Веремей Борис Иванович

Veremey_B_I_2

Герой Советского Союза Веремей Борис Иванович

Веремей Борис Иванович – лётчик-испытатель ОКБ имени А.Н.Туполева.
Родился 25 декабря 1935 года в посёлке Мишеронский ныне Шатурского района Московской области. Сын Героя Советского Союза И.И. Веремея. Русский. Детство и юность провёл в Твери и Москве. В 1953 году окончил 10 классов школы и 1-й Московский городской аэроклуб.
В армии с ноября 1953 года. В 1955 году окончил Армавирское военное авиационное училище лётчиков. Служил в авиации ПВО (в Бакинском округе ПВО). С марта 1961 года капитан Б.И.Веремей – в запасе. В 1962 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
В 1962-1965 – лётчик-испытатель Казанского авиазавода. Испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16, Ту-22 и их модификации.
В 1965-2000 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания второго экземпляра сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М (в 1969 году), сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М1 (в 1971 году) и Ту-22МЕ, стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 (в 1981 году) и первого серийного Ту-160 Казанского авиазавода (в 1984 году). Провёл испытания бомбардировщика Ту-22М на больших углах и критических режимах, бомбардировщика Ту-22М1 на прочность и на флаттер, реактивного пассажирского самолёта Ту-134 на режимах сваливания. Участвовал в испытаниях самолётов Ту-16К, Ту-22, Ту-124, Ту-128М, Ту-134, Ту-142ЛЛ, Ту-144, Ту-154 и их модификаций.
Установил 36 мировых авиационных рекорда (из них 12 – вторым пилотом): в 1983 году – 14 рекордов (вторым пилотом) скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-144Д, в 1989 году – 22 рекорда высоты, скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-160.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984 года Веремею Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После ухода с лётной работы трудился в ОКБ имени А.Н.Туполева инженером-методистом.
Жил в Москве. Умер 6 февраля 2002 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1978), майор (1968), мастер спорта СССР международного класса. Награждён орденами Ленина (13.06.1984), Октябрьской Революции (27.09.1976), Красной Звезды (22.09.1972), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (27.03.1996), медалями.
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его именем назван самолёт Ту-160.

Сахаров Павел Иванович

saharov

Герой Советского Союза Сахаров Павел Иванович

Родился 23 июля 1918 года в городе Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) в семье служащего. Окончил 7 классов и школу шофёров. Работал водителем. В 1937 году поступил в Ивановский аэроклуб. После окончания — работал в нём же инструктором. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников. Направлен в 20-й истребительный авиационный полк.

С июня 1941 года сержант П. И. Сахаров в действующей армии. По 1942 год в составе 57-го смешанного авиационного полка воевал под Смоленском, на Северо-Западном фронте, участвовал в обороне Ленинграда. Весной 1942 года переведён в 20-й ИАП Северного флота. С мая 1944 года — в 78-й ИАП Северного Флота.

К ноябрю 1944 года командир эскадрильи 78-го Краснознамённого истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота) капитан П. И. Сахаров совершил 137 боевых вылетов, в 18 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника, уничтожил 2 склада. Принимал участие в потоплении транспорта и каботажного судна. Его эскадрилья сбила 14 самолётов, потопила 15 и повредила 3 корабля противника.

5 ноября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в морской авиации. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1961 года полковник П. И. Сахаров — в запасе. Жил в городе Иваново. Умер 24 октября 1985 года. Похоронен в Иваново на кладбище Балино. Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота в посёлке Сафоново.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды; медалями. Его имя присвоено улице в Иванове и истребителю МиГ-31 в 174-м Гвардейском истребительном авиационном полку.

*   *   *

saharov3Перед Вами фотография, пожелтевшая от времени. На ней часть кабины самолёта, из которой зорко наблюдает за небом молодой лётчик-истребитель, готовый в любую минуту ринуться ввысь и схватиться с врагом. Это Павел Иванович Сахаров, заснятый в 1943 году в советском Заполярье, невдалеке от Мурманска. Там прошла его лётная юность, там он стал асом, как всерьёз называли его друзья, там он получил звание Героя Советского Союза.

Павел Иванович Сахаров оодился 23 июля 1918 года в городе Иваново-Вознесенске ( ныне город Иваново ) в семье рабочего. По другим данным — в деревне Мельниково Родниковского района Ивановской области, но в детстве с родителями переехал в Иваново. Окончил 7 классов и школу шофёров городе Владимире. Работал водителем в Научно-Исследовательском институте в Иваново. Без отрыва от производства в 1939 году окончил в Ивановский аэроклуб и остался в нём работать лётчиком-инструктором. С тех пор его жизнь стала принадлежать авиации. C декабря 1940 года в рядах Красной Армии. В июле 1941 году досрочно окончил Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников, получил направление в 12-й истребительный авиационный полк.

С июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 57-го смешанного авиационного полка воевал на Западном фронте. Боевое крещение получил в боях под Смоленском, на истребителе И-153 «Чайка» летал на прикрытие своих войск, разведку и штурмовку войск противника.

С декабря 1941 года по март 1942 года был командиром звена 13-го запасного авиационного полка (город Кузнецк), освоил истребитель Як-1.

Весной 1942 года сержант Сахаров вернулся на фронт в составе только что сформированного 20-го истребительного авиационного полка, был назначен командиром звена. В апреле полк начал свою боевую деятельность в составе Ударной авиагруппы на Волховском фронте, выполняя задачу по выводу из окружения 2-й Ударной армии в районе Мясной Бор-Кириши. После выполнения этой задачи в июне 1942 года полк был перебазирован на Северный флот.

Мурманск — единственный незамерзающий порт на севере нашей страны, через него питались всем необходимым находившиеся там советские войска. Поэтому сюда настойчиво рвались и сухопутные, и морские силы фашистской Германии.

saharov5Здесь, в Заполярье, со всей полнотой раскрылся талант Павла Ивановича Сахарова как лётчика-истребителя. Много раз он сопровождал своим звеном, а потом и эскадрильей, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики, штурмовики, которые наносили смелые удары по врагу. Часто летал на разведку фашистских аэродромов, караванов судов, на штурмовку батарей и складов врага.

В начале ноября 1942 года сержант Сахаров одержал первую воздушную победу, вскоре был награждён первым боевым орденом — Красного Знамени. В январе 1943 года ему присвоено первое офицерское звание — младший лейтенант. Однополчане горячо полюбили Павла Ивановича за скромность, душевное отношение к товарищам и подчинённым, за героизм в бою.

30 декабря 1943 года Сахаров и его ведомый младший лейтенант Швечков вернулись на аэродром, сдали машины и пошли в столовую. Едва успели пообедать, как услышали сообщение, что в районе соседнего аэродрома, где базировались наши бомбардировщика, появились 2 немецких истребителя. Мгновенно поднялись в воздух, наши лётчики набрали высоту. Вскоре увидели фашистские самолёты. Завязался бой.

Немцы оказались опытными лётчиками. Они свободно вели бои и на вертикалях, и на горизонталях. Наши лётчики решили пойти на хитрость. Швечков имитировал падение и незаметно ушёл в сторону. Сахаров в это время продолжал вести бой на виражах. Набрав высоту, Швечков спикировал на Ме-109 и открыл огонь. Немец попытался увернуться от трасс и попал в прицел Сахарова. После меткой очереди «Мессер» упал в Ваенгское озеро.

С апреля 1944 года и до Победы воевал в составе 78-го истребительного авиационного полка, был командиром 3-й эскадрильи. Стал летать на американском истребителе Р-40 «Киттихаук», которым овладел в совершенстве. Основная боевая работа полка заключалась в бомбово-штурмовых ударах по портам и кораблям противника, по переднему краю обороны. Капитан Сахаров в числе первых лётчиков полка освоил метод топмачтового бомбометания и проделал большую работу по обучению этому методу лётчиков своей эскадрильи.

На заключительном этапе Петсамо-Киркенесской операции, начавшемся 23 октября 1944 года, североморские лётчики оказывали непрерывное содействие наступавшим войскам. Сражение за Киркенес продолжалось до 25 октября, когда город был полностью очищен от оккупантов. В это время североморские авиаторы наносили последовательные удары по оборонительным узлам крепости Киркенес, подавляли огонь артиллерийских батарей, штурмовали плавсредства в порту и в многочисленных фьордах.

Противник не мог противостоять активности нашей авиации. За 5 дней немцы совершили всего 37 вылетов, из них 24 приходится на 21 октября, когда была предпринята попытка нанести удар по занятому нашей авиацией аэродрому Луостари. Лётчики 78-го полка в содружестве с гвардейцами-сафоновцами разгромили фашистов, уничтожив треть вражеских самолётов.

