Орлов Борис Антонович

53582693_Orlov_BA

Герой Советского Союза Орлов Борис Антонович

Орлов Борис Антонович – лётчик-испытатель ОКБ имени А.И.Микояна.

Родился 9 января 1934 года в городе Канск Красноярского края. Детство и юность провёл в городе Новосибирск. В 1952 году окончил Новосибирский авиационный техникум и Новосибирский аэроклуб. Работал техником в НИИ.

В 1955 году окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ (г.Саранск). До 1963 года работал лётчиком-инструктором, штурманом и командиром звена в Новосибирском аэроклубе. Был членом сборной СССР по высшему пилотажу. В 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1970 году – Московский авиационный институт.

В 1965-1987 – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна. В 1985 году выполнил первый полёт и затем провёл испытания самолёта-перехватчика МиГ-31М. Провёл испытания самолёта МиГ-25Р на штопор, участвовал в испытаниях сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций. В 1973 году установил мировой авиационный рекорд скороподъёмности на самолёте МиГ-25.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Орлову Борису Антоновичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1974 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11258).

С 1987 года работал в ОКБ имени А.И.Микояна инженером. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 30 октября 2000 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1979), мастер спорта СССР международного класса (1973), старший лейтенант запаса. Награждён орденами Ленина (1974), Октябрьской Революции (1982), Трудового Красного Знамени (1971), «Знак Почёта» (1967), медалями.

На здании Новосибирского аэроклуба установлена мемориальная доска.

Лацков Николай Сергеевич

laskov1Родился 17 января 1917 года в городе Аткарск Саратовской области в семье рабочего. Окончил 10 классов и рабфак во Владимире. Учился в Саратовском медицинском институте. В 1937 году Николай Лацков со 2-го курса по комсомольской путёвке направлен в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

С марта 1943 года в действующей армии. Сражался на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в Курской битве, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии.

К июлю 1944 года командир эскадрильи 431-го штурмового авиационного полка (299-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант Н. С. Лацков совершил 112 боевых вылетов на штурмовку железнодорожных эшелонов, складов, скоплений живой силы и техники противника, в воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно — Воздушную академию. С 1951 года на лётно — испытательской работе. С 1959 года Полковник Н. С. Лацков — в запасе. Жил и работал в городе Жуковский  (Московская область). Умер 2 июля 1979 года. Именем Героя названы улицы в городах Жуковский и Слуцк (Минская область). Почётный гражданин Слуцка.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды (дважды); медалями «За боевые заслуги», «3а освобождение Варшавы» и 5-ю другими.

*     *     *

Во время Курской битвы, в условиях исключительно сильного противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, Лацков водил свою эскадрилью в районы Понырей, Кром, Севска, Новоград-Северского, Нежина и точными бомбово-штурмовыми ударами наносил врагу большие потери в живой силе и боевой технике. Лётчики его эскадрильи обеспечивали наземным войскам разгром Орловской группировки противника, а позднее — форсирование рек Десны, Сожа, Днепра, Припяти и Березины.

Многочисленными примерами боевого мастерства и личного мужества Николай Лацков заслужил большой авторитет, завоевал славу лучшего штурмовика части. Вот наиболее характерные боевые вылеты отважного лётчика.

7 июля 1943 года Н. С. Лацков 4 раза водил в бой группу из 7 самолётов Ил-2 на штурмовку танковых колонн противника в районах сёл Протасова и Бузулука. Меткими ударами наших лётчиков было уничтожено 15 танков, 30 автомашин и более 150 гитлеровцев, подорвано 3 склада с боеприпасами, в воздушных боях сбит вражеский истребитель. Зенитным огнём противника на машине Лацкова был пробит маслопровод, повреждено шасси. Лётчик мастерски произвёл посадку на одно колесо.

9 июля 1943 года командир эскадрильи водил группу штурмовиков на уничтожение танков противника в районе Широкого Болота.

Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, лётчики противотанковыми бомбами подожгли 7 танков, уничтожили 3 орудия и рассеяли большую группу гитлеровцев. При выполнении боевого задания «Ильюшины» были атакованы 29 истребителями противника. В результате умелого руководства боем со стороны командира эскадрильи было сбито 5 вражеских самолётов. За высокую эффективность удара и срыв наступления противника на этом участке Н. С. Лацков получил благодарность Военного совета 13-й армии.

