что также указывало на высочайшую степень накала воздушного противоборства. На борьбу за господство в воздухе всеми родами авиации было произведено около 1,5 млн самолето-вылетов (до 40% общего количества вылетов). Воздушные бои из групповых нередко перерастали в воздушные сражения с участием крупных сил авиации.
Советские ВВС оказали большую помощь партизанскому движению в тылу противника. Самолетами авиации дальнего действия (с декабря 1944 г. – 18 ВА) и Гражданского воздушного флота было совершено около 110 тыс. самолето-вылетов, перевезено по воздуху свыше 83 тыс. партизан, доставлено им 17 тыс. т вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов.
За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу свыше 200 тыс. воинов-авиаторов и свыше 80 тыс. воинов противовоздушной обороны были награждены орденами и медалями СССР. Более 2400 авиаторам и более 100 воинам ПВО присвоено звание Героя Советского Союза.

65 летчиков и военачальников ВВС удостоились этого звания дважды: А.И. Колдунов, А.Н. Ефимов, Г.А. Речкалов, С.Д. Луганский, Н.Д. Гулаев, В.Д. Лавриненков, П.М. Камозин, П.А. Покрышев, А.Ф. Клубов, А.В. Ворожейкин, Н.М. Скоморохов, Г.Ф. Сивков, Е.М. Кунгурцев, Г.М. Мыльников, Г.М. Паршин, В.И. Андрианов, Т.Я. Бегельдинов, И.Н. Степаненко, И.X. Михайличенко, М.П. Одинцов и многие другие и двое – трижды (А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб). Орденами СССР были награждены 897 авиасоединений и частей, 708 (ВВС) и 29 (Войск ПВО ТС) получили почетные наименования и 228 (ВВС) и 11 (Войск ПВО ТС) удостоены звания гвардейских.
С разгромом нацистской Германии и ее союзников на европейском театре войны страны-победительницы (СССР, США и Великобритания) в ходе Ялтинской и Потсдамской конференций (1945 г.) приняли решение о совместных действиях по разгрому Японии и завершению Второй мировой войны.
В ходе проведения Маньчжурской стратегической наступательной операции по разгрому японской Квантунской армии в августе-сентябре 1945 г. советские Военно-воздушные силы и Войска ПВО (в составе Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов), используя богатый опыт Великой Отечественной войны, сумели оказать действенную помощь сухопутным войскам по разгрому основных сил противника. Действия ВВС и Войск ПВО на Дальнем Востоке были высоко оценены военно-политическим руководством СССР.
За время проведения операции ВВС Красной Армии было совершено более 22 тыс. самолето-вылетов, перевезено по воздуху 16,5 тыс. солдат и офицеров, около 2780 т горючего, 563 т боеприпасов и 1496 т различных грузов.
Разгром Квантунской армии и потеря военно-экономической базы в Северо-Восточном Китае и Северной Корее лишили Японию реальных сил и возможностей продолжать войну и вынудили ее подписать 2 сентября 1945 г. акт о капитуляции, что привело к завершению Второй мировой войны.

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*