За 5 дней завершающей битвы на Крайнем Севере лётчики Северного флота совершили 736 самолёто-вылетов. Только в воздушных боях ими было сбито около 20 фашистских самолётов. Они потопили транспорт, пароход, 4 СКР, 6 МО, 2 тральщика, 3 мотобота, 5 быстроходных десантных барж, паром с войсками, взорвали баржу со снарядами, повредили 4 транспорта, 3 СКР, 2 баржи. Таков далеко не полный перечень побед, одержанных авиаторами Северного флота в боях за Киркенес.

25 октября 1944 года столица нашей Родины салютовала мужеству и упорству бойцов и командиров 14-й армии и Северного флота. За отличные боевые действия при освобождении Киркенеса североморским авиаторам вторично была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.

saharov2Освобождением районов Киркенеса, Нейдена, Наутси и Сарикоски завершилась Петсамо-Киркенесская операция. Авиация Северного флота перенесла боевые действия в глубь коммуникаций противника, продолжая громить его транспорты и суда, на которых эвакуировались войска. До конца октября североморские лётчики произвели ещё более 600 боевых вылетов, подвергнув бомбардировке и штурмовке транспортные суда и корабли немцев в Тана-фьорде, Тю-фьорде, Гуль-фьорде, Порсангер-фьорде.

Удары по базам, береговым объектам, артиллерийским батареям, кораблям и судам наши авиаторы наносили непрерывно и по нескольку раз в день. Немецкие самолёты в воздухе появлялись теперь редко. За 6 последних дней октября североморцами было перехвачено их не более десятка.

Неоднократными бомбово-штурмовыми ударами лётчики подавили тяжёлые артиллерийские батареи на островах Киельмес, Скугерей, Вадсей и Ильмес, а на море потопили и повредили 35 судов.

Но напряжение боёв не ослабевало. Немцы, уводившие конвои с войсками, боевой техникой и стратегическим сырьем, защищались ожесточённо. Каждый раз, выходя на цель, североморцы вынуждены были прорываться через плотную завесу зенитного огня многочисленных боевых кораблей, а также мощных береговых батарей.

Трудным выдался день 26 октября. Более 200 машин участвовало в налёте на конвой врага в Тана-фьорде. Североморцы действовали успешно. Группа торпедоносцев 36-го полка, ведомая Героем Советского Союза капитаном В. П. Рукавицыным и майором И. Т. Волынкиным, повредила транспорт и эскадренный миноносец. Истребители — бомбардировщики 78-го полка под командой капитанов В. П. Стрельникова и П. И. Сахарова потопили транспорт и несколько вооружённых мотоботов.

В Заполярье Павел Иванович Сахаров прошёл славный путь от рядового лётчика до командира эскадрильи, от сержанта до капитана. На его груди красовались 3 боевых ордена, а 5 ноября 1944 года ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5054).

К концу войны на счету П. И. Сахарова было 225 боевых вылетов и 12 сбитых самолётов противника. В результате боевой работы им потоплено 2 транспорта, 1 каботажное судно, 5 мотоботов, уничтожено 2 батареи зенитной артиллерии, 13 автомашин, склад с боеприпасами.

saharov4После войны продолжал службу в морской авиации, в своём полку, затем во 2-м Гвардейском истребительном авиационном полку имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. В 1948 году окончил высшие офицерские курсы авиации ВМФ (город Рига), в 1955 году — командный факультет Военно-Воздушной академии. Во время учёбы освоил полёты на реактивных самолетах Ил-28 и МиГ-15. В дальнейшем был командиром 781-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. В 1958 году по состоянию здоровья отстранен от боевой работы в истребительной авиации. Службу продолжил на штабных должностях — заместителем начальника штаба по боевой подготовке 30-го отдельного корпуса ПВО. С марта 1961 года полковник П. И. Сахаров — в запасе. Вернулся на родину. Жил в городе Иваново. Работал на меланжевом комбинате. Скончался 24 октября 1985 года. Похоронен в городе Иваново.

Сарыгин Александр Васильевич

sarigin

Герой Советского Союза Сарыгин Александр Васильевич

Сарыгин Александр Васильевич – начальник отдела, старший летчик-испытатель Научно-исследовательского института ВВС СССР, полковник.
Родился 9 ноября 1920 года в селе Таганай ныне Болотнинского района Новосибирской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 10 классов.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов. Затем работал в ней инструктором.
Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Сражался в 241-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков. В 1945 году окончил курсы при Грозненском военном авиационном училище.
После войны А.В. Сарыгин — на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. В 1952 году на Ту-4 участвовал в испытаниях крыльевой системы дозаправки топливом в воздухе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1957 года за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм, полковнику Александру Васильевичу Сарыгину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11105).
Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР, полковник А.В. Сарыгин после тяжелой и продолжительной болезни скончался 11 июля 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 8).
Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
В 1960 году кемеровской средней школе №4 присвоено имя Героя. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Санфирова Ольга Александровна

o.a.sanfirova_191

Герой Советского Союза Санфирова Ольга Александровна

Родилась 19 апреля  ( 2 мая )  1917 года в городе Самара в семье рабочего. В середине 1930-х годов семья переехала в город Новый Ургенч Узбекской ССР, там Ольга окончила 9 классов. Перебравшись в Россию, трудилась на заводе и одновременно училась в аэроклубе в городе Коломне Московской области. Работала в Управлении санитарной авиации в Москве, с 1940 года была лётчиком — инструктором 78-й учебной эскадрильи Западно-Сибирского Управления Гражданской авиации в городе Татарске Новосибирской области.

С декабря 1941 года в рядах Красной Армии. По призыву Героя Советского Союза Марины Расковой добровольцем была зачислена в ВВС. Окончила Батайскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году.

С мая 1942 года в действующей армии. Воевала в составе 588-го ближнебомбардировочного авиационного полка  (с февраля 1943 года — 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк). Была пилотом, затем командовала звеном, заместитель командира и командир эскадрильи. Участница обороны и освобождения Северного Кавказа, Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Белорусской наступательных операций.

Командир эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка  (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии капитан О. А. Санфирова совершила 630 боевых ночных вылетов на уничтожение живой силы и укреплений противника с боевым налётом 875 часов, сбросила на противника 77 тонн авиабомб. При этом было уничтожено до 2-х взводов пехоты, 1 склад, 2 артилеррийские точки, 2 переправы, 5 автомашин, 3 пулемётные точки, вызвано 78 очагов пожаров. При поддержке десантных частей на Эльтигенском плацдарме сброшено 25 мешков с боеприпасами и продовольствием. Эскадрилья под её командованием совершила 3270 боевых вылетов.

В ночь на 13 декабря 1944 года при возвращении с боевого задания по уничтожению позиций противника в районе населённого пункта Домослав в Польше самолёт был сбит. Экипаж выпрыгнул с парашютами. Лётчицы приземлились на минное поле и Санфирова погибла. Похоронена в братской могиле в белорусском городе Гродно.

23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Её именем названа улица в городе Самара, где установлен памятник Героине, а также в Гродно. Бюст Санфировой установлен в городе Коломна, а на здании аэроклуба — мемориальная доска.

*     *     *

Кому приходилось бывать в дни войны в женском ночном бомбардировочном полку, созданном Мариной Расковой, тот не мог не заметить и не почувствовать, с какой исключительной преданностью, с каким самопожертвованием трудились девушки на своих постах.

Авиация требует людей сильных духом и крепких телом, смекалистых и настойчивых. А когда я однажды ночью увидел двух худеньких девушек, идущих к самолёту, у меня защемило сердце. Через несколько минут они должны быть одни в чёрном небе, и где — над территорией, занятой врагом, в небе, исполосованном кинжалами прожекторов и огнём зениток !

Не знаю, были ли это Ольга Санфирова и Руфина Гашева, о которых дальше пойдёт мой рассказ, однако твёрдо помню, что те молодые девушки спокойно вели разговор в шутливом тоне.

Приучить себя к ночному бдению не так просто. Приучить себя к ночной боевой работе в воздухе неизмеримо сложней. И Ольге и Руфине казалось, что им это не скоро удастся. Сомнения оказались напрасными. Ежесуточно девушки занимались по 12 часов и более. Учебный аэродром гудел днём и ночью. Вылет за вылетом. И когда звучал отбой, девушки, страшно усталые, но довольные тем, что поднялись ещё на одну ступень выше в своем мастерстве, шли отдыхать.

