Российская авиация помогла сирийцам разблокировать аэродром Квайрес

su-24_bort-08_2Сирийские правительственные силы при поддержке российской авиации освободили военный аэродром Квайрес в провинции Алеппо, который был окружен боевиками больше двух лет, сообщил журналистам официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
«В результате действий российской авиации сирийскими правительственными властями был деблокирован военный аэродром Квайрес (провинция Алеппо). Данный аэродром более двух лет находился в плотном окружении бандформирований террористов ИГИЛ», — сказал он.
«Сведения о расположении огневых позиций и опорных пунктов террористов, окружавших аэродром Квайрес, были получены от представителей сирийской оппозиции и подтверждены в информационном центре в Багдаде», — отметил генерал.
Всего, по его словам, российская авиация за двое суток выполнила 85 боевых вылетов по 277 объектам запрещенного в РФ «Исламского государства» в сирийских провинциях Алеппо, Дамаск, Латакия, Хама, Хомс и Идлиб.
Конашенков заявил, что в районе Бир-Касаб провинции Дамаск нанесен удар по скоплению автомобилей бандформирования ИГИЛ и складу боеприпасов с минами и артиллерийскими снарядами. Склад со всем содержимым и четыре автомобиля повышенной проходимости, принадлежавших террористам, были уничтожены.
При этом в провинции Хомс российский бомбардировщик уничтожил три танка и две БМП «Исламского государства». «В 45 километрах к югу от города Тадмор, провинция Хомс, бомбардировщиком Су24м был нанесен удар по вскрытому беспилотными средствами скоплению бронетехники бандформирований ИГИЛ», — сказал представитель Минобороны.

Источник: Интерфакс

Сидоренко Ростислав Иванович

sidorenko

Герой Советского Союза Сидоренко Ростислав Иванович

Ростислав Сидоренко родился 12 августа 1920 года в селе Ленинск, ныне город Волгоградской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу. Работал в Астрахани. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов.

С мая 1942 года сержант Р. И. Сидоренко в действующей армии. До октября 1942 года служил в составе неустановленного авиационного полка, сражался на Юго-Западном фронте. С декабря 1942 года — уже в 897-м ИАП. Летом 1943 года принимал участие в Курском сражении, позднее — в боевых действиях на 3-м Украинском фронте.

2 февраля 1943 года, прикрывая войска на подступах к городу Ворошиловграду, четвёрка истребителей, которую вёл капитан Р. И. Сидоренко, вступила в бой с 16 самолётами врага. В этом поединке было сбито 7 самолётов противника. Сам Сидоренко сбил 3 самолёта и ещё 2 подбил.

21 августа 1943 года, проведя 3 воздушных боя, отважный лётчик-истребитель уничтожил сразу 4 вражеских самолёта.

К маю 1944 года, командир эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан Р. И. Сидоренко совершил 137 боевых вылетов на разведку войск и аэродромов противника, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие наземных войск и железнодорожных узлов. Проведя 30 воздушных боёв, лично сбил 12 и в составе группы 4 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3467).

Впоследствии воевал над территорией Румынии.

К концу войны майор Р. И. Сидоренко выполнил около 200 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 14 самолётов противника лично и 4 — в группе с товарищами.

С 1946 года подполковник Р. И. Сидоренко — в запасе. В 1954 году окончил Ташкентский юридический институт. Затем жил в Москве. Умер 14 декабря 1988 года. Похоронен на Введенском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

Каравай Павел Петрович

karavai1

Герой Советского Союза Каравай Павел Петрович

Павел Каравай родился 12 июля 1921 года в городе Смоленске. Окончил железнодорожную среднюю школу № 29. Самым заветным желанием юноши было стать авиатором, поэтому он поступает в аэроклуб. В 1939 году Павел в первый раз поднялся в небо на учебном самолёте У-2. Окончив в 1940 году аэроклуб, он стал инструктором-лётчиком и почти год проработал в том же аэроклубе. В самый канун Великой Отечественной войны Павла Каравая направили в Сталинградскую военную авиационную школу пилотов, окончив которую  (в 1942 году) он стал лётчиком-истребителем.

