В авиационный полк ЮВО поступили бомбардировщики Су-34

Su-34_005.tЦАМТО, 11 декабря. В отдельный бомбардировочный авиационный полк Южного военного округа (ЮВО), дислоцированный в Ростовской области, 10 декабря прибыли очередные 3 фронтовые бомбардировщики Су-34.

Как сообщила пресс-служба ЮВО, экипажи самолетов совершили перелет с аэродрома авиастроительного предприятия в Новосибирске протяженностью более 4 тыс. км.

Предварительно все машины были приняты представителями инженерно-технических служб полка, которые проверили готовность всех агрегатов и механизмов Су-34 к эксплуатации в заданных режимах.

В настоящее время экипажи бомбардировочного авиационного полка на поступивших ранее новых самолетах выполняют плановые полеты с отработкой вопросов боевого применения штатного вооружения как по воздушным, так и по наземным целям. Особое внимание при этом уделяется их заправке в воздухе для увеличения радиуса действия.

Фронтовой бомбардировщик Су-34 по боевым возможностям относится к поколению самолетов «4+». Среди особенностей самолета Су-34 – увеличенная дальность полета до 4 тыс. км, максимальная скорость – до 1900 км/час, а также наличие новейшей системы управления вооружением.

На Су-34 установлена 30-мм пушка, а боевая нагрузка возросла до 8 т. Возможность подвески дополнительных топливных баков обеспечивает полет Су-34 на большие расстояния, приближающиеся к дальности полета стратегических бомбардировщиков.

Российская авиабаза Кант в Киргизии усилена пятью Су-25СМ

1382961493_02Пять модернизированных штурмовиков Су-25СМ пополнили боевой состав российской авиационной базы Кант, дислоцированной в Киргизской Республике. 8 декабря летчики завершили перегон штурмовиков, на аэродроме состоялась торжественная церемония встречи.

Штурмовик Су-25СМ предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов, а также малоскоростных воздушных целей. В кабине прошедших комплексную модернизацию штурмовиков установлен цифровой дисплей, на котором отображается наземная и воздушная обстановка, новая система управления огнем, а также оборудование системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Авиабаза Кант структурно входит в состав 2-го командования ВВС и ПВО Центрального военного округа (ЦВО), является авиационным компонентом Коллективных сил быстрого развертывания и участвует в обеспечении безопасности территории и воздушного пространства государств — участников Организации Договора о коллективной безопасности.

Ранее командующий войсками ЦВО генерал-полковник Владимир Зарудницкий на встрече с начальником генерального штаба вооруженных сил Киргизской Республики генерал-майором Асанбеком Алымкожоевым обсудили проблематику региональной безопасности в условиях вывода коалиционной группировки войск НАТО из Афганистана. Стороны согласились, что роль российской авиационной базы Кант в Центрально-Азиатском регионе будет только возрастать.

Вторая жизнь высотных перехватчиков

mig-31_161014.t

Истребитель-перехватчик МиГ-31

В Ржеве приступают к капитальному ремонту и модернизации МиГ-31

На совещании по развитию оборонных сил 27 ноября в Сочи президент России Владимир Путин констатировал, что практически все плановые задания гособоронзаказа 2014 года выполнены. Если вспомнить, как был провален несколько лет подряд гособоронзаказ при прошлом министре обороны, есть чему порадоваться.

Дело еще в том, что раньше срок выполнения плана назначался на конец декабря, а сейчас у многих финиш в ноябре. Неделю назад мне довелось побывать на 514-м авиаремонтном заводе во Ржеве, входящем в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», что в немалой степени обеспечило успешность работы ремонтного предприятия. Срок выполнения гособоронзаказа 2014 года был указан 25 ноября. И к этому сроку он был выполнен. Цех доводки самолетов пустовал. Все отремонтированные Су-24, МиГ-31 и МиГ-29 были переданы военным. А цех сборки был заполнен машинами уже из гособоронзаказа-2015.

Возле аэродрома

Малоэтажный Ржев, здесь даже хрущевки в основном четырехэтажные, с населением в 60 тыс. человек обладает великолепной трехкилометровой взлетно-посадочной полосой. Когда-то здесь базировались несколько авиационных частей ПВО. Поэтому аэродром может принимать любые самолеты, вплоть до сверхтяжелых Ан-124 «Руслан», а МиГи и «сушки» садятся без тормозного парашюта – длина ВПП позволяет.

mig-31bm_1114

Модернизированный по контракту 2011 года истребитель МиГ-31БМ (бортовой номер «50 красный», регистрационный номер RF-92382) из состава 790-й истребительного авиационного полка ВВС России. Хотилово (Тверская область), ноябрь 2014 года

Производство МиГ-31 давно прекращено, а потребность в этих прекрасных машинах выявилась в последнее время довольно большая. Они сопровождают в дальних полетах ракетоносцы Ту-160 и Ту-95. Им предстоит базироваться на 13 аэродромах за Полярным кругом, которые входят в недавно созданное стратегическое командование в Арктике. Будут перехватывать самолеты и ракеты потенциального противника прямо над Северным полюсом. Или чуть дальше.

