Михаленков Ефим Андреевич

mihalenkov

Герой Советского Союза Михаленков Ефим Андреевич

Ефим Михаленков родился 22 марта 1909 года в деревне Ермаки, ныне Гнездовского сельсовета Смоленского района Смоленской области, в семье крестьянина. Семья была большой и бедной. В поисках заработка отец переехал в Смоленск и взял к себе сына. В 1919 году Ефим Михаленков поступил в 19-ю Советскую школу, а окончив её, учился на курсах по подготовке в ВУЗ. В 1930 году стал студентом Московского института инженеров связи. После 2-го курса, по специальному набору, комсомольца Михаленкова направили в авиационное училище ГВФ в городе Балашове. Закончив его, он с 1938 года работает штурманом и лётчиком-инструктором Смоленского аэроклуба.
С 23 июня 1941 года Е. А. Михаленков — в действующей армии. Вместе со своими боевыми товарищами он громит немецко-фашистских захватчиков под Ярцевом и Ельней, участвует в обороне Москвы.
В мае 1942 года освоил самолёт-штурмовик Ил-2 и продолжил боевую деятельность.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 78-го Гвардейского штурмового авиационного полка (2-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) Гвардии капитан Е. А. Михаленков совершил 256 боевых вылетов, нанёс противнику значительный урон в живой силе и технике. На его боевом счету числилось 27 вражеских самолётов, уничтоженных на земле и в воздухе, 34 танка, 65 автомашин, 7 складов с горючим и боеприпасами, 53 орудия.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть, выдержку и бесстрашие Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года Гвардии капитану Михаленкову Ефиму Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К концу войны Ефим Андреевич Михаленков стал одним из наиболее успешных воздушных бойцов штурмовой авиации. На его счету 12 побед, одержанных им лично и в группе с товарищами.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1960 года Гвардии подполковник Е. А. Михаленков — в запасе. Жил и работал в Москве.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта»; медалями.

Стрельченко Владимир Игнатьевич

strelchenko

Герой Советского Союза Стрельченко Владимир Игнатьевич

Родился 1 июня 1917 года в городе Саранск (Мордовия) в семье военнослужащего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Ульяновскую объединённую школу лётчиков и авиационных техников, в 1938 году — Волчанскую военную авиационную школу пилотов.

С июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К 14 сентября 1943 года штурман 948-го штурмового авиационного полка (308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) майор В. И. Стрельченко совершил 192 боевых вылета, в 75 воздушных боях сбил лично 1 и в группе 12 самолётов противника.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Высшие КУОС. С 1957 года полковник В. И. Стрельченко — в запасе. Жил в Саратове. Умер 25 ноября 1981 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями, иностранными орденами. Имя Героя носила пионерская дружина школы № 8 в городе Саранск.

*     *     *

Всё дальше и дальше в глубь времен уходят огненные годы Великой Отечественной Войны — годы величайших испытаний, невосполнимых утрат и людских страданий. Всё меньше и меньше остается очевидцев, той страшной бойни.

В героической летописи Второй Мировой войны Сталинградская битва занимает, как известно, особое место. Около 4500 тысяч уроженцев Мордовии стойко сражались с гитлеровцами, защищая Волгу.

Вспомним лето 1942 года. Тяжёлое, тревожное время. Враг рвётся к Сталинграду. Город на Волге долгое время бал центром ожесточённых боев. Здесь дни и ночи гремели взрывы бомб и снарядов. Дымились развалины зданий, плавился асфальт площадей и улиц. Передовые части наших армий оказывали упорное сопротивлении врагу всюду: на земле, на море и в воздухе. Сотни советских соколов защищали небо Сталинграда. Труд лётчика всегда был нелёгок и опасен. Но этот труд благороден, он предназначен для спасения многих жизней. Защищая небо над Москвой и Ленинградом, сражаясь на Волге и Курской дуге, освобождая от фашистов страны Западной Европы лётчики наносили беспощадный удары по врагу. Наш народ гордится боевой славой своих крылатых воинов. Среди них и уроженцы Республики Мордовия.

strelchenko2В боях за Сталинград отличился уроженец Саранска, бесстрашный лётчик Владимир Игнатьевич Стрельченко, вступивший в бой с первых дней войны. На 14 ноября 1943 года он имел на своём счету 192 боевых вылета, уничтожил до 140 подвод с боеприпасами, более 140 автомашин с грузами, 28 танков и до 700 солдат противника. Вместе со своими товарищами в воздушных боях сбил 13 самолётов.