29 ноября 1943 года группа Лацкова нанесла удар по железнодорожным эшелонам на станции Жлобин. Лётчики уничтожили паровоз и более 30 железнодорожных вагонов и грузами, вызвали 2 сильных взрыва. В районе цели группа завязала воздушный бой с 6 Ме-109 и 9 Ju-87, в результате которого наши лётчики сбили 2 «Юнкерса». Одного из них уничтожил командир группы.

К июлю 1944 года Николай Лацков произвёл 112 успешных боевых вылетов, все — на одном самолёте. Он не имел ни одной посадки вне своего аэродрома. На боевом счету лётчика числилось уничтоженными: 24 танка, 76 автомашин, 17 орудий полевой и 3 орудия зенитной артиллерии, 2 паровоза, 21 железнодорожный вагон, 7 миномётных батарей, мост через реку Ирпень, 6 складов с боеприпасами и горючим, 3 самолёта и свыше 600 гитлеровцев.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года старший лейтенант Лацков Николай Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3109).

Свои последние боевые вылеты отважный лётчик-штурмовик выполнил в марте 1945 года.

 

Нюхтиков Михаил Александрович

NyhtikvРодился 3 (16) Июня 1906 года в городе Чарджоу (ныне — город Туркменабад, Туркменистан), в семье служащего. Детство и юность провёл в городе Стародуб (Брянская область). Окончил 9 классов школы. В 1924-1926 годах Михаил Нюхтиков работал учителем, инструктором уездного отделения Осоавиахима. С 1927 года в рядах Красной Армии. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, где его сокурсником оказался будущий кавалер «Золотой Звезды» № 1 — А. В. Ляпидевский. После окончания Ленинградской ВТШЛ работал инструктором Осоавиахима в городе Стародуб. В 1928 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1928-1933 годах был лётчиком-инструктором Качинской ВАШЛ. С Июля 1933 года по Август 1953 года на лётно-испытательной работе. Работал в ГК НИИ ВВС.

Пожалуй, нельзя найти самолётов, на которых ему не доводилось летать. В воздухе опробовались не только отдельные экземпляры, но и строились сложные авиаконструкции.

Так было со «Звеном-1» конструктора В. С. Вахмистрова, когда авиаматка ТБ-1 несла на себе 3 истребителя; и совсем уж экзотическое «Звено-5», когда М. А. Нюхтиков поднимал бомбардировщик ТБ-3 — четырёхмоторный гигант, на плоскостях которого сверху «сидели» 2 истребителя И-15, а под плоскостями крепились ещё 2 истребителя И-16. В воздухе к этой «этажерке» подлетал ещё один истребитель и «причаливал» под фюзеляж. И все 9 двигателей работали и несли конструкцию вперёд.

Результаты этой непростой работы максимально были использованы в годы Великой Отечественной войны, когда наша авиация из-за значительного удаления не могла поразить очень важные точечные вражеские цели, например, стратегические мосты. Под ТБ-3 подвешивались 2 истребителя И-16, которые, отделяясь от авиаматки при приближении к цели, фугасными авиабомбами с одного захода уничтожали предписанные объекты.

10 Ноября 1936 года М. А. Нюхтиков и М. А. Липкин с воентехниками С. Обыденковым и А. Елтышевым установили международный рекорд высоты полёта с контрольной нагрузкой в 10000 кг, подняв ДБ-А на 7032 метров, а 11 Ноября с грузом 10000 кг — уже на 12695 метров.

В Мае 1939 года участвовал в испытаниях первой в СССР системы автоматического взлёта и посадки тяжёлого самолёта ТБ-1.

Участник боёв с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году, на реке Халхин-Гол летом 1939 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

6 Июля 1941 года на самолёте «103У» (АНТ-59) потерпел катастрофу, так как в районе аэродрома на правом АМ-37 разрушилось рабочее колесо ПЦН и осколки повредили двигатель и убили штурмана А. М. Акопяна. Сам М. А. Нюхтиков покинул машину, которая планируя и не теряя устойчивости врезалась в землю.

25 Августа 1944 года в качестве лидера на А-20К «Бостон» участвовал в беспосадочном перелёте Бельцы — Бари (Италия) для помощи НОА Югославии. Накануне М. А. Нюхтиков получил боевое задание: лидировать 20 истребителей Як-9ДД через оккупированные фашистами Румынию, Югославию и Болгарию в город Бари. До этого направлялось уже 2 группы, и обе были уничтожены. Нюхтиков сумел скрытно взлететь и провести группу через контролируемые немецкими перехватчиками районы.

nyhtikovС Августа 1953 года по Апрель 1963 года работал лётчиком-испытателем в ОКБ А. Н. Туполева.