…На Моздок подруги летали уже не раз. Маршрут они знали неплохо. Последнюю бомбёжку произвели весьма удачно — одна из бомб, видимо, угодила в цистерны с горючим: возникший пожар был виден издалека.

Сегодняшняя ночь показалась подругам необычной. С трёх сторон небо освещалось прожекторами, ракетами, взрывами снарядов, пожарами. Это был свет великой и жестокой битвы, происходившей в глубине нашей Родины. На отдельных участках огромного фронта враг, ослеплённый кровью, продолжал рваться вперёд. Это были его последние потуги. Не сегодня — завтра он упрётся в непробиваемую стену нашей обороны, напоминавшей туго сжатую пружину невероятной силы. Недалёк день — это хорошо понимали советские воины, — когда пружина сделает ошеломляющий толчок и противник будет отброшен, уничтожен.

Немецкие войска, ворвавшиеся на Северный Кавказ, ежедневно получали подкрепление. Ценой больших потерь им удалось взять Моздок. Отсюда противник намеревался рвануться на Грозный. В районе Моздока они сосредоточили огромное количество живой силы и техники. Явное превосходство имели фашисты и в авиации. И тем не менее наши лётчики не падали духом. Количественному превосходству противнику они противопоставили неслыханную храбрость, выдержку, боевую дерзость. И конечно, со всей отвагой действовал женский полк ночных бомбардировщиков. Он помогал наземным войскам обескровливать врага, подрывать в нём веру в осуществление своих завоевательских планов. Чувствительные удары наносил полк по тылам противника, резервам.

На счету Санфировой и Гашевой уже было несколько десятков боевых вылетов. В ночном небе они чувствовали себя вполне уверенно. Тревожные, бессонные ночи становились той обыденностью, которая перестает и волновать человека и вызывать у него удивление. До горного перевала прошли без приключений. Над перевалом их встретила первая трудность — густая облачность. Как преодолеть её ?   Руфина, не задумываясь, предложила: идти под нижней кромкой облаков. Ольга согласилась сразу.

Липкая, чёрно — серая масса обложила самолёт. Такого неба экипаж здесь ещё не видел. Над перевалом воздух всегда был чист и прозрачен. А сегодня даже дышать тяжело. Санфирова не спускала глаз с приборов. Мотор работал на предельных оборотах. Проходили минуты. Санфирова хотела спросить штурмана, точно ли они выдерживают курс, но Гашева опередила её:

— Пока всё нормально. Так держи!

Молодец, Руфина! В любых условиях не теряет самообладания, уверенно выполняет свои обязанности.

Облака все тянулись. Может быть, они закрыли небо до Моздока? Тогда задача экипажа значительно усложнится. Нет, вот замелькали разрывы зениток. Перевал пройден. Теперь до цели недалеко. Перед самолётом точно распахнулись двери. Он шёл навстречу опасностям. На подступах к городу экипаж трижды преодолевал заградительный огонь. Главное было не попасть в лучи прожекторов. Пока это удавалось. Но, когда Санфирова пересекла железнодорожное полотно и стала разворачиваться на цель, случилось то, чего она опасалась: лучи прожекторов всё-таки схватили их самолёт. Мгновенно залаяли десятки зениток.

Девушки понимали, что избежать опасности можно только одним путём — искусным маневрированием по курсу. Ольга стала резко бросать самолёт вправо, влево, вниз. Тщетно. Лётчица прекрасно сознавала, что её подстерегает, но в то же время она испытывала чувство гордости за свой «тихоход». Не беда, что он неказист. Посмотрите, как боятся его фашисты, каким огнём они укрылись от него. Это и придавало бодрости лётчице. Будто не замечая неистового заградительного огня, она уверенно вела машину по ослепительно — яркой небесной дороге.

Фашисты, видимо, не сомневались, что теперь бомбардировщик безнаказанным не уйдёт. Вдруг самолёт пошёл со снижением… на прожектор, и вниз полетели бомбы. Там, где стояла прожекторная установка, возник взрыв. Столб света исчез…

Когда подруги вернулись на аэродром и доложили о своих действиях командиру полка Е. Д. Бершанской, та, нахмурившись, спросила:

— А надо ли было так рисковать?

— Мы не рисковали, — твёрдо ответила Ольга. — Мы выполняли задание.

— Иначе было нельзя, — добавила Гашева.

Дружба их крепла от полёта к полёту. Однажды, после напряжённой ночи, Ольга и Руфина зашли в дом, разделись и легли. Они намеревались хорошенько отдохнуть. Но, вероятно от чрезмерной нервной перегрузки, долго уснуть не могли. Сначала обе молчали, ворочаясь с боку на бок, вздыхали, потом Ольга не выдержала:

— Слушай, Руфа, давай поговорим, что ли?

— Давай, Леля, только тише.

— Расскажи мне о своём детстве. Люблю слушать, как люди начинают жизнь.

Они легли лицом друг к другу. Продолговатая комната наполнилась ровным дыханием уснувших лётчиц и штурманов. Изредка слышалось короткое бормотание во сне, лёгкое похрапывание, резкий глубокий вздох.

— Чего же ты молчишь? — спросила Ольга.

— С мыслями собираюсь, — тихо промолвила Руфина. — Хороший денёк сегодня будет, смотри, выглянуло солнце.

— Умеешь ты, Руфа, уходить от прямого ответа.

— Боже упаси меня от такого греха… Милая Лелечка, детство, отрочество и юность мои, пожалуй, ничем от твоих не отличаются. Школа, пионерский отряд, университет, комсомол и вот… авиация. Война…

— А помнишь, как мы с тобой в первый раз полетели?

— …И как я сбилась с маршрута? — продолжила мысль Гашева. — Это не забывается. Ты тогда правильно обиделась на меня. Мы могли угодить к врагу.

— Не говори ерунду, — перебила её Ольга. — Я тогда не совсем была права. Ты только начинала летать, к тому же никаких ориентиров не было видно.

— А помнишь, как я решила проявить выдержку, получив «ранение» в ногу… Ты настаивала вернуться на аэродром, я же твердила своё: «Перетерплю. Давай отбомбимся. Ничего опасного». Опасного действительно ничего не было, я просто ушибла ногу, и боль причиняла страдания.

— Да, это был забавный случай.

— Надолго останутся в памяти полёты под Новороссийском, на Тамани, под Севастополем. Сколько мы перевозили продуктов, горючего?!

— Руфа, а сколько выпущено по нас зенитных снарядов?

— Да, на это фашисты не скупятся. Неожиданно Гашева приподнялась и доверительно спросила, пристально глядя на тонкий профиль лица подруги:

— Леля, а твоя мама знает, что ты служишь в авиации?

Санфирова с удивлением посмотрела в глаза подруги.

— Неужели твоя мама не знает, где ты служишь?

— Подожди, не ругайся. — Голос Руфины звучал ласково и покорно. — Я не могла сразу сказать маме правду. Она бы очень волновалась. А вот теперь напишу. Теперь другое дело. Теперь мама поняла, что такое война с фашистами. В последнем письме она уже призывает меня бить врагов до конца.

— Напиши маме сегодня же, — предложила Санфирова. — Нельзя так долго держать её в неведении…

Разговор незаметно смолк. Первой заснула Санфирова. Над землёй начинался новый день. Что принесёт он милой Родине, чем ознаменуется на полях грандиозной битвы? Какими событиями наполнится фронтовая жизнь экипажа Гвардии старшего лейтенанта Сапфировой?

Солнечная Кубань. Раздольные поля, пруды, лиманы. Ни Ольге Санфировой, ни Руфине Гашевой до войны не приходилось бывать здесь. Но они знали, что представляет собой этот благодатный край, наполненный медовыми запахами чудесной пшеницы, винограда, кукурузы и подсолнечника. Прекрасно знали они и о том, какие выросли здесь за годы пятилеток промышленные предприятия.

Поехать на Кубань хотя бы на один летний месяц было давнишней мечтой Руфины. И теперь, садясь в самолёт, она вспомнила о своей мечте и сказала об этом Ольге. Санфирова серьезно посмотрела на штурмана и, о чем-то подумав, ответила:

— Так в жизни случается. Мечта сбывается тогда, когда этого не ждешь.

— Жестоко!… — сорвалось с губ Руфины.

— Конечно. Вместо того, чтобы любоваться своей землёй, мы должны кромсать её бомбами.

— Ничего не поделаешь, Лелечка. Гнойник на теле часто вырезают. Фашисты — это гной на нашей земле. От наших бомб земля станет только здоровей, чище.

