Пушкин Николай Петрович

pushkin1

Герой Советского Союза Пушкин Николай Петрович

Родился 4 декабря 1918 года в деревне Норино, ныне Клепиковского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов средней школы. Работал слесарем. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

С июня 1941 года лейтенант Н. П. Пушкин в действующей армии, первые боевые вылеты совершил на Западном фронте. С марта по апрель 1942 года служил в 425-м ИАП; по июль 1942 года — в 10-м ИАП, где с мая 1942 года командовал эскадрильей; по май 1944 года — во 2-м Гвардейском ИАП; по декабрь 1944 года — в 482-м ИАП; по май 1945 года — в 41-м Гвардейском ИАП. Сражался на Волховском, Сталинградском, Брянском, Западном, Северо-Западном, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах.

К маю 1943 года командир эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка (215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) гвардии старший лейтенант Н. П. Пушкин совершил 380 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 7 и в составе группы 9 самолётов противника.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно-тактические курсы офицерского состава, в 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1966 года Гвардии полковник Н. П. Пушкин — в запасе. Жил и работал в городе Балашиха Московской области. Умер 23 октября 2007 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями, монгольским орденом Боевого Красного Знамени.

*     *     *

pushkinВ годы войны его однополчане говорили в шутку: «Пушкин — это не простая фамилия». И действительно, однофамилец гения русской литературы Николай Петрович не уронил чести этой фамилии. Глубоким знанием лётного мастерства, обаятельностью и организаторскими способностями он завоевал уважение и симпатию боевых друзей. Сыну крестьянина из захолустной деревни Норино на Рязанщине суждено было стать блестящим пилотом. В 1930-х годах после окончания 8 классов Николай учился на учебном комбинате в Подмосковье. С 1936 года, уже став слесарем-модельщиком, без отрыва от производства он начал посещать областной аэроклуб, где по-настоящему полюбил профессию лётчика. В 1938 году Николай Пушкин добровольно поступает в школу военных лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны — с первого дня. Он принял участие в первом ожесточенном бою с немецкой авиацией в 4 часа утра 22 июня 1941 года на западной границе. Несколько побед он одержал на И-16. Будучи уже старшим лейтенантом, Николай Пушкин летом 1942 года вместе с Афанасием Соболевым и Александром Майоровым пришёл во 2-й Гвардейский истребительный авиационный полк (действовавший тогда на Волховском фронте ). А через месяц, получил под командование 2-ю эскадрилью этого полка.

Николай попал в сильный, сплочённый коллектив. Лётчики полка принимали активное участие в штурмовых атаках по наступающим частям Вермахта в самые первые недели войны, осенью 1941 года участвовали в обороне Ленинграда и затем — Москвы. Летали тогда на ЛаГГ-3. За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные личным составом мужество и отвагу, 6 декабря 1941 года 526-й ИАП был удостоен звания «Гвардейский» и стал именоваться 2-м ГвИАП.

В 1942 году полк участвовал в сражении за Сталинград. В 1943 году воевал на Брянском, Западном, Северо-Западном, Калининском и Волховских фронтах.

В одном из первых боевых вылетов на новом месте службы Пушкин вместе с тремя другими лётчиками, выполнявшими разведывательное задание на ЛаГГ-3, был атакован 10 Ме-109. Воздушный бой продолжался 45 минут. Пушкин сбил 2 «Мессера», все «ЛаГГи» вернулись на свой аэродром.

В октябре 1942 года 2-й Гвардейский ИАП получил первые Ла-5. К маю 1943 года Николай Пушкин выполнил 380 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сбил 7 самолётов лично и 9 в группе.

Летом 1943 года лётчики полка вели воздушные бои под Курском. Так, 14 июля 1943 года 8 Ла-5 с ведущим командиром 2-й эскадрильи Гвардии капитаном Н. П. Пушкиным провели схватку с 27 бомбардировщиками Не-111 и 8 истребителями прикрытия FW-190, сбили 4 «Хейнкеля». Свои потери составили 1 экипаж.

За период с 18 июля по 10 августа 1943 года, ведя напряжённые воздушные бои на Орловско-Брянском направлении, полк сбил 39 самолётов противника. При этом полностью сохранил свою боеготовность. К тому времени Гвардии капитан Н. П. Пушкин уничтожил 10 самолётов противника лично и 9 — в группе с товарищами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Пушкину Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1115).