В Ноябре 1952 года начались испытания, созданного в ОКБ А. Н. Туполева, первого отечественного стратегического бомбардировщика Ту-95. Однако не всё на испытаниях шло гладко. 11 Мая 1953 года произошла авиакатастрофа в результате возникшего пожара. Командир корабля А. Д. Перелёт приказал экипажу покинуть машину: 7 человек из 11 спаслись на парашютах. Командир — не успел… Из ГК НИИ ВВС по просьбе главного конструктора, не забывшего, кто дал путёвку в небо Ту-2, ведущим лётчиком на модернизированный Ту-95 был приглашен М. А. Нюхтиков. Во главе с ним члены экипажа в короткие сроки провели испытания этого самолёта. В том что стратегические бомбардировщики и ракетоносцы полвека в строю — большая заслуга и М. А. Нюхтикова.

Нюхтиков участвовал и в испытаниях пассажирского лайнера Ту-114, летал на нём из Москвы в Хабаровске, Париж, Пекин, Нью-Йорк.

Всего освоил 232 типа самолётов и 15 планёров. Построил 3 планёра собственной конструкции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1957 года за освоение новой военной авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-испытателю Нюхтикову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»   ( № 11147 ).

С Апреля 1963 года Полковник М. А. Нюхтиков — в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Почётный гражданин города. Умер 5 мая 1998 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), «Знак Почёта»; медалями. Посмертно удостоен высшей степени отличия Туркмении — звания «Герой Туркменистана».

В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково, улица Ленина, дом 7) Московской области на доме, где в 1945-1952 годах он жил, установлена мемориальная доска.

Кочетков Николай Павлович

KochetkovNikolPavl

Герой Советского Союза Кочетков Николай Павлович

Кочетков Николай Павлович – заместитель командира эскадрильи 686-го штурмового авиационного полка 206-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта, старший лейтенант.
Родился 25 февраля 1918 года в деревне Филисово Шатурского района Московской области, в Мещерском крае, в деревне на берегу одного из бесчисленных озёр меж Дмитровским Погостом и Спас-Клепиками в крестьянской семье. Русский. В соседней деревне Пышлицы окончил в 1934 году семилетку, через год — школу ФЗУ, затем 3 курса электротехнического рабфака. Работал электромонтёром в городе Рошаль (Московская область).
В Вооруженных Силах с 1938 года. В 1938 году Кочетков стал курсантом Энгельсского военного авиационного училища лётчиков. Уже в феврале 1939 года он получил офицерское звание и назначение в город Челябинск на должность инструктора в авиационное училище.
В действующей армии в период Великой Отечественной войны с 15 ноября 1941 года по 20 мая 1942 года в составе Западного фронта, с 7 августа 1942 года в составе Юго-Западного фронта.
Боевое крещение он получил в составе 686-го ночного легкобомбардировочного авиаполка. Полк воевал под Москвой, в составе 49-й армии. Здесь старший лейтенант Николай Кочетков совершил более 40 боевых вылетов, стал кавалером двух орденов Красного Знамени.

В городе Чапаевске под Куйбышевом летом 1942 года Кочетков начал освоение нового самолёта «Ил-2». Номер полка — 686 — сохранили, но теперь он стал штурмовым. К середине августа 1942 года из учебных центров страны под Сталинград прибыло 30 полностью укомплектованных авиаполков, в их числе и 686-й штурмовой. Командовал им майор П.Зотов, участник боёв в республиканской Испании. Полк немедленно включился в боевую работу.

12 августа восьмёрка «илов», возглавляемая Кочетковым, под прикрытием 17 истребителей наносила удар по 2 расположенным поблизости друг от друга аэродромам — Ольховский и Подольховский. Восьмёрка была атакована 30 немецкими истребителями. В результате боя на земле и в воздухе было уничтожено и повреждено более 60 вражеских самолётов. Наши потери также были тяжёлыми: 15 машин, погибли хорошие лётчики…

25 августа заместитель командира эскадрильи Николай Кочетков повёл восьмёрку «илов» на штурмовку скопления танков врага в районе станции Воропоново. В одном из заходов на цель в крыло самолёта Кочеткова угодил зенитный снаряд, второй пробил бронекапот. Просто чудом удалось ему привести изувеченную машину на свой аэродром.