Владимир Игнатьевич получил множество наград, среди которых 2 ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Ленина. В 1944-м году ему присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году вручён и Орден Британской империи 5-й степени. Это самая престижная награда Соединённого Королевства, которой удостаиваются только граждане страны или иностранцы, внесшие весомый вклад в дело сохранения демократии и государственности Британии.

После войны В. И. Стрельченко служил в ВВС. Последние годы жизни он провёл в Саратове. Скончался Владимир Игнатьевич в 1981 году.

К сожалению, ряды фронтовиков редеют с каждым днём. Время неумолимо, а как хочется, и как это важно для будущего, чтобы о тех, кто добывал победу и платил за неё кровью, знали и помнили всегда. Таких испытаний, которые выпали на их долю, видимо, не суждено уже пережить никому. И это радует. За это и сражались они не щадя себя.

О. В. Забненкова

*     *     *

Имя ещё одного героя Великой Отечественной войны спасено от незаслуженного забвения. В начале Марта 2010 года в республиканском Музее боевого и трудового подвига 1941 — 1945 годов состоялась презентация книги «Во славу Саранска, на благо России», посвящённой уроженцу столицы Мордовии, боевому лётчику Владимиру Стрельченко.

Владимир Игнатьевич — первый житель Саранска, ставший Героем Советского Союза и кавалером креста Ордена Британской империи  ( приказ о награждении пилота последним подписал сам английский монарх ). В городском авиаклубе Стрельченко научился пилотировать самолёты. Во время войны летал на легендарном штурмовике, «летающем танке» Ил-2.

— Почему я решила написать именно об этом человеке? В созвездии саранских героев ему уделено слишком мало внимания, — рассуждает автор книги, сотрудник музея, кандидат исторических наук Валентина Ковшова. — А ведь в 1944 году одна из центральных советских газет назвала Владимира Стрельченко лучшим лётчиком нашего Военно-Воздушного флота!

Уникальная книга готовилась 6 лет. В её основу легли архивы из Санкт-Петербурга и Москвы, Ульяновска и Саранска, а также воспоминания внучатого племянника аса, Владимира Ермакова.

— Он считал себя счастливчиком, — отмечает последний. — Однажды на вылете вражеская пуля попала в его «Золотую Звезду» Героя — и расплющила награду, но спасла жизнь бойца…

— Я очень благодарна руководству республики, которое выделило средства на издание книги, — добавляет Валентина Ковшова. Это говорит о том, что патриотическому воспитанию в Мордовии придается самое большое значение!

Васильчиков Владимир Владимирович

vasilch1

Герой Советского Союза Васильчиков Владимир Владимирович

Родился 2 Июня 1921 года в городе Калуге, в семье рабочего. В 1924 году вместе с родителями переехал в Москву. В 1938 году окончил среднюю школу. Работал в МОГЭСе. Без отрыва от производства занимался в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В 1940 году направлен в военную авиационную школу, которую окончил в 1942 году.
С августа 1942 года в действующей армии. Воевал на Северо-Западном фронте.
К марту 1943 года лётчик 33-го Гвардейского штурмового авиационного полка (243-я штурмовая авиационнпя дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт) Гвардии старший сержант В. В. Васильчиков совершил 75 боевых вылетов, лично сбил 4 самолёта противника и 6 в группе.
Погиб 14 марта 1943 года в воздушном бою в районе Старой Руссы.
1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.
На месте боя в посёлке Крестцы Новгородской области установлена мемориальная доска. Именем Героя названа улица.