…Самолёт взял разбег. В эти секунды Ольга всегда строго внимательна, серьёзна, чёрные глаза насторожены. После взлёта лицо её смягчается и становится торжественно — радостным. Штурман тщательно следила за маршрутом. Руфине хотелось провести самолёт по «дороге», где меньше встречается зенитных установок. Вчера это ей удалось блестяще. Экипаж нанёс врагу внезапный и действенный удар. Сброшенные Руфиной бомбы вызвали на земле два мощных взрыва. Последующие экипажи подтвердили, что Санфирова и Гашева попали в машины с боеприпасами.

Станина Крымская уже недалеко. На подступах к ней с севера, как донесла разведка, скопилась вражеская боевая техника. Место её размещения найти нетрудно. Ориентир — небольшой квадрат кустарника, изгиб железнодорожного полотна. Главное — подойти незаметно. Санфирова вся в напряжении. Маленькие сильные руки её крепко сжимали штурвал. Она сбавила скорость, высоту.

— Приготовься, — спокойно сказала Руфина, — мы на подходе.

Одинокие лучи прожекторов безрезультатно шарили по небу.

— Пожалуй, нам лучше зайти с юга, — предложила Гашева. — С этой стороны у противника слабей оборона.

И всё же застать фашистов врасплох не удалось. Собственно, полностью на это подруги и не рассчитывали. Советские ночные бомбардировщики У-2 уже достаточно зарекомендовали себя и здесь. За последнюю ночь они отправили на тот свёт не один десяток гитлеровцев, взорвали склады с оружием, подавили несколько зенитных батарей, прожекторных установок. Фашисты боялись У-2. Стоило им только заслышать их характерный рокот, как они сразу же поддавались панике: мгновенно пустели кабины и кузова автомашин, вспыхивали сотни ракет, открывался беспорядочный зенитный огонь. Так происходило и на этот раз. Пальба началась словно по команде. Фашисты стреляли изо всех видов оружия. Один за другим вспыхивали лучи прожекторов.

С трудом пробивался самолёт сквозь огневую завесу. Это требовало от лётчика высокого мастерства, мужества и выдержки. Ольга была спокойна. Мысль её работала только в одном направлении: пробиться к цели. Ну а если нельзя? Если тихоходный самолёт обложен мощной стеной огня? А стоит ли говорить об этом! Нет больше лётчицы, которая в минуту серьёзной опасности теряла власть над собой, хотя и не боялась умереть. Есть теперь другая лётчица, воздушный боец, который научился хорошо оценивать обстановку, преодолевать опасности, выполнять боевые задания любой ценой. Этот боец не отступит ни перед каким огнём, его не испугает никакая угроза. Чувство самообладания, мужество, проверенное и закаленное в боях, вытесняют из головы все мысли, кроме одной — гордой и возвышенной — вперёд на врага!

Ольга не обольщалась успехами и никогда не хвасталась своим пилотажным искусством. Не терпела она громких слов, да и вообще избегала разговоров о своих полётах. Если же кто и спрашивал её после возвращения с задания: «Как слетала ?», она твёрдо отвечала: «С таким штурманом, как Руфина Гашева, плохо не слетаешь».

И она была права. Гашева не уступала ей в смелости, выдержке, находчивости. Она точно ориентировалась в самых сложных условиях, удачно сбрасывала бомбы на цель, активно помогала командиру выводить самолёт из-под обстрела. Полюбила Ольга Руфину и за покладистый характер. Гашеву природа наградила честным, отзывчивым сердцем, острым взглядом, гибким умом. Её редко видели грустной и никогда — отчуждённой, замкнутой. Невысокого роста, с задорными глазами, она вечно стремилась с кем-нибудь поговорить, посмеяться, кого-то подбодрить, кому-то помочь.

Девушки эскадрильи единодушно избрали Руфину своим комсоргом. Многие обязаны ей своим боевым мастерством. Это она породнила с опасностями молодых лётчиц и штурманов Юшину, Рыльскую, Прасолову, Лашманову, Беспалову, Студилину и других. Она, штурман эскадрильи, совершала с ними первые боевые полёты. Обязанности свои Гашева выполняла уверенно, быстро, чему не в малой степени помогали знания, полученные в Московском государственном университете, откуда ушла в авиацию.

Да, права была Санфирова: летать с Гашевой было хорошо, надёжно. К каждому вылету, независимо от его сложности, они готовились вместе, с прилежанием. Нынешний полёт они не считали особенным. К тому же в район станицы Крымской они уже ходили, местность знали. Санфирова взяла направление на цель. Гашева приготовилась к сбросу бомб.

— Получайте подарки, проклятые, — прошептала Руфина.

Тяжёлые взрывы сотрясли воздух, земля загорелась.

— Погрейтесь, — продолжала шептать Руфина. — Это вам полезно. — И уже громко: — Всё в порядке!

Самолёт шёл на восток, освещённый лучами прожекторов. По-прежнему огонь бушевал вокруг. Девушки не сомневались, что машина получила не одну пробоину. Но теперь это уже не так страшно: задание выполнено. Подруги вели непрестанное наблюдение за воздухом. В любую секунду могли появиться фашистские истребители. Тактика их известна — нападать из-за угла. До сих пор экипаж благополучно ускользал от погони вражеских ночных перехватчиков. Ровно работал мотор. Дул попутный ветер…

Истребитель вырвался из мрака внезапно. Он был похож на снаряд. Погасли прожекторы, смолкли зенитки. Исход атаки, казалось, не вызывал сомнений. Что мог сделать беззащитный «кукурузник» с вооружённым мощными пушками и пулемётами вражеским истребителем?

Ольга стала маневрировать. Немецкий лётчик всё же успел выпустить очередь и резко взмыл вверх. Он не выпускал жертву из виду. Враг выжидал. Он действовал в открытую, ибо знал, что сила на его стороне. Лес кончался, а дальше открывалось гладкое поле. Как проскочить его? Может быть, совершить посадку? Нет, кругом враги. Санфирова прибавила газу. «Будь что будет, пойду по прямой, иного выхода нет». Согласилась с этим решением и Руфина.

Немецкий истребитель атаковал снова, плеснул огнём. Пули ударили в мотор. И сразу же Санфирова почувствовала, что машина перестает слушаться рулей. Поле кончилось. Опять начинался лес. Истребитель так же внезапно исчез, как и появился.

Мотор «кукурузника» чихал всё чаще и чаще. Скорость падала. Наконец Санфирова сообщила, что идёт на вынужденную посадку. Под самолётом замелькали кусты, какие-то чёрные полосы, круги. Удар! Треск сучьев, рывок, снова треск и… тишина. Подруги вылезли на плоскости — прямо перед винтом самолёта стояло крепкое дерево. Соскочили на землю. В тот же миг где-то близко затрещали автоматы. Немцы заметили вынужденную посадку советского бомбардировщика и спешили к нему.

Девушки ползли изо всех сил. Минут через 15 дорогу преградила железнодорожная насыпь. Слева и справа воздух пронизывали красные, белые и зелёные ракеты. Перебрались через насыпь. Лес сменился полем, поле — плавнями. Заквакали лягушки. Подруги сделали короткую остановку. Неподалеку кто-то зашумел и, кажется, кашлянул. Подруги вскочили и, низко пригнувшись, бросились к частоколу деревьев. Там их ждала новая неприятность. Внезапно с дерева прогремела очередь из автомата. Девушки на мгновение застыли, потом, точно сговорившись, одновременно кинулись к кустарнику, что виднелся справа за стволами деревьев. Голые ветви хлестали по лицам подруг, ноги тонули в мягкой прошлогодней листве.

Они шли до полного изнеможения. Свалились у ручья. Первой пришла в себя Ольга. И только теперь подруги заметили, что наступало утро. Надо было куда-то спрятаться и переждать день. Но куда ?   Внимательно осмотрелись. Больше всего им понравилось приземистое, густое дерево, стоявшее среди кустарника. Забрались под него и притихли. У них был один пистолет на двоих. Они положили его между собой.

Днём они слышали пулемётные очереди, орудийную пальбу, тяжёлые взрывы бомб. Один раз над ними пролетели наши штурмовики. Медленно тянулось время. Во второй половине дня выглянуло солнце.

— Слушай, Леля, сегодня же Первое мая !

— Верно !   Первое мая, — задумчиво произнесла Санфирова. — Люблю я этот праздник — светлый, пахнущий цветами… — И вдруг смуглое лицо её посуровело, чёрные брови сдвинулись к переносью. — Ах, эта война !   Какую радость отняла у нас ! — Подумала немного и продолжала: — И всё же мы вернём себе свою радость, Руфа !   Обязательно вернём !..