В октябре 1942 года старший сержант П. Каравай принял участие в боях под Сталинградом, провёл здесь несколько десятков боевых вылетов на Як-7Б. В Декабре 1942 года одержал первые победы, сбив целый букет из самолётов противника различных типов: Me-110, Ме-210, Me-109, Ju-88. Среди сбитых им типов — исключительно редкий для советского лётчика тяжёлый истребитель Ме-210 с двумя пулемётными дистанционными установками для стрельбы назад.

Павел Каравай участвовал в боях под Харьковом, в Изюм-Барвенковской операции, освобождал Запорожье.

Советская промышленность быстрыми темпами наращивала выпуск военной продукции, в том числе и авиационной. Самоотверженный труд советских конструкторов и рабочих, быстрая перестройка технологического процесса позволили наладить выпуск новейших самолётов типа Як-7Б, Ла-5, Ил-2 и Пе-2. В стране ширилось движение за сбор личных средств на строительство танков, самолётов, подводных лодок, артиллерийских орудий и другого вооружения в подарок фронту.

В 1942 году Ершовский колхозник Ферапонт Головатый на свои личные средства купил самолёт для фронта. Саратовские колхозники подхватили этот патриотический почин, внося добровольно личные средства на постройку боевых самолётов. Советское правительство телеграммой поблагодарило саратовцев и лично Ферапонта Головатого.

Лишь в Пензенской области в сентябре 1942 года для этой цели было собрано 14 миллионов рублей. Построенные на эти деньги 8 авиационных эскадрилий уже накануне 25-й годовщины Октября были переданы воинам Сталинградского фронта.

Этот почин поддержали колхозники и Жерновского района. Колхозник-пчеловод Евгений Данилович Васильев, его дочь Екатерина Евгеньевна Семёнова, и председатель колхоза Иван Алексеевич Бурлаков внесли на постройку боевого самолёта 150 тысяч рублей. А всего по району на 8 Января 1943 года было внесено более миллиона рублей. В сборе средств участвовали не только колхозники, но и служащие, и школьники.

Жерновские колхозники послали лётчикам фронтовикам приветствие. Они писали: «Дорогие товарищи! Гордые соколы нашей Родины! Примите наш сердечный привет и наилучшие пожелания в вашей благородной героической борьбе против фашистских разбойников от колхозников, служащих и школьников района Саратовской области. Трудящимися нашего района уже собрано более миллиона рублей на постройку боевых самолётов. Сбор средств продолжается». Это приветствие было напечатано в газете от 8 января 1943 года.

Для оформления заказа на постройку боевых самолётов по предложению Жерновского райкома ВКП(б) была избрана специальная комиссия, которая должна была поехать на Саратовский авиационный завод. В комиссию были избраны: секретарь РК ВКП(б) Иван Герасимович Афанасьев, председатель колхоза «День урожая» Иван Алексеевич Бурлаков, колхозник колхоза «Политотделец» Илья Никифорович Чернышов и другие.

Один из построенных на средства жерновских колхозников самолётов был вручён комсомольцу Павлу Петровичу Караваю. Принимая этот самолёт, отважный лётчик дал клятву оправдать высокое доверие колхозников, беспощадно громить фашистских захватчиков.

При получении именных самолётов в полках проходили митинги, на которых авиаторы брали обязательства крепче бить врага. Принимая самолёт-подарок, лётчик 288-й истребительной авиационной дивизии П. П. Каравай сказал: «Я заявляю со всей ответственностью, что это доверие оправдаю с честью. Буду на этом самолёте беспощадно истреблять фашистских захватчиков, не жалея ни сил, ни крови для полного разгрома и изгнания ненавистного врага с нашей земли».

С ноября 1942 года Павел Каравай летал уже на именном истребителе Як-1Б с бортовым номером «12» и надписью на борту «Жирновский колхозник». Лётчик сдержал свою клятву: на этой машине он одержал несколько воздушных побед.

Между авиаторами, получившими именные самолёты, и трудящимися, на средства которых они были построены, устанавливались тесные связи. Деньги на строительство самолётов вносили и сами авиаторы. Лишь в 17-й Воздушной армии личный состав собрал 4 миллиона рублей.

…16 декабря 1942 года в 9 часов 30 минут войска Юго-Западного фронта перешли в наступление. Командующий фронтом решил ударами с северо-запада и с востока разгромить основные силы противника, на 6 день операции достичь рубежа Новая Калитва, Чертково, Тацинская, Тормосин и зайти во фланг наступавшей на север Котельниковской группировке противника.