30 августа 1942 года четвёрка «Ил-2», возглавляемая Кочетковым, вступила в бой с группой самолётов Ju-87 и прикрывавшими их Bf-110. В этой схватке были сбиты два бомбардировщика, а также один истребитель, который был на счету ведущего.
1 сентября 1942 года самолёт Кочеткова получил значительные повреждения от огня противника, но, несмотря на это, старший лейтенант с поставленной задачей справился и благополучно возвратился на свой аэродром.
Всего на Сталинградском фронте к 3 сентября 1942 года Кочетков совершил 22 успешных боевых вылета, в результате которых было уничтожено до 127 танков, 366 автомашин, 6 миномётных батарей, создано 38 очагов пожаров и сбито 2 самолёта противника, из них один лично Кочетковым.
3 сентября 1942 года Кочетков вёл шестёрку «илов» в район разъезда Конный западнее Сталинграда. Ведущий находился уже над целью, когда вражеский снаряд угодил в бензобак его машины. На глазах у всех ведомых отважный лётчик направил свой самолёт на скопление живой силы и техники противника…
<b>У</b>казом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Николаю Павловичу Кочеткову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но Герой не погиб ! Взрывом лётчика выбросило из самолёта, рука дёрнула вытяжное кольцо парашюта, и Николай потерял сознание. Очнулся в бурьяне, обожжённый, с переломами, в окружении немецких солдат…
Оказавшись в лагере для военнопленных, Кочетков дважды бежал. Со второй попытки всё-таки ему удалось бежать из лагеря. 28 октября 1942 года он перебрался через Дон и оказался на своей территории.

Навалились тяготы совершенно иного рода: допросы, проверки, пересылочный лагерь под Рязанью… Он и не знал, что стал Героем Советского Союза.
В конце концов, правда восторжествовала. Николаю Павловичу Кочеткову по Указу от 5 ноября 1942 года в Москве был вручён орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (№ 2636).
Потом его уговаривали в Управлении кадров ВВС отправиться на инструкторскую работу в тыл. Но Кочетков стремился в свою часть, и столь настойчиво, что, в конце концов, получил желанное предписание.
В начале февраля 1944 года его полк стоял уже под Мелитополем. К однополчанам и прибыл Кочетков и потом дошёл с боями до Прибалтики.

Всего за годы войны он совершил 101 боевой вылет, лично сбил 2 самолёта противника.
После войны Н.П.Кочетков в 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, переучился на штурмовик «Ил-10», освоил реактивный истребитель «МиГ-15бис». В 1958 году он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию в городе Монино Московской области.

В запас Н.П.Кочетков ушёл в звании полковника в 1965 году. Четверть века работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в городе Жуковский Московской области. В настоящее время живёт в этом городе. Является почётным гражданином города Жуковского и Шатурского района.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Як-130 с лазерным дальномером

yak-130_01

Самолет Як-130 (бортовой номер «01 красный», заводской номер 94206201001, серийный номер 62-00-01) ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева», доработанный с установкой лазерного дальномера

С начала апреля 2015 года на аэродроме ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» в подмосковном Жуковском совершает полеты учебно-боевой самолет Як-130 (бортовой номер «01 красный»), доработанный с установкой в носовой части (сверху перед кабиной) лазерного дальномера. Сообщается, что испытания проводятся в рамках ОКР по созданию ударной версии Як-130 в интересах неназываемого иностранного заказчика.

Указанный доработанный Як-130 принадлежит ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» и является первым предсерийным образцом Як-130, построенным на ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол» и совершившим первый полет в 2004 году (заводской номер 94206201001, серийный номер 62-00-01). В 2014 году самолет прошел ремонт, модернизацию и указанные доработки на Иркутском авиационном заводе ОАО «Корпорация «Иркут», получив, заодно, и новую окраску, соответствующую окраске серийных самолетов Як-130 ВВС России постройки 2014 года.

Толбоев Магомед Омарович

tolboev

Герой Российской Федерации Заслуженный летчик-испытатель РФ Толбоев Магомед Омарович

Толбоев Магомед Омарович – лётчик-испытатель Лётно-испытательного института имени М.М.Громова (город Жуковский Московской области).

Родился 20 января 1951 года в ауле Согратль ныне Гунибского района Дагестана. Аварец. В 1969 году окончил Гунибскую среднюю школу.