К вечеру небо заволокло тучами, поднялся ветер. Девушки опять пошли на восток. Эта ночь была не менее тревожной, чем первая. Они пробирались по лесу, по болотам и полям, изрытым снарядами. Под утро подруги набрели на нашу артиллерийскую часть. Здесь их накормили, затем посадили в машину и отправили в Краснодар. Грязные, оборванные, они прошли по улицам города. С радостным любопытством они смотрели по сторонам, дышали воздухом освобождённого города. Встреча с Краснодаром несколько ослабила впечатление, оставшееся от минувших ночей. У обеих стало легче на душе. На второй день после возвращения в часть подругам дали новый самолёт. Боевая работа продолжилась…

После напряжённых полётов, окончившихся благополучно, подруги с трудом вылезли из машины, доложили начальнику штаба и медленно направились к своему домику. Ночь была иссиня — чёрной. На северной стороне неба мерцали звёзды. Порывистый ветер зло трепал молодые деревца, среди которых чернели камни, похожие на больших уснувших черепах. Ольга шла первой. Она, казалось, ничего не видела и не слышала, часто натыкалась на кусты. Руфина ступала бодрей. Глядя в спину подруги, Гашева думала: «Заморилась, бедная. Начинают пошаливать нервы. Вот-вот заснёт». Но Ольга продолжала идти, низко опустив голову. Руфине захотелось сказать что-то весёлое, немного оживить лётчицу, избавить от грустных размышлений, навеянных трудным полётом. Однако, как ни старалась, ничего интересного и весёлого придумать не могла.

В домике было прохладно, сильно пахло плесенью. Гашева сняла комбинезон, присела на чурбачок, повела взглядом по столу.

— Леля, да тебе письмо! — воскликнула она. — Девочки положили под книгу. Вот…

Санфирова словно очнулась, взметнула тонкими бровями, протянула руку. Некоторое время она с какой-то особой нежностью разглядывала помятый «треугольник», поворачивала его то одной, то другой стороной, мяла пальцами, подносила к глазам. Руфина наблюдала за ней с детским любопытством — молча и осторожно. За последнее время Санфирова редко получала письма от родных и знакомых, что, конечно, её огорчало. Правда, об этом она не говорила даже Руфине. Но разве печаль можно скрыть? В больших чёрных глазах Ольги всегда легко было прочитать, что у неё на сердце. Тем более это легко давалось Гашевой, хорошо изучившей её характер.

Руфина умела приглушить душевные боли подруги. Живая, с лукавым теплым взглядом, быстрая на язык, она не оставляла Санфирову наедине с плохим настроением. И лётчица была благодарна ей. От кого же сегодня пришло письмо Ольге? Слишком долго она вертит его в руках. Руфина не спускала глаз с лица подруги: вот на щеках появились ямочки, тонкие губы шевельнулись, со лба слетели две маленькие морщинки. Наконец лётчица подняла голову и нежно обронила:

— От мамы…

— Да ты прочитай, что она пишет.

— Сейчас… не торопи. Понимаешь, если бы я взяла этот конверт в абсолютной темноте, то всё равно узнала бы, что письмо от мамы. Знаешь, Руфа, он сохранил её тепло, её дыхание. Ах, мама, мама!

Ольга бережно развернула «треугольник». Читала медленно, точно хотела выучить наизусть. Закончив чтение, сложила листок квадратиком и положила в планшет.

— Милая мама, — заговорила лётчица, — она всё считает меня трусливой девчонкой. Даёт советы, как себя вести. Чудачка, право… — Ольга задумалась на минуту, потом тихо продолжала: — В детстве я боялась темноты. Теперь смешно об этом говорить. А мама пишет: «Зачем же ты летаешь ночью? Ведь это страшно».

Лицо Ольги осветилось такой милой улыбкой, что Руфина не сдержалась — вскочила и поцеловала подругу. Конечно, она прекрасно её понимает. Они разделись и легли. Ветер мягким плечом упирался в дощатую дверь, пел на разные голоса. Несколько минут подруги лежали молча.

В ночь на 13 декабря 1944 года они совершили свой последний совместный вылет. Как всегда, самолёт шёл на небольшой высоте. Курс — к станции Насельск, где скопились эшелоны с техникой противника. Польская земля. Фашисты опоганили её так же, как и нашу, русскую. Не далее как вчера в полк приезжал пропагандист из армии и рассказал лётчицам и штурманам о бесчинствах, которые творили гитлеровцы в Польше. Советская Армия, перешагнувшая через границу родной земли, уже освободила тысячи людей, томившихся в концлагерях. С радостью встречали освободителей и жители полуразрушенных польских городов и сожжённых деревень.

Волнующие минуты довелось пережить Санфировой и Гашевой. Однажды аэродром расположился около небольшой деревеньки. В первый же день подруги встретились с группой женщин, которые будто нарочно поджидали их на дороге в столовую. Сразу же завязался оживлённый разговор. Полячки обступили наших девушек. Кто-то совал в руки подруг бидончики с молоком, кусочки сала, кто-то повесил на шею полотенце, кто-то просил принять варежки, тёплые носки… Советские девушки растерялись, не знали, что говорить, что делать. По худым землистым щекам полячек текли слёзы. Не выдержали и наши девушки. Машинально повторяя: «Спасибо! Спасибо!», они пожимали женщинам руки, обнимали полячек за острые плечи. Встреча длилась минуты, но оставила в душе каждой лётчицы глубокий след. Такие встречи для воина дороже всяких наград. Нет, недаром пережито столько невзгод и лишений, недаром отдано столько сил и здоровья на пути войны.

И, как ни опасен был теперешний полёт, Санфирова, наблюдая за приборами, всё же нашла минуту вспомнить недавнюю встречу с польскими крестьянками и улыбнулась. Ей почему-то стало теплей, хотя в кабине по-прежнему свободно гулял декабрьский ветер. Руфина внимательно следила за маршрутом. Внизу светлячками вспыхивали ракеты, тонкой дрожащей цепочкой протягивались трассирующие пулемётные очереди. Минуя самолёт, они гасли где-то в стороне.

Перед вылетом командир сказал, что вокруг станции установлено много зениток. В этом экипаж уже убедился. Молодец Ольга, она ловко уходила от огня. Впрочем, это не удивительно. За спиной у неё большой опыт ночных полётов. Её пилотажное искусство — школа для всех подчинённых. Ольга всегда находила время помочь молодым лётчицам. А с какой заботой она «вывозила» малоопытных штурманов!..

Вдали показались маленькие огоньки, потом всё погасло и затянулось чернотой. Слева охнула зенитка, через секунду — справа. Охапки света на мгновение вырвали из темноты кусты, какие-то постройки. Самолёт шёл к цели. Девушки знали, что через 5 — 10 минут вокруг вспыхнет море зловещего огня. Будут взрываться снаряды впереди, слева и справа. Трассирующие пули зенитных пулемётов сплетут светящиеся сети. Но, несмотря ни на что, самолёт пробьётся к станции, где притаились эшелоны, гружённые боеприпасами. Нельзя допустить, чтобы сотни тонн этих боеприпасов завтра были обрушены на наступающие советские войска.

— Станция!.. — воскликнула Руфина.

И в этот момент несколько прожекторов полоснули темноту, а вслед за ними вразнобой забарабанили зенитки. Самолёт ускользнул от света. Подруги точно издевались над фашистами. Раза два они пересекали пути, приглядывались и примеривались. Нет, им не хотелось сбросить бомбы куда попало. Собственно, этого никогда и не было. Ничто не может помешать выполнить задание. Вот-вот, казалось, самолёт попадёт в полосу света. Санфирова призвала на помощь всё своё мастерство. Самолёт сделал последний разворот. Секунда, вторая, третья… Бомбы полетели вниз. На земле, возникли взрывы, загорелись вагоны, пристанционные постройки.

Щупальца прожекторов потянулись за самолётом. Санфирова уходила от них. Скорей домой. Задание выполнено. Ей не терпелось узнать, как летают сегодня экипажи эскадрильи. Тёмное, незнакомое небо. Оно таит сотни неожиданностей. Прожекторы устроили бешеную пляску света. Серебряные полосы соединялись, пронзали друг друга, чертили на чёрном небе круги, квадраты, треугольники, падали на землю и вновь вздымались ввысь. А самолёт шёл своим курсом уверенно, будто всё, что творилось вокруг, не касалось его. Рваная темь. Путаница световых полос. Ожерелье взрывов. Притаившаяся земля. И равномерный рокот мотора одинокого самолёта.