Из-за сложных метеорологических условий 17-я Воздушная армия не смогла поддержать атаку. Сухопутные части встретили упорное сопротивление противника. Однако когда в середине дня погода улучшилась, авиация произвела более 200 самолёто-вылетов на обеспечение наступления 1-й и 3-й Гвардейских армий. Удары с воздуха наносились по узлам сопротивления в районах Филонова, Новой Калитвы, Боковской и по скоплению войск противника в районах Твердохлебовки, Богучара, Ивановки, по аэродромам Тацинская и Морозовский. Немецкое командование пыталось организовать оборону, но безуспешно.

Отважно сражались с врагом лётчики-истребители 288-й авиационной дивизии. Их не смущало, когда иной раз численный перевес был на стороне противника. В эти же дни группа в составе 5 истребителей вылетела на прикрытие штурмовиков. Вскоре наши лётчики заметили 2 «Мессершмитта». Развернув машину, старший сержант П. П. Каравай атаковал ведущего «Мессера». Тот задымил, перешёл в пикирование и врезался в землю. Второй немецкий лётчик поспешил убраться восвояси.

От боя к бою росло боевое мастерство молодого лётчика. Увеличивался счёт сбитых им самолетов. В одном из воздушных боёв таpанил вpажеский самолёт. Грудь П. П. Каравая украсили три ордена: Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

С лета 1943 года П. П. Каравай летал на истребителе Як-1Б с бортовым номером «28». На этой машине при налёте немцев на аэродром Бутово под Старобельском, 10 июня 1943 года, в неожиданной атаке сбил, предположительно, немецкого командира, находившегося выше в стороне и, по предположению Павла Петровича, руководившего налётом. В следующие секунды «Як» Каравая в свою очередь был сбит прозевавшими его атаку немецкими истребителями. Лётчик покинул машину с парашютом.

К концу 1943 года на счету лейтенанта П. Каравая было как минимум 7 личных побед, он считался в числе лучших летчиков полка. Заметим, что его 897-й Кишинёвский истребительный авиационный полк, которым командовал капитан (в конце войны — майор) А. М. Марков, под стать 866-му полку той же дивизии, где сражался Александр Колдунов, был в числе результативнейших полков советских ВВС. На счету каждого из этих полков более 300 уничтоженных самолётов противника. В составе полка сражались 7 Героев Советского Союза: В. А. Меренков (22 победы), Д. Г. Барченков (21 победа), В. А. Лозовский (19 побед), В. В. Микрюков (17 побед), П. П. Каравай (10 + 7 побед), В. К. Чугунов (16 + 4 победы). П. М. Бойцов, получивший боевое крещение в полку, сражался позднее в других частях и получил звание Героя России лишь в 1995 году.

Однажды в пылу воздушной схватки Каравай увлёкся и забыл, что ведёт бой без прикрытия. На помощь ему поспешил лётчик из другой группы, но не успел. Истребитель Каравая был подбит и загорелся. Пламя ударило в лицо, обожгло руки. С большим трудом лётчик покинул неуправляемую машину. Колхозники подобрали обожженного лётчика и доставили в госпиталь. Поправившись, Павел Каравай вернулся в родной полк.

В середине 1944 года старший лейтенант Каравай был назначен командиром эскадрильи, участвовал в изгнании неприятеля из Молдавии, в Яссо-Кишиневской операции, в освобождении Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии.

С середины 1944 года и до начала 1945-го П. Каравай воевал, в основном, на истребителе Як-9Т (бортовой номер «30»), одержав на нём 7 побед: 1 Ju-88, 4 FW-190, 2 Me-109. Иногда использовал для вылетов именной самолёт Як-1 «Жирновский колхозник».

Командиром 288-й Павлоградско-Венской истребительной авиационной дивизии, где воевал П. Каравай, был известный в стране лётчик, участник боёв в Испании, Герой Халхин-Гола, полковник, а впоследствии генерал-майор авиации Б. А. Смирнов. Вот как он классифицировал своих асов в одной из книг:

«В каждом полку были свои непревзойдённые мастера в различных элементах боевой работы. Так, в воздушных боях приоритетом пользовался Александр Колдунов, в штурмовых действиях отличался Иван Панин, лучше других с разведкой справлялся Александр Фролов, а по аэродромам противника блестяще действовал Павел Каравай».