*     *     *

13 фашистских истребителей, набирая скорость, устремились навстречу 6 советским самолётам. В полёте фашисты сгруппировались в один сверкающий клин, возглавлял который опытный ас. Летели они быстрее и потому вскоре стали наступать на шестрку. Вот-вот все 13 ударят пушечным и пулемётным огнём по шестёрке. Казалось, что уже ничто не может остановить стремительный удар.
Но вот один из самолётов шестёрки стал заметно отставать. Через несколько минут из ведущего он стал замыкающим, а затем неожиданно стремительно развернулся и бросился навстречу вражеской группе. Мелькнули строчки трасс. Ведущий «Мессер» как-то странно покачнулся, сверкнул вспышкой и окутался чёрным дымом. Группа нападавших рассыпалась. А советский самолёт продолжал атаковать. Он почти вплотную приблизился к следующему «Мессеру» и резанул его золотыми нитями трасс. Скованные боем, вражеские истребители отвлеклись от погони за остальными 5 советскими самолётами, которые в это время уходили всё дальше на восток к своему аэродрому.<
Воздушный бой продолжался еще несколько минут, но слишком неравными были силы: 12 против одного. Советский самолёт вскоре оказался в огненном кольце. Искусным маневром он не давал вражеским стрелкам точно прицелиться. Были моменты, когда можно было ускользнуть в облачность, выйти из боя. Однако советский пилот не делал этого — он решил во что бы то ни стало как можно дольше задержать фашистов. И он снова бесстрашно атаковал, бил короткими очередями, экономя снаряды, которых было совсем мало — наши самолёты возвращались после удара по артиллерийским позициям противника. Только когда замолчали пушки и самолёт стал безоружным, фашистам удалось его зажечь. Объятая пламенем, падала горящая машина. Пилот не покинул её. Он умер победителем, ценой жизни дав возможность пятёрке наших самолётов вернуться на базу.
Пилотом, который принял на себя удар, спасая товарищей, был Гвардии старший сержант Владимир Владимирович Васильчиков. Это было 14 марта 1943 года.
Ещё будучи в авиационной школе высшего пилотажа, он писал матери в апреле 1942 года:
«Очень хочу как можно скорее окончить лётную программу школы, попасть на фронт и сражаться против озверелых фашистов. Но ничего, мама, я этого дождусь и тогда без пощады буду громить их за наш народ и за нашу дорогую Родину».
И действительно, попав на фронт в августе 1942 года он до конца выполнил свою клятву, данную в письме матери. За время пребывания на фронте он совершил 75 боевых вылетов, уничтожил лично 4 вражеских самолёта и 6 в группе. Вот один из боевых эпизодов.
В конце января 1943 года Васильчиков летел ведущим четвёрки. Группе было поручено разведать шоссейную дорогу, по которой фашисты подбрасывали подкрепления к линии фронта. Линия фронта четко обозначена только на картах. На местности же не всегда можно точно её определить, особенно при плохой погоде. Так было и на этот раз. Чёрные воронки от снарядов, груды земли, пепелища, огни пожаров — всё это на фоне заснеженной местности представляло собой довольно пёструю картину. Не было реки или какого-либо другого характерного ориентира, по которому можно было бы точно определить, где находятся фашисты, а где наши войска.
Высота небольшая. Но подняться выше нельзя — появилась облачность. Из-за облаков землю не разглядишь.
Время идёт, по расчёту должны быть уже в том районе, где разведчик видел колонны вражеской техники. Однако внизу только окопы, одиночные автомашины на разъезженных дорогах, бурый от копоти снег, голые деревья, насквозь проглядываемые рощицы, голубые проблески озёр, где снег сдуло ветром и обнажился лёд. Несколько танков, рядом, из окопа, частые вспышки, видно, стреляет крупнокалиберный пулемёт. Потом опять автомашины, окопы, повозки.
Наконец, чуть в стороне и впереди появилась в пятнистом хаосе цепочка — как будто ниточка черных бусин лежит на земле. Васильчиков приказал ведомым следовать за ним и стал со снижением разворачивать самолёт с таким расчётом, чтобы пройти вдоль колонны, в которой было несколько десятков автомашин. Двигались они образцово — строго одна за другой, соблюдая заданную дистанцию. Фашисты заметили самолёты довольно поздно. С первой же атаки Васильчиков зажёг головную машину, ведомые — ещё несколько. Следующие 2 автомашины уткнулись одна в другую. Из них выскакивали солдаты, падали, сшибали друг друга, разбегались в стороны.
Ещё заход. Лётчики с малой высоты, в упор расстреливали автомашины, и они вспыхивали одна за другой. Видимо, в одной из них были боеприпасы, и она взорвалась. В воздух поднялся чёрный столб земли, а на том месте, где была машина, образовалась огромная воронка. Взрывом отбросило идущую за ней машину. Чёрная копоть хлопьями падала на снег, образуя тёмные полосы, уходящие далеко от дороги.
Вся автоколонна — около 50 автомашин — была уничтожена. Задание выполнено. По команде Васильчикова четвёрка развернулась в сторону своего аэродрома. Вскоре вдали показалась новая цель — большой железнодорожный разъезд. А там всегда найдётся что-нибудь.
Васильчиков ещё издали увидел белый дымок в той стороне, где находился разъезд. «Паровоз!» — решил он.- Что делать? Боеприпасы на исходе. Впереди же — полёт над вражеской территорией, где могут перехватить истребители. Нельзя расходовать весь боекомплект!
И вот уже ясно виден длинный эшелон: вагоны, платформы с танками и орудиями, опять вагоны. Нет, упустить такую цель нельзя! И Васильчиков решил с ходу атаковать эшелон. Под небольшим углом четвёрка зашла на цель. Всего один залп. Но ни один снаряд не пропал, не прошел мимо. Белым паром окутался паровоз, один вагон, падая, потянул за собой остальные, которые беспорядочной кучей стали громоздиться под откосом. Эшелон был уничтожен…
Это лишь один эпизод! А сколько было таких!
Меньше чем через месяц после этого успешного вылета — было это 23 февраля 1943 года — Васильчиков, будучи ведущим четвёрки, снова вылетел на выполнение боевого задания. Задание было и на этот раз выполнено успешно, но на обратном пути группу атаковали 3 FW-190 и 1 Ме-109. Наши лётчики смело вступили в бой. Фашисты не выдержали натиска. Один «Фоккер» был сбит, «Мессер» получил повреждения и ушёл со снижением из атаки.
— Хороший подарок ко дню Красной Армии, — не удержался командир полка, когда Васильчиков доложил ему о выполнении задания.
Да, это был подарок фронтовика Родине, в сражениях за которую он отдал свою жизнь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за доблесть, исключительные образцы героизма, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Владимиру Владимировичу Васильчикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Мамай Николай Васильевич