Яростная струя света внезапно ударила в самолёт. И сразу же вокруг него забушевали взрывы зенитных снарядов. Лётчица резко бросила машину в крутой разворот. Но луч прожектора не отставал. Ещё несколько маневров. Влево, вверх, вниз, снова вверх, снова вниз. И луч, будто ослабев, потонул в темноте. Но зенитный огонь продолжал бушевать. Санфирова выровняла машину и уже собралась что-то сказать штурману, как совсем рядом грохнул снаряд, и обшивка самолёта вспыхнула. Надо было скорее сбить пламя. Ольга скольжением старалась сорвать огонь, но он всё плотней окутывал кабину, подбираясь к девушкам…

Горящий самолёт летел на восток. Зенитки смолкли, погасли и прожекторы. Ольга огляделась, подумала: «Кто под нами ?   Свои или враги ?». Та же мысль была у Руфины.

— Прыгай! — крикнула лётчица.

Но Гашева не слышала этой команды. Она догадалась о ней по решительному взмаху руки подруги. Пролетев несколько метров, Руфина поняла, что парашют не раскрылся. Инстинктивно чувствуя, что земля близко, Гашева рванула кольцо изо всех сил. Через мгновение она ощутила толчок…

Земля была неспокойна. До слуха Руфины доносились выстрелы. Она погасила парашют, освободилась от него, размяла руки, несколько раз глубоко вздохнула, вытащила пистолет. Осторожно пошарила кругом себя растопыренными пальцами. Левая рука нащупала что-то холодное, металлическое. Мина!.. Это было минное поле. Она легла на спину. Каким далёким и неприветливым показалось ей небо! Быстро скользили по небу облака. Изредка мелькали редкие, тусклые звезды. Нет, по звёздам трудно определить, куда идти. Руфина приподнялась, чутко прислушиваясь к каждому звуку. Вдали на небосклоне суетливо и беспорядочно забегали полосы света.

«Так… Опять немцы кого-то ищут… Значит, мне надо сюда ползти… Но где же Ольга?»

Руфина понимала: долго отсиживаться здесь опасно. Надо пробираться к своим. Легко сказать: пробираться! Кругом мины, ночь, холод. Она решила ползти, тщательно ощупывая землю. Лицо покалывал морозный ветер. Усталость давила грудь, сковывала движения. Острые камни резали ладони, но Руфина не чувствовала боли. Она напрягала последние усилия. Вначале Гашева почти каждый камень принимала за мину, вздрагивала и застывала в ожидании взрыва. Она останавливалась всё чаще и чаще. Кончилось ли заминированное поле? Близко ли свои?

Руфина потеряла чувство времени. Ей представлялось, что она ползёт уже целую вечность. Вдруг впереди послышался непонятный шум. Руфина подумала, что это ей померещилось: мозг возбужден, нервы напряжены. Она затихла, притаила дыхание. Кажется, кто-то разговаривает. Но кто и где? Вроде под землёй. «Ах, всё это воображение. Надо ползти…»   Ногой зацепилась за клубок проволоки, хотела отцепиться, поцарапала руку. Опять послышался разговор, но теперь более явственно. Прижалась к земле, выдвинув вперёд правую руку с пистолетом. Разговор смолк. В темноте раздались шаги. Ближе, ближе. На темноватом фоне обозначились чёрные фигуры. Свои или?..

— Разве найдёшь их в такой ночи?.. — долетело до ушей Руфины. Она привстала, хотела крикнуть: «Я здесь!», но из горла вырвался только тихий стон. Чёрные фигуры застыли на мгновение, бросились к девушке. Сильные руки подняли её с земли и понесли. Будто сквозь сон она слышала:

— Гляди, унты потеряла… Совсем закоченела, бедняжка…

Как радостно было видеть, что вокруг свои, родные люди, с согревающими улыбками. Но Руфина волновалась, ей хотелось спросить, что с Лелей, но не решалась.

— …Где она, где Леля ? — с трудом выговорила Гашева.

— Твоя подруга подорвалась на мине, когда приземлялась, — прозвучал незнакомый голос.

Руфина потеряла сознание…

Ольгу Александровну Санфирову хоронил весь полк. Над гробом её развевалось Гвардейское знамя, боевые подруги дали клятву: сражаться до победы, сражаться так, как сражалась она, верная дочь советского народа.

В начале 1945 года, последнего года войны, группе лётчиков и штурманов 46-го Гвардейского бомбардировочного Таманского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди награждённых были командир эскадрильи Гвардии капитан О. А. Санфирова и штурман эскадрильи Гвардии старший лейтенант Р. С. Гашева.

 

Дозаправка в воздухе

dozapravka-7Полёты на дозаправку на Ту-16 были самым сложным видом боевой подготовки. Дозаправка давалась не каждому лётчику,но это не унижало достоинства тех кто этого делать не мог в меру психологических и профессиональных качеств.
Мой КОМАНДОР был готов по всем видам боевой. За его спиной были полёты на северах, в Африке и много ещё чего разного.
По мнению многих авиаторов, крыльевая дозаправка была очень сложным видом летной подготовки. Судите сами. Из законцовки правой консоли самолета-заправщика выпускался 40-метровый шланг с небольшим стабилизирующим парашютиком. Под собственным весом шланг значительно опускался. Летчик заправляемого самолета должен был подвести левое крыло своей машины строго на 2 м выше конца шланга. Основная трудность состояла в том, что пилот не видел ни крыла, ни шланга, а пилотировал по командам командира огневых установок, сидящего в хвосте. На скорости 600-800 км/ч самолеты должны были сблизиться до расстояния 6-8 м между крыльями, причем заправляемый бомбардировщик должен был отставать на 15 м. Во время сцепки следовало выдерживать скорость сближения не более, чем полметра в секунду, иначе шланг либо обрывался, либо захлестывал элерон заправляемого самолета петлей. Такие случаи, как и попадание крылом в реактивную струю танкера, часто заканчивались трагически. Только с 1958 по 1964 годы разбились 15 экипажей! Причем гибли профессионалы с большой буквы, ведь к шестидесятым годам командирами Ту-16 были только летчики 1-го класса. Ветераны считают, что по уровню потерь, а также по физическому и эмоциональному напряжению летного состава период освоения дозаправки можно сравнить только с войной.

Читать далее...

Дозаправка в воздухе как умножитель силы

dozapravkaДозаправка в воздухе – это передача топлива одним летательным аппаратом другому, выполняемая преимущественно в целях увеличения длительности или дальности его полета. Чем больше длительность полета летательного аппарата (ЛА), тем больше радиус действия боевой машины и дальность беспосадочного маршрута транспортной. Дозаправку в воздухе осуществляет или специально созданный для этой цели самолет-заправщик (СЗ), или способный выполнять функции грузо-пассажирских перевозок и дозаправки в воздухе транспортно-заправочный самолет (ТЗС) со стационарным или съемным топливозаправочным оборудованием (ТЗО), или боевой самолет-заправщик (БСЗ), получающий возможность дозаправлять другие ЛА за счет временно устанавливаемого снимаемого/сбрасываемого ТЗО. Обычно все летательные аппараты, которые способны выполнять дозаправку в воздухе, именуются самолетами-заправщиками.

Читать далее...

Буданова Екатерина Васильевна

budanova

Буданова Екатерина Васильевна

Буданова Екатерина Васильевна — лётчик-истребитель 73-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии старший лейтенант.

Родилась 7 декабря 1916 года в деревне Коноплянка Смоленской области в крестьянской семье. Русская. Рано осталась сиротой. После окончания школы уехала в Москву на заработки. Работала на заводе в Филях. Затем, успешно закончила местный Аэроклуб и стала инструктором.

В сентябре 1941 года Екатерина Буданова пришла на пункт формирования женских авиационных полков. Её направили в истребительную часть. После переучивания в Саратове на боевой Як-1, она получила назначение в 586-й женский истребительный авиаполк.

С 15 апреля 1942 года Буданова защищала небо Саратова. В боевых вылетах крепло ее летное мастерство, вырабатывался свой, своеобразный почерк. 10 сентября 1942 года Катя отбыла в 437-й авиаполк. Это был один из самых напряженных периодов в воздушных боях на Сталинградском фронте.

…В паре против 12, одна против 13, одна против двух, в составе четверки против 19 — таковы были лишь некоторые бои, через которые прошла девушка. 2 Октября, патрулируя над районом Житомир — Эльтон, пара истребителей в составе Беляева — Буданова атаковала группу из 12-ти Ju.88, шедших курсом на станцию Эльтон. Летчицы нарушили боевой порядок бомбардировщиков, заставив их сбросить бомбы в стороне от цели и убраться восвояси.