П. П. Каравай действительно отличился в нескольких яростных штурмовках аэродромов. Наиболее успешными были признаны налёты на аэродромы Краматорская, Павлоград, Мокрое и Веспрем. В каждом налёте было уничтожено более 20 неприятельских самолётов. Так, в ознаменование успешного налёта на аэродром Павлограда и в честь освобождения города дивизии было присвоено почётное наименование Павлоградской.

Последние вылеты Павел Каравай совершил на Як-3 (производства Тбилисского завода), вооружённым 3 пушками МП-20, с бортовым номером «32». На этой машине одержал свои последние победы: 23 марта 1945 года сбил Ме-109; 22 апреля 1945 года — ещё один Me-109, над озером Балатон.

По мнению историка авиации А. В. Станкова (автора книги «Поршневые истребители «Як», 1941 — 1945 гг.» Киев, 1999 год.), на счету П. П. Каравая 232 успешных боевых вылета, 42 воздушных боя, 33 лично уничтоженных самолёта противника (из них 2 — на аэродромах) и 7 — в группе. Одна победа подарена ведомому.

Однако, по данным М. Ю. Быкова его официальный счёт куда скромнее: около 200 боевых вылетова, 40 воздушных боёв, 10 самолётов противника сбитых лично и 7 в группе. Кроме этого, он выполнил 40 штурмовок войск противника, в ходе которых уничтожил до роты немецких солдат и офицеров, батарею полевой зенитной артиллерии, 35 автомашин, 18 подвод и 1 танк.

18 Августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны Капитану П. П. Каравай было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Павел Петрович ещё долго служил в Военно-Воздушных Силах страны, передавая свой богатый фронтовой опыт молодому поколению авиаторов. В 1956 году окончил Военно-Воздушную академию. Освоил реактивную боевую технику. Летал до конца 1960-х годов на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-7. Лишь в 1973 году полковник П. П. Каравай ушёл на заслуженный отдых. Жил и работал в Киеве.

«Президент-С» защитит авиатехнику от залпового пуска зенитных ракет

prez-SБортовой комплекс обороны разработки КРЭТ успешно прошел испытания.
Российский бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С», предназначенный для защиты от ракет, подтвердил свою эффективность во время испытаний на полигонах Минобороны РФ. Об этом сообщил РИА «Новости» заместитель гендиректора КРЭТ по НИОКР техники РЭБ и инновациям, генконструктор Юрий Маевский.
«Высокая боевая эффективность защиты вертолетов, оснащенных БКО «Президент-С», была подтверждена на полигонах Минобороны при реальном применении переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла». Было проведено значительное количество практических пусков ракет ПЗРК, в том числе залповых, по две ракеты в залпе, с различных азимутов и с различных расстояний по реальным вертолетам или их натурным моделям», – рассказал Юрий Маевский.
Он отметил, что все выпущенные ракеты не достигли цели, а ушли в сторону от нее, не нанеся защищаемому вертолету ни малейшего ущерба. По его словам, результаты испытаний позволяют констатировать, что в России создана «очень надежная технология защиты самолетов и вертолетов от поражения ракетами с любыми оптическими головками самонаведения».
Подсистемой оптико-электронного подавления БКО «Президент-С» уже оснащаются военно-транспортные самолеты типа Ил-76, в том числе самолет первого лица государства, боевые вертолеты типа Ми-28 и Ка-52 и тяжелые транспортно-десантные вертолеты типа Ми-26.
«Президент-С» предназначен для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами, а также зенитными артиллерийскими комплексами ПВО противника наземного и морского базирования.
Комплекс способен подавлять радиолокационные головки самонаведения авиационных и зенитных управляемых ракет, а также станций орудийной наводки зенитно-артиллерийских комплексов противника.
Обнаруживая и отслеживая атакующую ракету, «Президент-С» направляет кодированное лазерное многоспектральное излучение на ее оптическую головку самонаведения или создает ей активные радиопомехи. Такое воздействие приводит к срыву сопровождения цели ракетой и ее последующему уходу с опорной траектории в сторону от защищаемого самолета или вертолета.