mamay

Герой Советского Союза Мамай Николай Васильевич

Родился в 1914 году в селе Городище, ныне город Черкасской области, в семье рабочего. После окончания семилетней школы в 1932 году поступил в Городищенский сельскохозяйственный техникум, в котором проучился до весны 1933 года. В этом же году переехал в Донбасс. С ноября 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году по рекомендации комитета комсомола направлен в Одесское артиллерийское училище, вскоре переведён в лётную школу. В 1936 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей.

С октября 1942 года лейтенант Н. В. Мамай на фронтах Великой Отечественной войны.

В боях за Великие Луки наши войска столкнулись с хорошо организованной системой обороны противника, укрепившего свои позиции многочисленными дотами и сплошным заграждением от ударов с воздуха огнём зенитной артиллерии. Необходимо было прорвать оборону врага. Восемь раз Мамай водил группы бомбардировщиков на город. За успешное выполнение заданий командования Н. В. Мамай был награждён орденом Красного Знамени.

В апреле 1944 года по двум мостам на реке Прут в районе города Унгены враг поспешно выводил из-под флангового удара свои пехотные и танковые дивизии, чтобы занять оборону на противоположном берегу реки. За выполнение задания по уничтожению мостов Н. В. Мамай награждён вторым орденом Красного Знамени.

К марту 1945 года штурман 82-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (1-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан Н. В. Мамай совершил 139 боевых вылетов на разведку и бомбардировку различных военных объектов, скоплений войск противника, нанеся ему ощутимый урон. В воздушных боях в составе группы сбил 11 вражеских самолётов.

В апреле 1945 года войска 1-го Украинского фронта приступили к форсированию реки Нейсе (Германия). Бомбардировщики препятствовали врагу занять оборону на участке Котбус — Шпремберг. На земле и в небе шли ожесточённые бои. 16 апреля Гвардии капитан Н. В. Мамай погиб при выполнении очередного боевого задания.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Гвардии капитан Мамай Николай Васильевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Именем Н. В. Мамая названа улица в городе Городище.

 

Кострикин Афанасий Георгиевич

kostrikn

Герой Советского Союза Кострикин Афанасий Георгиевич

Афанасий Кострикин родился 2 (15 по новому стилю) мая 1914 года в селе Козловка, ныне Бутурлиновского района Воронежской области. В 1936 году окончил Бутурлиновский гидробиологический техникум. Работал гидротехником в Борщёвском рыбсовхозе (Богородский район Нижегородской области). С декабря 1936 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей. Служил в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа.
Зимой 1939-1940 годов принимал участие в Советско-Финляндской войне в должности младшего летнаба 10-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ. Был награждён орденом Красной Звезды.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. До феврале 1943 года был штурманом эскадрильи 10-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Сражался на Ленинградском, Волховском и Донском фронтах. С апреля 1943 года по сентябрь 1944 года был штурманом 224-го бомбардировочного авиационного полка (с сентября 1943 года — 126-го Гвардейского БАП). Сражался на Северо-Кавказском, Западном, 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах.
Всего совершил более 100 боевых вылетов на бомбардировщиках СБ и Пе-2, в 35 воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы 8 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года штурман 126-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка капитан Кострикин Афанасий Георгиевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1127).
В сентябре 1944 года убыл с фронта на учёбу в Военно-Воздушную академию (в подмосковном Монино). В 1948 году успешно закончил командный факультет и до 1953 года служил на штабных должностях в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. В 1953-1955 годах работал в Управлении боевой подготовки ВВС. В 1955-1956 годах был начальником группы по исследованию и боевому применению ВВС оперативной группы в Арктике. С 1956 года — начальник штаба бомбардировочной авиационной дивизии. С февраля 1959 года Гвардии полковник А. Г. Кострикин — в запасе.
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. 2 ноября 1961 года погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Гребенском кладбище в Щёлково.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Красной Звезды (дважды); медалями.