6 октября Кате пришлось уже одной вступить в бой с 13 Ju.88 ! Врезавшись в их строй, она «рассыпала» их, а затем со второго захода расстреляла ближайший «Юнкерс». Это была ее первая воздушная победа.

budanova-2В середине ноября 1942 года интенсивность воздушных боев возрасла. Драться приходилось, как правило, с превосходящими силами противника. В этих боях в составе группы она уничтожила еще два Ме-109, а затем одержала личную победу над Ju.88. В одном из боев, Катя была ведомой Владимира Лавриненкова. Он с первой же очереди прошил фюзеляж «Хейнкеля — 111», но и немецкий стрелок поразил его машину. Катя, оберегая ведущего, следовала с ним до тех пор, пока почти неуправляемая машина не коснулась земли.

В конце ноября младшего лейтенанта Буданову, как одну из лучших и опытных летчиц, зачислили в группу «свободных охотников». 10 декабря, возвращаясь с боевого задания, Катя приняла бой с атаковавшей ее парой Ме-109. Горючего оставалось не более чем на полчаса, а боеприпасов — лишь треть комплекта. Но летчица не спасовала и приняла вызов. На исходе боя, длившегося 25 минут, она в лобовой атаке подожгла самолет ведущего немецкой пары.

В январе 1943 года младший лейтенант Буданова была переведена в 73-й гвардейский истребительный авиаполк. Воевала вместе с Лидией Литвяк и была ее ближайшей подругой.

Командир полка оказал лётчице высокое доверие, назначив своим ведомым. В одном из вылетов наша группа обнаружила 19 «Юнкерсов», шедших плотным строем в сопровождении истребителей FW-190. Пара Баранова первой атаковала истребителей прикрытия. Остальные взяли на себя бомбардировщиков. Бой принял затяжной характер. Непросто было сражаться с четверкой «Фоккеров». Но командиру полка удалось повредить один из них. Добила его Катя, подойдя вплотную, на 30 метров. От взрыва FW-190 ее самолёт подбросило вверх на несколько метров…

23 февраля 1943 года Буданова была удостоена первой боевой награды — ордена Красной Звезды. В начале марта, возвращаясь со «свободной охоты» она обнаружила идущий к линии фронта вражеский корректировщик FW-189. Однако, с первой атаки сбить верткую «раму» не удалось — немец заметил наш истребитель и интенсивно маневрируя, со снижением ускользнул от огня. Снизившись до 20 метров, «рама» уходила от атак. Погасив скорость, Катя уже буквально над самой землей настигла и уничтожила врага.

budanova-3В течение марта — июня 1943 года Буданова в составе группы сбила еще два вражеских истребителя, а 17 июля одержала очередную личную победу — уничтожила бомбардировщик Ju-88. Вскоре она была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

В последний день своей жизни, 19 июля 1943 года, Катя в составе группы истребителей прикрывала наши Ил-2. Успешно закончив штурмовку, «горбатые» уходили домой. Наши «Яки» прикрывая их отход, шли сзади. Буданова была замыкающей в группе прикрытия и внезапно увидела совсем рядом тройку Ме-109. Предупредить своих товарищей об опасности было уже поздно, и лётчица приняла неравный бой одна… В этой схватке она одержала свою последнюю, 11-ю победу. Отважную героиню скромно похоронили на окраине села Ново-Красновка. Командование представило ее к званию Героя Советского Союза. Но в те годы это представление реализовано не было.

Всего за период своей боевой деятельности Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов, уничтожила лично 6 самолетов противника и 5 — в групповых боях.

9 мая 1988 года останки летчицы торжественно перезахоронили в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области.

За мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, Указом Президента Российской Федерации № 1553 от 1 октября 1993 года Екатерине Васильевне Будановой присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Награждена орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды.

В Кунцевском районе города-героя Москвы именем Екатерины Будановой названа улица, на которой героиня жила в предвоенные годы. На фасаде здания бывшей московской средней школы № 63 (Багратионовский проезд, 10) установлена мемориальная доска.

Власов Павел Николаевич

vlasov

Герой Российской Федерации Власов Павел Николаевич

Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ, Заместитель генерального директора по лётной работе – начальник Лётно-испытательного центра имени А.В. Федотова – начальник лётной службы – старший лётчик-испытатель ОАО «Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”»