Микрюков Виталий Васильевич

MikryukovРодился 25 октября 1923 года в деревне Бикербей, ныне Селтинского района Удмуртии, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы № 25 и аэроклуб в городе Ижевск. С 1941 года в Красной Армии. В том же году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1943 года Младший лейтенант В. В. Микрюков в действующей армии.

К февралю 1945 года заместитель командира эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан В. В. Микрюков совершил 226 боевых вылетов. В 34 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника.

Погиб 12 апреля 1945 года в результате несчастного случая. Похоронен в Одессе. Надгробная плита с его именем установлена на аллее Славы.

29 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

«В этой школе учился Герой Советского Союза лётчик-истребитель Виталий Васильевич Микрюков, павший смертью храбрых в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»   Металическая доска с такой надписью находиться на фасаде средней школы № 25 по улице Карла Маркса города Ижевска.

Выпусник этой школы, курсант Ижевского аэроклуба Виталий Микрюков в июле 1943 года, после окончания военного авиационного училища, прибыл на Юго-Западный фронт в разгар наступательных боев. В составе истребительной дивизии, которой командовал герой боёв в Испании генерал-майор авиации Б. А. Смирнов, Виталий прошёл славный путь от берегов Днепра до столицы Австрии, сделав около 250 боевых вылетов.

Первые боевые вылеты он совершил в район боёв за Одессу. На одесском направлении Микрюков сбил 6 фашистским машин и был удостоен ордена Красного Знамени.

17 августа 1943 года четвёрка наших истребителей, которые шли на прикрытие наших наземных войск в районе Изюма, была встречена 16 вражескими Ме-109. По команде младшего лейтенанта Микрюкова звено атаковало противника. В считанные минуты были сбиты 3 вражеских самолёта, а остальные были рассеяны. Отважная четвёрка возвратилась на аэродром без потерь.

14 октября 1944 года мощный грохот советской артиллерии потряс окрестности Белграда. Более 300 орудий и миномётов обрушили свой огонь на передний край обороны врага и его опорные пункты на южной окраине города. Противник заранее подготовил Белград к круговой обороне, опоясав его 3-мя линиями сильных укреплений. Внешний оборонительный обвод проходил в 15-17 км от города, а внутренний пролёг непосредственно по улицам. Штурм города затруднялся крайне ограниченными возможностями маневра. Все 3 оборонительных обвода своими флангами упирались в реки Сава и Дунай.

Плечом к плечу с Советскими воинами сражались бойцы Народно-освободительной армии Югославии. В стремительном наступлении активно участвовала 17-я Воздушная армия, поддерживая ударами с воздуха продвижение танков и пехоты. Очень часто экипажи вылетали на выполнение боевых заданий при ограниченной видимости и даже в туман. Управление авиацией осуществлялось по радио пунктами управления, располагавшимися на крышах городских домов.

Чем ближе подходили советские войска и НОАЮ к Белграду, тем ожесточённее становилось сопротивление противника. Вражеская авиация усилила разведывательные полёты. Командование 17-й Воздушной армии поставило перед 236-й авиационной дивизией задачу не допускать возвращения вражеских самолётов-разведчиков на свои аэродромы.

Под натиском советских войск противник оставлял один за другим населённые пункты Югославии. Чтобы задержать наступление, фашисты выводили из строя железнодорожные пути на важнейших дорогах, используя для этого специальные путеразрушители.

В середине октября 1944 года четвёрке истребителей старшего лейтенанта В. Микрюкова была поставлена задача разыскать такой путеразрушитель и уничтожить его. В районе железнодорожной станции Паланка ведущий обнаружил паровоз с 6-ю прицеплёнными вагонами. Это и был путеразрушитель. По команде В. Микрюкова истребители перешли в пикирование и начали штурмовку цели и зенитных точек. Путеразрушитель был выведен из строя.

К февралю 1945 года заместитель командира эскадрильи 897-го Кишинёвского истребительного авиационного полка капитан В. В. Микрюков совершил 226 боевых вылетов. Из них: 20 — разведывательных, 99 — на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 21 — на свободную охоту и штурмовку, 86 — на прикрытие наземных войск, переправ и районов базирования. Им уничтожено: 49 автомашин, 2 паровоза, 1 железнодорожный путеразрушитель, 1 военный склад, до 50 солдат и офицеров противника, подавлено 4 зенитные установки. Участвуя в 34 воздушных боях, сбил лично 16 самолётов противника.