Если все Су-24 прибывают на ремонт своим ходом, то высотные перехватчики МиГ-31 везут самолетами военно-транспортной авиации. Служат они до полного исчерпания ресурса. И даже те, что находились на базах хранения, тоже надо ремонтировать, поскольку ресурс агрегатов тоже исчерпывается со временем даже без работы. К тому же есть комплектующие, которые подлежат обязательной замене после определенного срока. И, вообще, если самолет годами стоял на открытой площадке, накапливал влагу, замерзал и перегревался на солнце, перебрать его необходимо.

Большой заказ на ремонт перехватчиков у Министерства обороны РФ заключен с авиастроительным заводом «Сокол» в Нижнем Новгороде. Такой большой, что часть машин передана для ремонта во Ржев на 514-м АРЗ. Поскольку оба предприятия входят в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», никаких ведомственных барьеров для такого сотрудничества вот уже год как нет.

Ремонт гарантированно продлевает срок службы МиГ-31 до 30 лет. Но этого мало. Сейчас разрабатывается конструкторская документация на капитальный ремонт с модернизацией. Перехватчик получит новые тактико-технические характеристики, более высокие боевые качества, а срок службы гарантированно продлится до 35, а там, глядишь, и до 40 лет. Освоение этих работ начнется уже в следующем году.

Была война

Что такое ОАО «514-й авиационный ремонтный завод»? Когда он появился во Ржеве в 1952 году, то назывался «ОКЗ 19 ПАМ», что означало «Ордена Красной Звезды 19 подвижные авиаремонтные мастерские». Боевое Красное знамя части сейчас хранится в заводском музее. На тяжелом бархате с золотым шитьем орден с потемневшей эмалью смотрится как влитой. 19 ПАМ были награждены им 5 апреля 1945 года.

Сформированы мастерские 20 июля 1941 года на Воронежском вагоностроительном заводе. И представляли собой эшелон из 22 вагонов-теплушек, знакомых нам по кинофильмам о войне. В вагонах располагались семь цехов: самолетный, моторный, слесарно-механический, цех вооружения, радиоцех, цех приборов, цех хромирования. Один вагон занимала дизельная электростанция, обеспечивавшая весь состав электроэнергией. В том числе и вагон с гальваническими ваннами, где хромировались детали. Вагон занимала баня. Естественно, были кухня и штаб.

Личный состав мастерских насчитывал 620 человек, в том числе 42 военнослужащих. Купейных вагонов никто не дал, вся масса людей спала в теплушках на двухэтажных нарах. И делала свое дело – восстанавливала самолеты И-16, известные под ласковым прозвищем «ишачок», и штурмовики Ил-2. Те хоть и считались «летающими танками» и имели бронирование, но после атак на бреющем возвращались с десятками пробоин. Машина была необыкновенно живучая, но без ремонта обойтись не могла. Кроме того, в мастерских одноместные Ил-2 первых серий переделывали в двухместные, чтобы еще больше повысить живучесть. Второе место занимал стрелок, не дававший заходить противнику с хвоста.

il-2_160914_1

Штурмовик Ил-2

Почти сразу после выхода эшелона с мастерскими с завода он попал под бомбежку. Народ кинулся врассыпную, в поля, хотя на станции имелись щели и бомбоубежища. Начальник поезда К.И. Миронюк сумел решительно остановить людей и буквально загнать в убежища. В итоге ни один человек из более чем 600 не был даже ранен. И эшелон тоже счастливо избежал немецких бомб. Миронюк получил прозвище Счастливчик. Он счастливо провел 19 ПАМ через всю войну, получив пять орденов. Из личного состава правительственных наград были удостоены 193 человека.

Эшелон вставал где-нибудь в тупичке, маскировался сетями и «ставил на крыло» Ил-2, МиГ-3, Су-2, Як-1, Ла-5. Всего за годы войны были восстановлены и отремонтированы 1124 самолета, 1180 авиационных двигателей, 62 тыс. единиц спецоборудования. Фактически 19 ПАМ заменили целый авиастроительный завод.

Всю войну 19 ПАМ двигался по рельсам вслед за боевыми соединениями через Орловскую и Тамбовскую области, Воронеж, Липецк, Украину, Польшу и, наконец, дошел до Германии. Здесь несколько бойцов добрались до Берлина и расписались на стене Рейхстага. Корреспондент газеты «Правда» сфотографировал эту роспись семи авиаремонтников, поставивших дату: «7.5.45».

Через Китай во Ржев

С окончанием войны полеты не прекратились, как и ремонт. 19 ПАМ стояли в Австрии, потом в Венгрии. Затем неожиданно были переброшены в Туркмению. Теперь ремонтировались совсем другие машины, хотя встречались и фронтовые «знакомые»: ЛаГГ-3, По-2, Ил-2, Ту-2, Су-2, Ла-5, Ла-9, Як-11, Як -12. Еще занимались переоборудованием американских истребителей Р-63 «Кинг–Кобра», полученных по ленд-лизу. Впрочем, этой работой начали заниматься еще в 1944 году, когда самолеты стали поступать в СССР.