Марков Дмитрий Сергеевич

markov

Герой Социалистического Труда Марков Дмитрий Сергеевич

Марков Дмитрий Сергеевич – главный конструктор ОКБ А.Н.Туполева Министерства авиационной промышленности СССР (город Москва).
Родился 20 сентября 1905 года в Санкт-Петербурге в семье инженера путей сообщения. Русский. Учился в школе в Санкт-Петербурге, затем в Ростове-на-Дону и Москве.
После Октябрьской революции в 1918 году отец был назначен заместителем Наркома Путей сообщения и в 1920 году командирован с семьёй в Ростов-на-Дону для организации Владикавказского железнодорожного округа. В ноябре 1922 года в Дагестане он и мать погибли от пуль белогвардейцев. После смерти родителей Дмитрий Марков с сестрой Галиной вернулись в Москву, где их взяла на попечение семья друга отца Н.Т.Яковлева. Также НКПС взяло шефство над Марковыми как над детьми погибших героев, предоставляя им все необходимое, в том числе и ежемесячное денежное довольствие.

Читать далее...

Костылев Георгий Дмитриевич

kostylev

Герой Советского Союза Костылев Георгий Дмитриевич

Родился 20 апреля 1913 года в городе Ораниенбаум Санкт — Петербургской губернии (ныне город Ломоносов Ленинградской области), в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы, авиационную школу Осоавиахима, в 1934 году — Центральную лётную школу в городе Тушино Московской области. 18 августа 1934 года был удостоен почётного нагрудного знака «За отличную технику пилотирования и акробатическое искусство». С 1939 года служил в авиации Военно-Морского Флота. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.
С июня 1941 года лейтенант Г. Д. Костылев в действующей армии. По октябрь 1941 года сражался в 5-м ИАП КБФ; по январь 1943 года — в 12-й ОИАЭ КБФ; по март 1943 года — в 3-й Гвардейском ИАП КБФ; с мая по июль 1943 года — в 4-м Гвардейском ИАП КБФ; по июль 1944 года — в Управлении ВВС КБФ; по октябрь 1944 года — снова в 4-м Гвардейском ИАП КБФ; по май 1945 года — снова в 3-й Гвардейском ИАП КБФ.
К апрелю 1942 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота) Гвардии старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провёл 59 воздушных боёв, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолёта противника. Штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага.
23 октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил 418 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил 46 самолётов противника.
После войны остался на службе в ВМФ. С 1953 года Гвардии майор Г. Д. Костылев — в запасе. Умер 30 ноября 1960 года. Похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, где его именем названа улица.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды); медалями.