Согласно публикаций советских времён, 12 апреля 1945 года Капитан В. В. Микрюков в составе четвёрки «Яков» был атакован 15 немецкими самолётами. Наши лётчики сбили 2 вражеские машины, но и Микрюков был тяжело ранен. Он попытался дотянуть до аэродрома, но в 7 километрах от него был вынужден совершить вынужденную посадку. Его доставили в свой полк, где он и умер от ран в тот же день.

Однако, в настоящее время установлено следующее, 12 апреля 1945 года Капитан В. В. Микрюков погиб в результате несчастного случая — был убит выстрелом из пистолета военнослужащим другой части — капитаном Александром Бондарем — на аэродроме Традсдорф (Австрия).

К тому времени он совершил около 250 успешных боевых вылетов. Проведя более 40 воздушных боёв, лично сбил 22 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Микрюкову Виталию Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награжденем орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В 1968 году на аэродроме Ижевского авиационного спортивного клуба торжественно открыли памятник-стелу, где золотыми буквами написано: «Здесь начал свой путь в небо Герой Советского Союза Виталий Микрюков».

 

«Сухой» передал Минобороны РФ очередную партию бомбардировщиков Су-34

2180519616Компания «Сухой» передала ВКС РФ очередную партию фронтовых бомбардировщиков Су-34, предусмотренную гособоронзаказом 2015 года. Самолеты поднялись в воздух с аэродрома Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова и направились к месту своей дислокации, сообщает пресс-служба компании.

В настоящее время самолеты успешно используются в войсках и демонстрируют высокие эксплуатационные качества.
Сегодня в ходе пресс-конференции заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка сообщил, что количество новых контрактов по экспорту СУ-34 с момента участия авиационной группы Минобороны России в уничтожении баз террористов ИГИЛ выросло. Уточнить темпы прироста Семка отказался.

По материалам сайта: http://airspot.ru

В России создали двигатель для воздушно-космического самолета

img_21673_page_27421Двигатель для перспективного воздушно-космического самолета, который будет применяться как в Вооруженных силах, так и в гражданской сфере, создали в серпуховском филиале Военной академии РВСН имени Петра Великого, сообщил в понедельник представитель академии.
Комбинированный воздушно-ракетный двигатель с прямоточной камерой пульсирующего горения, фотокамерой и системой воздушного запуска создан для обеспечения возможности работы двигательной установки как в атмосфере, так и в космическом пространстве. Перспективный самолет с таким двигателем может с большей выгодой доставлять грузы на орбитальные станции, отметил собеседник агентства, передает РИА «Новости».
«Решена задача создания комбинированной силовой установки летательного аппарата для перевода двигателя с воздушного режима работы при полете в атмосфере на ракетный — в космическом пространстве. Двигатель включает силовую установку, работающую на двух контурах (режимах) — воздушном и ракетном», — пояснил представитель академии в ходе выставки «День инноваций Минобороны РФ — 2015».
Принцип работы, по его словам, таков: «Самолет патрулирует воздушное пространство, взлетает с обычного аэродрома, дальше получает команду на отработку в космосе, например перехват боевых блоков, уничтожение целей, выходит в космическое пространство, там отрабатывает и возвращается в атмосферу».
Представитель академии отметил, что самого воздушно-космического самолета пока еще нет, сначала для него создают двигатель, а потом запустят в работу саму машину: «Проект этой модели был разослан в ведущие российские организации, были получены отзывы и замечания. Два завода уже берутся сделать опытный образец в натуральную величину. НПО „Молния“ ведет сейчас разработку НИРа по гиперзвуковому воздушно-космическомусамолету, но у них нет двигательной установки, мы пытаемся с ними начать проводить научную работу вместе».
По его словам, размерность двигателя будет зависеть от стартовой массы самолета и полезной нагрузки, которую он понесет. Представленная на «Дне инноваций» модель действующая, она прошла огневые испытания — работоспособность агрегата доказана.
В силовой установке на воздушном режиме использовалось керосиновое топливо, а для космоса — метан и газообразный кислород. Задач делать двигатель с экологически чистым топливом пока не стоит, так как будущий летательный аппарат возвращаемый, многоразовый и не будет иметь проблем с отработанными ступенями, как у обычных космических ракет.
По предварительным оценкам академии, стоимость созданного двигателя — 90 млн рублей, тогда как жидкостные ракетные двигатели на ракету с одной ступенью стоят порядка 120–140 млн. Таким образом, установка выходит гораздо выгоднее как по собственной стоимости, так и с учетом многоразового ее использования, отмечают в научном заведении.