Уроженцу рязанской земли, лётчику-истребителю Николаю Пушкину довелось в годы войны бить врагов и от имени… монгольских крестьян — аратов. Трудящиеся Монголии собрали и передали Советской Армии деньги на строительство новых самолётов. И попросили вручить эти машины лучшим советским лётчикам. Когда с конвейера военного завода сошли 13 новеньких истребителей Ла-5, командование решило передать их в эскадрилью Гвардии капитана Н. П. Пушкина. Эскадрилью так и назвали — «Монгольский Арат».

Боевой счёт на новых самолётах открыл Гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, сбивший вражеского воздушного разведчика. Затем одержали победы в воздушных боях лётчики А. П. Калинин, М. Е. Рябов, Г. И. Бессолицын. До конца 1943 года эскадрилья уничтожила 21 немецкий самолёт.

Потом эскадрилья сражалась в небе над Украиной и Польшей, принимала участие в штурме Берлина. После Н. П. Пушкина, выдвинутого вскоре на должность заместителя командира полка, ею командовал Н. Я. Зенькович, затем — гвардии капитан И. Т. Кошелев. За свои боевые подвиги лётчики были награждены не только советскими, но и монгольскими орденами Красного Знамени, которые вручал посол Монгольской Народной Республики в СССР.

Зрелых воздушных бойцов командование всегда выдвигало на высшие должности. В ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский Арат» Гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка полка по лётной подготовке. Весной и летом 1944 года ведёт бои над территорией Румынии.

В июле 1944 года Н. П. Пушкин был назначен заместителем командира 482-го авиаполка в соседнем 5-м истребительном авиационном корпусе. В его составе он принимал активное участие почти во всех крупных воздушных боях на пути от Белоруссии до Берлина. В составе этого полка сражался на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. На заключительном этапе войны сражался в составе 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка на 1-м Украинском фронте.

Всего за время войны Гвардии майор Н. П. Пушкин совершил 490 успешных боевых вылетов (80 из них — на штурмовку) на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. В 75 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.

После окончания войны Николай Петрович ещё долго продолжал служить в ВВС. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы в городе Липецк, в 1955 году и Военно-Воздушную академию в подмосковном городе Монино.

С 1966 года Гвардии полковник Н. П. Пушкин — в запасе, а затем в отставке. Жил и работал в городе Балашиха Московской области. Умер 23 октября 2007 года.

 

Спичка Олег Леонидович

spichka

Герой Российской Федерации Спичка Олег Леонидович

Спичка Олег Леонидович – старший лётчик-испытатель – начальник службы лётных испытаний 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В.П.Чкалова Министерства обороны РФ, полковник.
Родился 14 марта 1972 года в городе Тбилиси (Грузия). В Тбилиси прошли его детство и школьные годы.
В Вооружённых Силах с 1990 года. В 1994 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. После окончания училища он был оставлен в нём лётчиком-инструктором. За время службы в учебном авиационном полку О.Л.Спичка подготовил более 20 курсантов.
В 2001 году с отличием окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей. С 2001 года лётчик-испытатель, старший лётчик-испытатель – начальник службы лётных испытаний 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В.П.Чкалова (ГЛИЦ) Министерства обороны РФ (город Ахтубинск Астраханской области).
В 2004 году он совершил свою первую посадку на Су-33 на палубу авианосца. В 2007 году вместе с О.Е.Мутовиным провёл испытания новых тормозных тросов и аэрофинишёров на авианесущем крейсере методом посадок. В рамках испытаний самолётов МиГ-29К и МиГ-29КУБ в сентябре 2009 году совершил несколько взлётов и посадок с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», находящегося в Баренцевом море.Читать далее…

Кружалин Александр Павлович

kruzhalin

Герой Российской Федерации Кружалин Александр Павлович

Кружалин Александр Павлович – начальник Лётно-испытательного центра 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В.П.Чкалова Министерства обороны РФ, полковник.
Родился 18 октября 1963 года в городе Липецк. Русский.
В Вооружённых Силах с 1980 года. В 1984 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.М.Комарова. После окончания училища был направлен на должность лётчика в строевую часть истребительно-бомбардировочной авиации на самолёт Су-17. Затем освоил штурмовик Су-25.
В 1993 году он поступил в Центр подготовки летчиков-испытателей, по окончании которого в 1995 году был назначен лётчиком-испытателем Первого научно-испытательного управления 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В.П.Чкалова (ГЛИЦ) Министерства обороны РФ (город Ахтубинск Астраханской области). Заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина.
Участвовал в испытаниях самолётов Су-25СМ, Су-27СМ, Су-30МКК, Су-30МКИ и МиГ-29СМТ. Особый вклад он внёс в испытания и доводку самолёта Су-34, выполняя полёты на оценку лётных характеристик, в том числе и на критических режимах, дозаправку топливом в полёте, «учил самолёт» применять все виды вооружения. Через его руки прошли почти все авиационные комплексы, испытывавшиеся в ГЛИЦ.Читать далее…