*     *     *

Фамилии этого человека нет в Советской Энциклопедии Великой Отечественной войны, несмотря на то, что был он Героем Советского Союза и принадлежал к лучшим пилотам советской истребительной авиации. Георгий Дмитриевич Костылев никак не вписывался в образ Героя, созданный сталинской пропагандой. Прекрасный лётчик, человек, который всегда говорил то, что думает, не признававший фальши и криводушия, он не был чужд многим сильным человеческим страстям.
Любимец лётного и технического состава, пользовавшийся в частях, где он служил, непререкаемым авторитетом, Костылев был не в чести у дивизионных командиров: после октября 1942 года его не наградили ни одним орденом…
Георгий Дмитриевич Костылев был одним из тех немногих лётчиков-истребителей, кто не закончил Военной авиационной школы пилотов. После призыва в ВМФ в 1939 году он служил в частях истребительной авиации, участвовал в Советско-Финляндской войне, за что был награждён орденом Красного Знамени.
Прирождённый пилотажник, он имел свой, удивительно изящный и свободный лётный почерк. Современники вспоминали о том особенном радостном чувстве, которое пробуждалось в них при наблюдении костылевских полётов. В его исполнении пилотаж становился искусством… Во время войны Костылев несколько раз проводил показательные «бои» над кораблями Балтфлота и, по свидетельству очевидцев, в эстетическом плане они были сравнимы с пением Лемешева и игрой Гилельса.
С первых же дней Великой Отечественной войны Георгий Дмитриевич принял активное участие в боевых действия. Служил он в 5-м истребительном полку Балтийского Флота, оснащённом самолётами И-16. Несмотря на превосходство вражеской авиации, Костылев довольно неплохо справлялся со своими профессиональными обязанностями. Коллеги ценили его не только за высокий пилотаж и острый глаз, а прежде всего за то, что он всегда надёжно прикрывал своих партнёров.
kostylev2Уже во второй половине июля 1941 года, работая с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, на самолёте И-16 он одержал 7 побед. Свою первую победу Костылев одержал 15 июля, сбив в группе Ме-110. А уже 22 июля, он уничтожил в воздушных боях ещё сразу 2 машины врага (Ju-88 и Ме-110). Ещё 2 бомбардировщика Ju-88 были сбиты им 23-го и 25-го числа. В последний день этого же месяца, Костылев сбил ещё пару Ме-109.
В конце августа комэск 2-й эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка (позднее ставший 3-м Гвардейским ИАП)  ВВС КБФ Г. Д. Костылев на только что полученном ЛаГГ-3 сбивает Ме-109… 16 сентября в паре с Игорем Каберовым, сбив по «Лаптёжнику», они рассеивают большую группу Ju-87, непрерывно атакующих крейсер «Марат». А вот как вспоминал сам Костылев о воздушной схватке 21 сентября:
«Летели мы над заливом, невдалеке от Кронштадта. Нас было пятеро: Усыченко, Ткачёв, Руденко, Львов и я. Внезапно над Кронштадтом мы заметили разрывы зенитных снарядов и пошли прямо к ним. Гляжу: «Юнкерс», а в стороне от него ещё два. Мы с Руденко решили атаковать того, который шёл один, а остальные лётчики направились к тем, что шли в паре.
Я открыл огонь по «Юнкерсу» метров с 400 и сразу разбил ему левый мотор. Он, снижаясь, стал удирать в сторону Финляндии. Ведя огонь, я подходил к нему всё ближе и ближе. Руденко тоже стрелял. Стрелка мы убили. Но лётчик «Юнкерса» был опытный и повернул свой самолёт так, что мы попали под огонь нижнего стрелка. Одна пуля угодила в фюзеляж моего самолёта. Я решил уничтожить и нижнего стрелка. Дал очередь из пушки и всех пулемётов одновременно. Перебил крепления, на которых держалась люлька, где был нижний стрелок. Люлька оторвалась от «Юнкерса» и вместе со стрелком упала в море… Ещё дал очередь — и «Юнкерс» сорвался и нырнул в воду».
kostylev3Таких боёв у Костылева осенью 1941 года было немало. Его боевой счёт рос довольно быстро. Вместе с ним росла и популярность лётчика. Бывало, увидят матросы с корабля или кронштадцы успешный воздушный бой нашего истребителя с двумя или тремя немецкими самолётами и говорят: «Сразу видно: Костылев дерётся!» И хотя выяснялось потом, что Костылев в этот день и вовсе не поднимался в небо — уверить в обратном свидетелей боя было невозможно. Да и стоило ли разуверять?
5 февраля 1942 года Костылев был сбит. Раненый в руку, он сумел воспользоваться парашютом.
В 1942 году Георгий вступил в партию. Придя получать партбилет, он услышал сигнал боевой тревоги. Выбежав из землянки быстро вскочил в самолёт и поднялся в небо. В ходе воздушного боя сбил неподалеку от аэродрома «Юнкерс», затем вернулся и извинился перед членами парткомиссии за временную отлучку по делам службы.
Георгий Костылев успешно боролся не только с вражескими самолётам. Однажды, в паре с Игорем Каберовым, он «отличился» и сбил свой истребитель — биплан И-153, приняв его за вражеский. На этой «Чайке» летел начальник штаба 4-го Гвардейского авиаполка Гвардии подполковник П. Бискуп. Самолёт упал на окраине аэродрома, но лётчик к счастью остался жив (эта победа, что совершенно естественно, не включается в официальные боевые счёта обоих балтийских асов ).
kostylev4В апреле 1942 года за 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 лично и 34 в группе сбитых самолёта противника Георгий Дмитриевич Костылев был представлен к званию Героя Советского Союза.
По некоторым источникам, 17 мая 1942 года Костылев одержал ещё одну из многих своих побед. В этот день в районе Кронштадта были сбиты лётчики штабного штаффеля JG 54 — фельдфебель Герхард Лаутеншпагер (31 победа) и лейтенант Осси Унтерлерхнер (27 побед). И хотя машины Игоря Каберова и Георгия Костылева были серьёзно повреждены, победу, в тот день, праздновали Гвардейцы-балтийцы, а не их оппоненты.
С мая по октябрь 1942 года Костылев воевал на «Харрикейне», левый борт которого украсила большая надписью «За Русь!» На этой машине он одержал несколько побед. 7 ноября, летая уже вновь на ЛаГГ-3, Костылев сбил в одном бою 2 «Юнкерса». До злополучного февральского вечера 1943 года Георгий Костылев совершил десятки боевых вылетов на ЛаГГ-3, «Харрикейне», МиГ-3 и Як-1. Осенью 1942 года он был назначен командиром эскадрильи.
22 октября 1942 года немецкое командование решило высадить морской десант на остров Сухо, батарея которого надёжно прикрывала Ладожскую морскую трассу. Около 2-х часов артбатарея острова, тральщик ТЩ-100 и малый охотник МО-171 вели тяжёлый бой с отрядом вражеских десантных судов. Под прикрытием большой группы самолётов, противнику удалось на нескольких надувных лодках высадить на острове небольшой десант. Но в самый критический момент боя на помощь пришли самолёты Балтийского Флота. Наши штурмовики, ведомые подполковником Ф. А. Морозовым, потопили 5 десантных судов. Прикрывающие их истребители, под командованием капитана Г. Д. Костылева, сбили над островом 14 самолётов противника. Это позволило защитником Сухо разгромить уже высадившийся десант. Остатки вражеского отряда были настигнуты кораблями Ладожской флотилии и понесли новые серьёзные потери — противник лишился 17 из 23 десантных судов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года Гвардии капитан Г. Д. Костылев удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 654).