Меренков Виктор Алексеевич

merenkovВиктор Меренков родился 1 сентября 1923 года в Орле, в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал электриком. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.
С августа 1943 года в действующей армии. Летая на истребителе Як-9, сражался на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах.
Свои первые победы он одержал уже в первых боевых вылетах, сбив 2 истребителя Ме-109 в Августе 1943 года.
Осенью 1943 года, после освобождения Запорожья, в 288-й истребительной авиадивизии пришлось провести некоторые организационные изменения. Все полки были вооружены самолётами Як-1, Як-7 и Як-9. В-принципе все эти машины были одной конструкции, но с некоторой технической модернизацией и разницей в вооружении. Для лётного состава воск комплекс этих модернизаций не имел особого значении. Пилотировать все машины было одинаково, но для технического состава наличие разных типов самолётов в одном подразделении очень затрудняло подготовку машин к боевым вылетам. Не случайно инженеры давно стремились упорядочить этот вопрос, и вот выкроилось время для такого мероприятия — самолёты стали передаваться из одних эскадрилий в другие. Проходило это с детальной проверкой их технического состояния.
Казалось бы, чего проще — обменяться самолётами. Однако не обошлось без осложнений. Дело в том, что каждый авиационный техник знал свою машину до винтика, а лётчик, как говорят, чувствовал её в полёте каждой своей клеточкой. Словом, был тот обмен дли многих точно расставание с живым и близким существом.
Так, лейтенант В. Меренков обратился к командованию с просьбой оставить ему его истребитель. Доводы простые и ясные: сбивать фашистов, как прежде, лишившись своего самолёта с 37-мм пушкой, он не сможет, мол, приспособился к нему и в особенности к пушке. Меренков говорил правду. Все помнили, как в одном из боёв он предупредил командира дивизии Б. А. Смирнов по радио, что будет снимать «Фоккера», и просил наблюдать за ним. Действителыю, сбил немца на глазах у всех, израсходовав при этом всего 4 снаряда из своей пушки.
Пришлось уступить. С разрешения командира дивизии, В. Меренкову был оставлен его старый самолёт.
Весной 1944 года советские войска с боями продвигались к берегам Южного Буга. Так же, как и на Днепре, противник предпринимал всё возможное, чтобы перебросить свежие части и закрепиться на противоположном берегу. Бомбардировочная и штурмовая авиация 17-й Воздушной армии громила скопища отступающих. Железнодорожные станции, шоссейные дороги, мосты и речные переправы, занятые фашистами, находились под контролем с воздуха. А в дополнение к наземным коммуникациям немецкое командование пыталось организовать и «воздушные мосты». Многие десятки транспортных самолётов были задействованы, но и это не помогло противнику. 12 Ju-52 были сбиты в районе Южного Буга нашими лётчиками Меренковым, Твердохлебовым, Посуйко, Гура, Барченковым.
В Мае 1944 года 288-ю истребительную авиационную дивизию посетил бывший министр авиации Франции, представитель французского движения Сопротивления господин Пьер Кот.
В первый день визита Пьер Кот знакомился с самолётами, живо интересовался вооружением машин, подолгу беседовал с лётчиками, возвращающимися после боевых заданий. На следующий день гость приехал рано утром. Именно тогда состоялись полёты с целью ознакомить молодых лётчиков 897-го авиаполка с районом боевых действий. «Старики» надёжно прикрывали в воздухе своих питомцев, да так, что при встрече с 4 Me-109 опытные бойцы В. Меренков и Р. Сидоренко сбили 2 «Мессера», а спустя некоторое время командир звена Д. Барченков с молодым пилотом В. Колягиным срезали ещё один вражеский самолёт.
В один из Майских дней, после воздушного боя в силу каких-то обстоятельств Старший лейтенант В. Меренков остался в воздухе один, а в километре от него летел «Мессер» в сторону нашей территории. Оба не видели друг друга, но, получив необходимые координаты с земли, Меренков атаковал первым. С дистанции не более 50 метров потребовалось всего лишь 3 снаряда, чтобы на приблудном «Мессере» поставить крест.