Серёгин Владимир Сергеевич

sereginСерёгин Владимир Сергеевич — старший лётчик 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 10-го штурмового авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, лейтенант.
Родился 7 июля 1922 года в Москве в семье служащего Московского почтамта. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 10 классов.
В 1940 году добровольцем вступил в Красную Армию. В 1943 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1943 года. Был рядовым лётчиком, затем водил в бой группы от 4 до 8 самолётов. Воевал в небе Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии. Освобождал Венгрию и Австрию.
При штурмовке скоплений техники противника у озера Балатон выдержал бой с шестёркой «фокке-вульфов». Будучи раненым, на изрешечённом самолёте дотянул до аэродрома, где совершил посадку на одно шасси. Сбил в этом бою один истребитель.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4990) лейтенанту Серёгину Владимиру Сергеевичу присвоено 29 июня 1945 года за 140 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск, разведку и фотографирование важных объектов противника.
Всего во время войны совершил около 200 боевых вылетов на штурмовку наземных войск, техники, аэродромов, эшелонов и других военных объектов противника, в 19 воздушных боях сбил 3 самолёта противника.
После войны продолжал служить ВВС СССР. В 1953 году В.С. Серёгин окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского и в соответствии с его желанием был назначен в испытательный институт ВВС. Полёты в качестве лётчика-испытателя он начал на самолёте УТИ МиГ-15. Хорошая инженерная подготовка, опыт лётчика, прошедшего суровую школу войны, позволили Серёгину быстро войти в строй лётчиков-испытателей. Ему не раз приходилось попадать в трудные ситуации, совершая сложные испытательные полёты, в том числе при выработке рекомендаций по минимуму погоды при заходе на посадку, по установлению лётных ограничений и т.д. В одном из полётов разрушились рули управления опытного самолёта. С риском для жизни сумел совершить посадку на аэродроме.
В мае 1958 года ему была присвоена квалификация лётчика-испытателя 2 класса, в 1967 году — 1 класса. С 1964 года он военный лётчик 1-го класса, причём эту квалификацию подтверждал дважды — в 1966 и 1967 годах. Имел почти пятилетний опыт инструкторской работы. Общий налёт — более 4 тысяч часов.
27 марта 1968 года командир учебного полка Центра подготовки космонавтов полковник-инженер Серёгин вместе лётчиком-космонавтом полковником Ю.А.Гагариным выполнял тренировочный полёт на УТИ МиГ-15 в качестве инструктора. В районе деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области по невыясненной причине самолёт вошёл в штопор, для вывода из которого не хватило высоты. Экипаж погиб…
Урна с прахом Серёгина установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 4 орденами Красной Звезды, медалями.
Его имя носят улицы в Москве (рядом с ВВИА имени Жуковского) и Донецке. Его именем в разное время были названы улицы в городах: Киржач, Курске, Россоше, Полтаве, Усолье-Сибирском и Фрунзе (ныне Бишкек).

Раевский Александр Михайлович

rayevsky

Герой Российской Федерации Раевский Александр Михайлович

Раевский Александр Михайлович — лётчик-испытатель Государственного Летно-испытательного Центра имени В.П.Чкалова (город Ахтубинск Астраханской области), полковник.
Родился 1 января 1957 года в городе Поставы Витебской области (Белорусская ССР). Окончил 8 классов средней школы, в 1974 году — Минское суворовское военное училище.
В Вооружённых Силах с 1974 года. Поступил в Киевское высшее военное инженерно-танковое училище, но уже в следующем году перевелся в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков и окончил его в 1979 году. Служил в единственном в Советском Союзе 299-м авиационном полку корабельной авиации, который базировался аэродроме Саки в Крыму На вооружении полка были самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. С 1981 по 1984 годы — лётчик 311-го отдельного корабельного штурмового авиационного полка, который базировался на тяжелых авианесущих крейсерах Тихоокеанского флота «Минск» и «Новороссийск». Выполнил несколько дальних морских походов, совершил 234 посадки на палубы крейсеров
В 1985 году окончил Центр подготовки летчиков-испытателей и направлен для дальнейшего прохождения службы лётчиком-испытателем в Государственный Летно-испытательный центр ВВС имени В.П.Чкалова.
Развал Советского Союза застал А.М. Раевского на должности летчика-испытателя авиационного испытательного авиационного полка Феодосийского филиала научно-исследовательского института в Крыму. Категорически отверг предложение о принятии присяги Украине, с большим трудом перевелся в Российскую армию и в 1992 году назначен старшим летчиком-испытателем ГЛИЦ имени В.П. Чкалова.Читать далее…