Мало кто знает, что Костылев стал одним из прототипов Константина Лунина, главного героя известной книги Н. Чуковского «Балтийское небо», по мотивам которой был снят не менее известный кинофильм. Н. К. Чуковский писал одному из исследователей жизни воздушного аса Е. Овсянкину:
«В 1942 году я служил с Георгием Дмитриевичем Костылевым в одной дивизии и много с ним общался. Это был человек бесстрашный, умный и виртуоз воздушного боя. Среди других лётчиков он резко выделялся своей культурностью, начитанностью. Человек он был скромный, любимый товарищами. Некоторые описанные мною в романе бои Лунина были в действительности боями не Лунина, а Костылева. Произошло это так. Костылев был замечательный рассказчик, и я записывал его рассказы о боях, а потом использовал это в романе.
Георгий Дмитриевич имел только один недостаток — выпивал лишнее. Эта несчастная его склонность принесла герою много горя. Его разжаловали из капитанов в рядовые, но так как лётчик он был исключительный и незаменимый, то продолжал командовать эскадрильей, будучи рядовым, — случай совершенно невероятный, единственный в своем роде…»
Костылева не только разжаловали, но и осудили. А произошло вот что. В конце февраля 1943 года Гвардии капитан Г. Д. Костылев во время предоставленного ему отпуска поехал к матери, которая жила в блокадном Ленинграде. То, что он здесь увидел, поразило его: люди умирали от голода и холода, питались кожаными ремнями, за водой надо было идти к замёрзшей Неве.
Незадолго до возвращения в свою часть Костылев познакомился с одним «тыловым» майором, который пригласил известного лётчика на встречу. Каково же было удивление Георгия Костылева, когда он увидел богато обставленную квартиру и стол, ломившийся от еды и изысканного алкоголя. Воздушный ас, насмотревшийся перед этим на умиравших от голода земляков, высказал офицеру-тыловику всё, что он о нём думает. Когда же майор схватился за пистолет, забрал у него оружие и пару раз хорошенько «приласкал» стулом. Перебив в гневе часть посуды, расстроенный лётчик покинул этот дом.
После возвращения в свою часть Костылев честно рассказал об этой истории своим коллегам и командиру полка. Однако их солидарность оказалась не очень сильной. Вскоре Георгия Костылева арестовали и судили. Он был разжалован до рядового, его лишили всех наград и офицерского звания, а затем отправили в роту штрафного батальона морской пехоты на Ораниенбаумский плацдарм — в места, где прошло его детство… Штрафники сберегли лётчика.
Разлучили Костылева с небом на 2 месяца. В апреле 1943 года он вновь поднял свой истребитель навстречу врагу.
Костылев был направлен рядовым пилотом в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк. Преодолеть многие неприятности Георгию Дмитриевичу помог его друг, Василий Голубев, которому удалось вернуть опальному лётчику «крылья». В первом же воздушном бою, 21 апреля 1943 года, Георгий Костылев сбил над Копорским заливом финский «Фиат», затем, прижав второй к воде, приказал ведомому атаковать его — очередь последнего была также точной…
После этого боя Костылев был назначен командиром звена и, сражаясь после штрафбата в составе 4-го Гвардейского ИАП на самолёте Ла-5, лично сбил 9 самолётов противника, из них 3 FW-190.
Так, 22 июля 1943 года пара Ла-5 из 4-го ГвИАП атаковала 3 звена IV.JG 54. «Фокке-Вульфы» гауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа — рассыпалась. Эрих Рудорффер, над своей территорией воспользовался парашютом, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке (27 побед)  погиб. Вторая атака не принесла успеха капитану Г. Д. Костылеву и старшему лейтенанту А. М. Селютину (будущему Герою Советского Союза, сбившему лично 18 самолётов). Гоняться за одиночными «Фоккерами» балтийцы не стали.
2 августа 1943 года Гвардии капитан Г. Д. Костылев обнаружил над Финским заливом 2 FW-190 и один из них уничтожил. Лейтенант Херберт Броэндле (имевший 58 побед)  выпрыгнул из горящего истребителя, спустился на парашюте и был взят в плен экипажем нашего торпедного катера.
За мужество проявленное в боях, к 1944 году Костылеву вернули все награды и звание Гвардии майора. Вскоре после этого он был назначен Главным инспектором ВВС Краснознамённого Балтийского Флота по истребительной авиации. Несмотря на то, что ему категорически запрещалось выполнение боевых вылетов, лётчик при каждой возможности нарушал этот запрет. Прилетая в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, одерживал победы, но никогда не брал официальных подтверждений и соответственно не записывал сбитых на свой счёт, отдавая их тем, с кем летал в бой.
kostylev5Так, 21 июля 1944 года «Фокке-Вульфы» из 5 / JG 54 над Балтийским морем подверглись атаке 2 Ла-5ФН из 3-го Гвардейского истребительного авиаполка, которые уничтожили 3 машины. Победы были одержаны Гвардии майором Костылевым и Гвардии лейтенантом Прасоловым, однако первый участвовал в вылете неофициально и не состоял, на тот период, в составе 3-го Гвардейского ИАП.
Официальные данные утверждают, что во время войны Гвардии майор Г. Д. Костылев выполнил 418 боевых вылетов и участвовал в 112 воздушных боях. За это время он одержал 11 личных побед и 35 — в составе группы.
Однако известно, что во время исполнения Костылевым функций Главного инспектора, одержанные им победы записывались на счёт соединения, в котором он выполнял полёты. Сам же Костылев не придавал этому ни малейшего значения. Легендарный балтийский ас, не знавший поражений в самые трудные дни войны, по неофициальным данным одержал не менее 20 личных и 34 групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые — «ради ведомых»…
Следует отметить, что ещё в середине 1942 года, отвечая на несправедливый упрёк одного ленинградского журналиста, что групповых побед у него много больше, чем личных, Костылев в запальчивости заявил, что отныне личными победами будет вытеснять групповые и не увеличит свой общий счёт, пока не сравняет его с количеством лично сбитых самолётов врага.
После окончания войны, до 1953 года, Георгий Дмитриевич Костылев служил в авиации ВМФ. Умер 30 ноября 1960 года. По завещанию самого Костылева, он был похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть в боях с врагами…