Осенью 1944 года, с выходом 3-го Украинского фронта на границу Югославии, советские войска получили возможность нанести удар на Белградском направлении. Цель этой наступательной операции заключалась в том, чтобы разгромить противостоявшие силы противника в Югославии, сорвать его стратегический план перегруппировки войск, освободить восточную часть территории Югославии и её столицу Белград.
Важное политическое и стратегическое значение Белграда предопределило крайне ожесточённый характер боевых действий в ходе операции.
В первой половине Сентября 1944 года противник начал отводить свои части с юга Балканского полуострова. 17-я Воздушная армия в период с 15 по 21 Сентября провела воздушную операцию с целью приостановить железнодорожное движение от Салоники на Белград, уничтожить войска и технику противника по дорогам, идущим из Греции и Южной Югославии на север и северо-запад.
Лётчикам приходилось действовать в очень трудных условиях. Горно-лесистая местность и плохие метеорологические условия стесняли маневр, затрудняли ориентировку и почти исключали полёты большими группами.
Командир 288-й истребительной авиадивизии генерал-майор авиации Б. А. Смирнов вспоминал:
«В ясную погоду леёчики направлялись к целям «верхом», то есть над вершинами гор. Но погода в большинстве случаев вынуждала их лететь к линии фронта ущельями. Такие маршруты лётчики называли «воздушными лазами» или «чёртовыми воротами». Выстроившись в хвост ведущему самолёту по одному, истребители цепочкой летели по оси ущелья, маневрируя на изгибах. Здесь всё зависело от ведущего, маневр которого точно повторяли остальные самолёты. Из-за ошибки ведущего при развороте ведомые могли врезаться в каменную стену».
Но большой опыт, высокое лётное мастерство позволили авиаторам преодолеть все трудности, с честью выполнить боевую задачу. Для действий по отходящим войскам противника наряду со штурмовиками и бомбардировщиками привлекались и истребители.
«Проявляйте инициативу. Ищите наземные цели, — требовал Командующий 17-й Воздушной армией. — Штурмуйте и уничтожайте живую силу противника, автоколонны, железнодорожные эшелоны, паровозы, склады с горючим и боеприпасами. Истребители должны быть грозной силой подавления противника на земле».
Мастерами штурмовых удавов зарекомендовали себя Капитаны М. Ф. Батаров, Н. Г. Сурнев, Старшие лейтенанты И. Т. Фролов, Д. Г. Барченков, В. А. Меренков.
Вечером 21 Декабря 1944 года пара Як-9 во главе с ведущим Капитаном М. С. Дворниковым в сложных метеоусловиях сопровождала группу штурмовиков в район северо — западнее города Секешфехервара. При подходе к цели штурмовики были атакованы шестью Ме-109. Капитан М. С. Дворников и его ведомый Старший лейтенант В. А. Меренков лобовой атакой отсекли истребители противника от штурмовиков. Старший лейтенант В. А. Меренков завязал с «Мессерами» бой и 3 из них сбил. Через некоторое время над целью советские лётчики встретили ещё одну группу вражеских самолётов. Вступив с ними в бой, М. С. Дворников сбил один «Хеншель» и три «Мессершмитта». По-видимому, это был самый удачный вылет пары истребителей в истории советских ВВС, когда было сбито сразу 7 самолётов противника.
Виктор Алексеевич был самым молодым из советских лётчиков, одержавших более 20 официальных побед.
К Январю 1945 года штурман эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант В. А. Меренков произвёл 166 боевых вылетов, из них: 63 — на сопровождение, 50 — на прикрытие наземных войск. Участвуя в 39 воздушных боях сбил лично 22 вражеских самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Старшему лейтенанту Меренкову Виктору Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»  (№ 4891).
Всего за время войны он выполнил более 200 боевых вылетов. Проведя более 50 воздушных боёв, сбил 27 самолётов противника.
После войны Виктор Алексеевич продолжал службу в ВВС. Подполковник В. А. Меренков демобилизовался в 1953 году. Жил на родине, в Орле. Работал инструктором Орловского аэроклуба. Умер 14 декабря 1975 года. Похоронен в Орле на воинском участке Троицкого кладбища. На доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.