Ржавитин Игорь Викторович

rzhavitin

Герой Российской Федерации Ржавитин Игорь Викторович

Ржавитин Игорь Викторович – штурман-испытатель Службы лётных испытаний истребительной авиации Лётно-испытательного центра 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В.П.Чкалова, полковник.
Родился 1 декабря 1968 года в городе Дегтярск Свердловской области. Русский. В конце 1970-х годов семья переехала в город Ревда Свердловской области, там он в 1986 году окончил среднюю школу.
В Военно-Воздушных Силах с 1986 года. В 1990 году окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. Направлен по распределению в 3-й бомбардировочный авиационный полк в составе 4-й воздушной армии (Северная группа войск, Польша). После вывода части из Польши и её расформирования в 1992 году направлен для дальнейшей службы на Дальний Восток (Приморский край, село Кремово, аэродром «Озёрная Падь»). Штурман экипажа штурмовика Су-24, штурман звена, с 1996 года помощник штурмана бомбардировочной эскадрильи.Читать далее…

Генштаб РФ: авиация поразила более 50 объектов «ИГ» в Сирии

su-34За время сирийской военной операции российскими летчиками были поражены более 50 объектов инфраструктуры организации «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории РФ.
Об этом в заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов. Он также сделал уточнение, что удары были нанесены по узлам связи, складам с боеприпасами и лагерям по подготовке боевиков ИГ.
«С 30 сентября с.г. российская авиация совершила более 60 самолетовылетов на территории Сирийской Арабской Республики с задачей нанесения поражения более 50 объектам инфраструктуры террористической организации ИГИЛ. Это пункты управления, склады с боеприпасами и взрывчаткой, узлы связи, минизаводы по производству оружия смертников, лагеря подготовки боевиков», — заявил генерал-полковник.
Картаполов добавил, что удары производились круглосуточно с военной авиабазы «Хмеймим». Он отметил, что трое суток российским ВКС хватило, чтобы подорвать материально-техническую базу террористов и ощутимо снизить их боевой потенциал.
30 сентября Совет Федерации РФ одобрил предложение президента Владимира Путина задействовать российские Воздушно-космические силы в Сирии для борьбы с террористами «Исламского государства». С просьбой об этом к Москве обратился сирийский президент Башар Асад.

Маликов Игорь Иванович

malikov

Герой Российской Федерации Маликов Игорь Иванович

Маликов Игорь Иванович — заместитель начальника — старший лётчик-испытатель Государственного лётно-испытательного центра ВВС им. В.П.Чкалова, полковник.
Родился 21 мая 1956 года в городе Оренбурге. Русский. В 1973 году окончил среднюю школу № 61 в Новосибирске.
С 1973 года — в Вооружённых Силах СССР, призван Октябрьским районным военкоматом Новосибирска. Окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени К.А. Вершинина в 1977 году. Как один из лучших выпускников, оставлен в приданном училищу 96-м учебном авиационном полку: лётчик-инструктор, старший лётчик-инструктор, командир авиационного звена (аэродром в городе Камень-на-Оби Алтайского края).
С 1985 года — на лётно-испытательной работе. Окончил Центр подготовки испытаний авиационной техники и подготовки лётчиков-испытателей в городе Ахтубинск Астраханской области в 1986 году. С 1986 года — старший лётчик-испытатель отдельного смешанного авиационного полка Государственного летно-испытательного центра ВВС им. В.П.Чкалова в Ахтубинске. С 1987 года — лётчик-испытатель, старший лётчик-испытатель, заместитель командира эскадрильи — старший лётчик-испытатель, командир эскадрильи — старший лётчик-испытатель, заместитель начальника службы лётных испытаний — старший лётчик-испытатель, заместитель начальника управления по лётной работе — старший лётчик-испытатель Государственного летно-испытательного центра ВВС им. В.П.Чкалова в Ахтубинске. С 1998 года — заместитель начальника — старший лётчик-испытатель Лётно-испытательного центра Государственного летно-испытательного центра ВВС им. В.П. Чкалова. С 1999 года — заместитель начальника — старший лётчик-испытатель Государственного лётно-испытательного центра ВВС им. В.П. им.В.П. Чкалова.Читать далее…