В Вооружённых Силах СССР с 1969 года. В 1973 году с отличием окончил командный факультет Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М.Комарова. Служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должностях лётчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка.Читать далее…

Комаров Василий Архипович

komarov_va

Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Комаров Василий Архипович

Комаров Василий Архипович – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института, полковник.

Родился 10 февраля 1924 года в селе Лапино Даниловской волости Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне Щёкинского района Тульской области). Русский. В 1928-1931 годах жил в посёлке Волово (Тульская область), с 1931 года – в Москве. В 1941 году окончил 10 классов школы и Фрунзенский аэроклуб г.Москвы.

В армии с сентября 1941 года. В 1944 году окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков, находившуюся в эвакуации в городе Фергана (Узбекистан). С декабря 1944 – лётчик 488-го истребительного авиационного полка ПВО. В составе Центрального фронта ПВО нёс боевые дежурства на истребителе «Спитфайр-IX».

После войны до 1948 года продолжал службу в авиации ПВО лётчиком и командиром звена истребительного авиаполка (в Северо-Западном округе ПВО).

В 1950 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1957 году – Жуковский филиал Московского авиационного института.

В 1950-1971 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Провёл испытания опытного истребителя СЕ; испытания реактивных самолётов Ту-16, Ту-104 и Ту-124 на штопор; испытания самолётов Ан-10, Ан-12, Ан-22 и Ан-24 на крайние режимы; испытания самолёта Ан-24 с дополнительным реактивным двигателем; работу по доводке автоматических систем наведения и посадки самолётов на Ил-18 и Ил-62; испытания заправки самолётов-истребителей в воздухе днём и ночью; комплекс работ по испытаниям Ту-104 на крайние режимы полётов до сваливания, а также на режимы невесомости; отработку техники пилотирования Ан-22 на аварийном сервоуправлении. Принимал участие в испытаниях самолётов Ла-200Б, Ту-22, Ту-104, Ту-110, Ту-124, Ан-10, Ан-12, Ан-24 и других.

В 1955-1959 – заместитель начальника Школы лётчиков-испытателей по лётной части. В 1959 году установил (вторым пилотом) 5 мировых авиационных рекордов грузоподъёмности на самолёте Ту-104Б.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года полковнику Комарову Василию Архиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С ноября 1971 года полковник В.А.Комаров – в запасе. В 1972-1977 годах работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ОКБ А.С.Яковлева по лётной части, с 1977 года – инженером в ОКБ имени А.И.Микояна.

Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 18 сентября 1983 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (21.08.1964), полковник (1961). Награждён 2 орденами Ленина (21.08.1964; 26.04.1971), орденом Красной Звезды (12.07.1957), медалями.

В Москве на здании школы, в которой он учился, установлена мемориальная доска.

Козлов Михаил Васильевич

kozlov_v_m

Летчик-испытатель Герой Советского Союза Козлов Михаил Васильевич

Козлов Михаил Васильевич — лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева, полковник.

Родился 5 ноября 1928 года в деревне Ежово Галичского района ныне Костромской области. Окончил 10 классов. В Советской Армии с 1946 года. В 1947 году окончил Тамбовское военное авиационное училище лётчиков. В 1951 году окончил Кировобадское военное авиационное училище лётчиков. Служил в нём лётчиком-инструктором.

В 1955 году поступил в Школу лётчиков-испытателей. После окончания ШЛИ в 1957 году работал в ОКБ А.Н. Туполева. Участвовал в доводке опытных самолётов, проводил исследовательские полёты на специальных и критических режимах. 18 марта 1961 года вместе со штурманом К.И. Малхасяном впервые поднял в небо прототип дальнего перехватчика Ту-128. В 1966 году окончил Московский авиационный институт.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11260) Козлову Михаилу Васильевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

В 1970 году М.В. Козлов назначен начальником лётной службы ОКБ. Участвовал в заводских и государственных испытаниях первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, летал на самолёте-аналоге МиГ-21И. Всего освоил 50 типов самолётов и вертолётов. В 1972 году ему присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР.

3 июня 1973 года на авиационном салоне в Ле-Бурже (Франция) экипаж полковника Козлова М.В. должен был демонстрировать в полёте Ту-144. Во время взлёта курс самолёта пересёк французский истребитель «Мираж», производивший несанкционированную съёмку Ту-144. Козлов попытался уйти от столкновения, поднырнув под «Мираж». При этом возникла отрицательная перегрузка, превысившая расчётную. Самолёт разрушился в воздухе. Экипаж погиб.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, медалями.