Родился 13 октября 1960 года в городе Лебедин Сумской области (Украина) – колоритном зеленом городке, где отец служил на военном аэродроме. Впоследствии авиационная часть была расформирована, и началось формирование воинской части Ракетных войск стратегического назначения. Семья Власовых проживала в доме, разрушенном войной, а затем восстановленном, сначала в коммунальной квартире, а вскоре после рождения Павла родители получили отдельную жилплощадь. Войсковая часть находилась возле дома, где жили Власовы, прямо за забором, и Павел с самого детства хорошо наблюдал тревоги и учения. Детство и юность в военном городке, жителями которого были военнослужащие, прошедшие войну и победившие в ней, офицерские традиции, пример отца – всё это уже в детстве оказало влияние на формирование его характера и выбор профессии. Атмосфера, в которой рос Павел, воспитала в нём гордость за победителей, Советскую армию. Все мальчишки хотели стать военными. Играли в войну, лазили через забор в воинскую часть, украдкой наблюдали за учениями. В его классе училось 13 мальчиков, и 11 из них стали офицерами. Лётчиком стал только Павел Власов.
Старшая сестра Наталья занималась музыкой, прекрасно играла на фортепьяно. В школьные годы по настоянию родителей Павел тоже учился в музыкальной школе. Подростком всерьез увлекся гитарой. Сосед Павла, дядя Гоша Волокушин, писал картины маслом, ремонтировал электронную технику, занимался авиамоделизмом. Мальчишки бегали к нему домой – мастерили, клеили, с восторгом запускали самолёты. Павел начал заниматься в авиамодельном кружке при Станции юных техников, с увлечением посещал Дом пионеров, где собирались фанатично любящие авиамоделизм люди. Позднее помимо авиамодельного он с увлечением стал заниматься в судомодельном, ракетомодельном и радиокружке, ездил на соревнования. В школе на уроках трудового воспитания он с увлечением занимался автоделом и получил водительское удостоверение.
Когда П. Власов учился в 7-м классе, возродился лагерный аэродром, где вначале базировалось Черниговское, а затем Харьковское высшее военное училище лётчиков. Ребята смотрели, как взлетают и садятся самолёты. Безусловно, это повлияло на выбор профессии – Павла привлекала специальность военного лётчика. Как о запасном варианте он думал о факультете радиоэлектроники Харьковского авиационного института. Когда пришло время определяться, прошел призывную и областную комиссии, съездил на День открытых дверей в Харьковский авиационный институт. В 1977 году Павел окончил школу с золотой медалью.
В лётное училище брали с 17 лет по состоянию на 1 сентября, а ему не хватало 1,5 месяцев до требуемого возраста. Павел не хотел ждать год, проявил настойчивость, написав письмо начальнику ВУЗ ВВС, и ему дали разрешение на поступление. Пройдя серьезное тестирование на профессиональную пригодность, Павел сдал экзамены и в 1977 году поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков.
vlasov-2Власов принял присягу и начались учёба и служба. В мае 1978 года Павел Власов первый раз вылетел самостоятельно на учебном самолете Л-39. Его инструктором был Сергей Павлович Росщупкин, которому Павел очень благодарен. На 3-м курсе состоялся его первый самостоятельный полёт на самолёте МиГ-21. Все получилось, и Павел утвердился в мысли, что это его призвание. Тогда же появилась мечта попробовать себя на высшей ступени лётного мастерства – стать лётчиком-испытателем.
Учась на 1-м и 2-м курсах, Павел летал с аэродрома в Ахтырке, на 3-м – с летнего лагерного аэродрома Левковка Изюмского района Харьковской области, на 4-м курсе – с аэродрома в Купянске.
Не все однокашники Павла смогли стать лётчиками-истребителями, некоторые пошли в транспортную авиацию. Власов учился блестяще, все, что касалось лётной специальности, буквально хватал на лету, сразу понимал и запоминал, о чем говорит преподаватель и чему учит лётчик-инструктор.
В 1981 году Павел Власов с отличием окончил Харьковское ВВАУЛ и ему как одному из лучших выпускников предложили остаться работать в училище лётчиком-инструктором. П.Н. Власов понимал, что обучение курсантов – это огромный лётный опыт для самого инструктора и хорошая школа. Так в 1982 году Павел Николаевич начал обучать первокурсников. В течение года он работал инструктором на самолёте Л-39 на аэродроме Великая Круча в Полтавской области, а с конца 1982 года – на МиГ-21 в Купянске.
К середине 1980-х годов Павел Николаевич окончательно определился в своем решении стать лётчиком-испытателем и начал готовиться к поступлению в Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС в городе Ахтубинск. Но в 1987 году в училище пришла разнарядка на трех кандидатов для поступления в Центр подготовки лётного состава имени А.В. Федотова Министерства авиационной промышленности в городе Жуковский, который занимался подготовкой лётчиков-испытателей и авиационных инженеров-испытателей. Работа лётчика-испытателя в авиапромышленности всегда представлялась более интересной. Павел Власов считался перспективным военным летчиком, первым стал командиром звена. Судьбу Власова определил командир полка Иван Петрович Помазан, который не сразу, но согласился отпустить Павла на учебу. Павел Николаевич очень хотел поступить и в 1987 году, имея налёт 1100 часов, блестяще сдал экзамены и в звании капитана уволился из Советской армии и поступил в ЦПЛС имени А.В. Федотова.
П.Н. Власов приехал в город Жуковский Московской области, который очаровал его своей яркой зеленью и красотой и впечатлил огромным числом легендарных жителей – лётчиков-испытателей и конструкторов. Его инструкторами стали Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Гаврилович Гордиенко и заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Николаевич Васильев. Это были замечательные наставники, мастера своего дела, специалисты и педагоги, которые умели найти подход к каждому. Когда П.Н. Власов поступил учиться в ЦПЛС, он владел двумя типами самолетов, через полтора года освоил шестнадцать типов самолётов – от учебного Як-18 до лайнера Ту-154, изучал методики летных испытаний, учился понимать подходы к новым самолетам. В ЦПЛС имени А.В. Федотова жизнь была чрезвычайно интересной, насыщенной. Павел Николаевич окончил ЦПЛС имени А.В. Федотова (впоследствии Школа лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова) в мае 1989 года и навсегда сохранил об учёбе в школе прекрасные воспоминания.
vlasov-3В 1989 году П.Н. Власов пришёл на лётно-испытательную работу в ОКБ имени А.И. Микояна. Для работы на летно-испытательной и доводочной базе ОКБ имени А.И. Микояна из 19 слушателей ЦПЛС первоначально отобрали трех человек. Окончательный выбор пал на Власова. Решающее слово при отборе было за Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Валерием Евгеньевичем Меницким, возглавлявшим с 1984 по 1992 год лётную службу в ОКБ имени А.И. Микояна. Меницкого, по его словам, поразила отличная техника пилотирования Павла. Позднее, в своей книге «Моя небесная жизнь», по которой со временем был снят многосерийный фильм о поколении «золотой эпохи советской авиации», В. Меницкий даст такую оценку тогда еще совсем молодому Власову – «это будущий шеф-пилот фирмы».
По твердому убеждению Павла Николаевича, работа лётчика-испытателя в ОКБ была невероятно интересная, далекая от рутины и обыденности. За многие годы испытаний разных типов самолётов ему не приходилось дважды летать по одним и тем же заданиям. Каждый испытательный полет – это всегда что-то новое, пока неизведанное, и на лётчика-испытателя возлагалась огромная ответственность за принимаемые решения.
В 1990 году Павел Николаевич начал заниматься палубной тематикой – полётами, связанными с испытаниями корабельного варианта истребителя МиГ-29К. Работать на палубе невероятно сложно, а испытания – это огромная ответственность. При проведении испытаний МиГ-29 корабельного базирования П.Н. Власов отрабатывал сложные варианты взлета и посадки на палубу единственного в советском Военно-морском флоте тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Важным этапом в испытательной деятельности Власов считает свою работу в Малайзии в середине 1990-х годов, где в рамках российско-малазийского контракта он проводил испытания и обучение малазийских военных лётчиков дозаправке в воздухе истребителя МиГ-29СД от американского самолёта-танкера.
За время работы в корпорации «МиГ» П.Н. Власов зарекомендовал себя высококвалифицированным лётчиком-испытателем, отлично знающим материальную часть, методику лётных испытаний новейших образцов авиационной техники. Из характеристики: «…летает уверенно, смело, с большой любовью к делу. В полетах хладнокровен, расчетлив, в сложной обстановке принимает грамотные решения. У него отличные техника пилотирования и штурманская подготовка. К полетам он готовится серьезно, вдумчиво, творчески, с чувством личной ответственности за качественное выполнение каждого полетного задания и благополучный исход полета, лично участвует в анализе полученных материалов».
П.Н. Власов проделал большой объем работ по проведению лётных испытаний образцов изделий: МиГ-31, изделий «05», «07», МиГ-29, МиГ-29СМТ, МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29М2. Павел Николаевич проводил испытания на предельных режимах, отработку новейших систем вооружения, прицельно-навигационных комплексов, систем дозаправки в воздухе, профиля полёта на установление мирового рекорда высоты на МиГ-29, определение характеристик опытного двигателя пятого поколения на летающей лаборатории МиГ-25ЛЛ.
В 2001 году (26.09.2001) П.Н. Власов выполнил первый подъём самолета МиГ-29М2. Он поднял в небо и произвел испытания МиГ-29ОВТ (17.08.2003) с отклоняемым вектором тяги двигателей в продольном и путевом каналах. Это увеличило показатели маневренности самолета, эксплуатационного диапазона углов атаки, в том числе при скоростях меньше эволютивных. Павел Николаевич поднял в небо и проводит испытания нового МиГ-29К (27.06.2007), самолёта корабельного базирования нового поколения. Участвует в испытаниях всех модификаций МиГ-АТ, МиГ-29, МиГ-31 и МиГ-35.
С 1992 года П.Н. Власов участвует в международных выставках, выполняя демонстрационные полёты на опытных самолётах, – это отдельная область деятельности летчика-испытателя. Павел Николаевич совершил самый длинный перегон на одноместном истребителе – из Москвы в Бангалор (Индия). Принимал участие в международных авиакосмических выставках в Ле-Бурже (Франция), Фарнборо и Фэарфорде (Великобритания), Берлине (Германия), Дубае (ОАЭ), Бангалоре (Индия) и других странах. Демонстрировал МиГ-АТ и МиГ-29 различных модификаций в воздухе. Его сложнейшие программы показательных полётов, отличная техника пилотирования, мастерство, мужество и выдержка способствовали завоеванию мирового престижа отечественной авиационной техники.
Павел Николаевич имеет общий налёт 3 644 часа, в том числе испытательный 1 110 часов 27 минут, летает на 35 типах самолетов. Он дисциплинированный и волевой летчик-испытатель, требователен к себе и окружающим. Является всемирно признанным виртуозом пилотирования реактивных истребителей. Имеет большое количество призов за лучший пилотаж боевых самолётов из Австрии, Германии, Франции, Великобритании, Малайзии, ОАЕ, Индии, в том числе меч от короля Иордании Хусейна.
Знает иностранные языки. В совершенстве владеет английским, что очень помогает в работе с зарубежными партнерами.
За высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные при испытаниях и доводке новой авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации в 1996 году П.Н. Власов награжден орденом Мужества. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, П.Н.Власову присвоено звание Героя Российской Федерации (1998), почётное звание «Заслуженный летчик-испытатель РФ» (2003).
?????? ???-29? ??? ??? ????? ?? ?????????? ?????????????????? ??????С 2002 года П.Н. Власов – заместитель генерального директора по лётной работе – начальник Лётно-испытательного центра имени А.В. Федотова – начальник летной службы – старший летчик-испытатель Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Он руководит крупным структурным подразделением корпорации, в состав которого входят Лётно-испытательные комплексы в городах Жуковский, Луховицы и Ахтубинск. Штат работников Лётно-испытательного центра приближается к полутора тысячам человек, а это уже не только особенно близкие по духу лётчики-испытатели, инженеры, лётно-технический состав, но и представители многих других профессий. Будучи в должности крупного руководителя, он хорошо разбирается в экономике, занимается кадровыми вопросами и воспитательной работой, особенно с молодежью. А лётная работа по-прежнему остаётся самой главной.
Свободное время Павел Николаевич проводит с семьёй, которой очень дорожит. Любит бассейн, музыку, театр, кино, автомобиль. Дома собрана большая фильмотека добрых и жизнеутверждающих советских фильмов и фильмов о современной авиации.
Большим увлечением его является компьютер и все, что с ним связано. Павел Николаевич постоянно осваивает новые сетевые технологии и информационные возможности.
Во время учебы в ЦПЛИ и в годы после ее окончания Павел Николаевич жил с семьей в общежитии. В 1997 году у него появилась первая своя квартира. Тогда он освоил все виды строительных и отделочных работ, делает практически все своими руками и уверен, что эта способность передалась ему от отца.
Живет в городе Жуковский Московской области.