На основе МиГ-1.44 разработают второй вариант ПАК ФА

mig_1-44b

МиГ-1.44

“РСК “МиГ” разрабатывает второй вариант ПАК ФА. За основу взята аэродинамическая схема самолета МиГ-1.44 и те наработки, которые были по этому прототипу”, – сказал собеседник агентства.
По его словам, “это будет легкий вариант ПАК ФА”, который не будет конкурировать с моделью Т-50, разработанной компанией “Сухой”.
В июне в РСК “МиГ”, что корпорация продолжает работать над легким истребителем пятого поколения, несмотря на отсутствие соответствующего заказа. Ранее сообщалось, что платформой для этого самолета может стать МиГ-35. При этом в Объединенной авиастроительной корпорации заявляли, что создание легкого истребителя не является приоритетом для компании.
Прототип МиГ-1.44, созданный в 1990-е годы в рамках разработки истребителя пятого поколения, был впервые представлен на всеобщее обозрение на авиасалоне МАКС-2015, который прошел в августе в Подмосковье. Как отмечали в корпорации, проект позволил совершить большой скачок в направлении истребителей пятого поколения”, а заложенные в нем технологии успешно развиваются до сих пор.
Фюзеляж машины, выставленной на МАКС-2015, выполнен с применением технологий “стелс” – самолет покрыт специальным радиопоглощающим слоем, а его кили спроектированы таким образом, чтобы истребитель оставался незаметным для радаров. Кроме того, было изменено расположение воздухозаборников, а все вооружение предполагалось размещать во внутренних отсеках. По данным источников в самолетостроительной отрасли, прототип совершил лишь один испытательный полет.

По материалам сайта
http://www.aero-news.ru