Особая страница – помощь братскому китайскому народу. И корейскому тоже, поскольку с марта 1951 по 1952 год 19 ПАМ находились в Китае. Шла война в Корее, и советские специалисты с военным опытом в городе Мукден, а затем в Харбине передавали опыт, занимались организацией авиаремонтных предприятий и подготовкой специалистов. Помогали и с ремонтом самолетов. Правительство КНР высоко оценило работу советских специалистов. Мастерским было вручено пять памятных знамен, а 220 ремонтников получили государственные награды.

Из Китая последовал долгий путь через всю страну. Эшелон остановился 3 июля 1952 года в Ржеве рядом с военным аэродромом. Здесь базировалось несколько авиационных полков, и 19 ПАМ должны были обеспечить ремонт техники. Мастерские по-прежнему оставались подвижными и располагались в вагонах. Просто со временем добавился еще один ряд вагонов, затем еще. Через пять лет они стояли уже в несколько рядов.

Однако строились и здания. Первым в 1952 году появился ангар для покраски самолетов. Затем дизель-генераторная, поскольку более мощная электростанция уже не помещалась в вагон. 19 ПАМ стал ремонтным предприятием системы войск ПВО. С 1956 года мастерские приступили к ремонту принципиально новой техники – реактивных самолетов МиГ-15, МиГ-17, двигателей ВК-1. Пора было сниматься с железнодорожных колес и твердо вставать на землю.

В 1959 году 19-е подвижные авиационные мастерские были переименованы в 1082-ю авиационную ремонтную базу. В этом же году был построен первый полноценный цех. С 1960 года приступили к освоению ремонта самолетов ОКБ Сухого – Су-9 и Су-11, который выполнялся с 1961 по 1980 год. Строились новые цеха, приобреталось современное оборудование, осваивались технологии работ с высокопрочными сталями и титаном. В 1966 году база превратилась в 514-й авиационно-ремонтный завод. Условное наименование мирного времени – войсковая часть 26276.

Новое время

МиГ-31 начали ремонтировать в 1988 году. В это время был построен главный цех завода – сборочный. Это единственный цех в стране с поточно-эстакадной линией. Здесь фюзеляжи самолетов ставятся на тележки, движущиеся по рельсам, и движутся внутри рабочей эстакады, постепенно обрастая всем необходимым, превращаясь в боевой самолет. Разработана эта линия заводским инженером-технологом Александром Ваулиным.

Ремонт фронтового бомбардировщика Су-24 начали осваивать в 1999 году и за девять месяцев освоили. А с августа 2011 года пришлось осваивать ремонт еще одного самолета – МиГ-29. С 2013 года начался их серийный ремонт.

За прошедшие годы дважды менялся статус завода. В 2002 году «514-й авиационный ремонтный завод» стал называться ФГУП «514-й АРЗ» Министерства обороны Российской Федерации. В 2007 году после приватизации – ОАО «514-й Авиационный ремонтный завод». Акционер – государство. Оно и получает 25% прибыли в виде дивидендов. Остальные 75% остаются заводу. В прошлом году прибыль составила 130 млн руб. Из них 28 млн руб. уже вложены в развитие предприятия. И хотя завод участвует в Федеральной программе по модернизации предприятий ОПК, он и свои средства тратит на обновление оборудования.

Есть на предприятии и серьезный соцпакет. Поразили цены в заводской столовой. Самое дорогое блюдо – филе курицы с орехами – 40 руб. А мясо с грибами – 34 руб. Винегрет дешевле 5 руб. И дальше в том же духе. Можно плотно пообедать на 60–80 руб. Потому что предприятие на 70% дотирует цены в столовой.

Что касается зарплаты, то она лучшая в городе. Рабочие высокой квалификации получают в среднем 34 тыс. руб. остальные – 20–25 тыс. руб. Текучесть кадров – 3% в год. За пьянку увольняют сразу, но такие случаи единичны. За рабочие места люди держатся.

Сейчас ОАО «514-й АРЗ» стал градообразующим предприятием. 1250 человек персонала вывели его в лидеры Ржева по количеству работников. 30% работников моложе 35 лет. Здесь в «суровые 90-е» не было потеряно поколение 40-летних. На заводе многие продолжают работать и после достижения пенсионного возраста. Как правило, это специалисты самого высокого класса. Совсем недавно вышел на отдых старейший работник, достигший возраста 75 лет. При входе на территорию завода есть не только Доска почета, но и Доска трудовых династий. По три поколения одной семьи трудятся в цехах и отделах.

Но вернемся к гособоронзаказу. При новом министре обороны Сергее Шойгу в отношении ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» наконец-то этот больной вопрос был полностью отлажен. Во-первых, большой контракт на производство или ремонт серии в несколько десятков самолетов заключается сразу на несколько лет вперед с составлением соответствующего графика. Кстати, ремонт самолета в зависимости от марки длится на 514-м АРЗ от 96 до 120 дней. От полной разборки, включая электросеть, до «голого фюзеляжа». Все агрегаты и комплектующие ремонтируются и испытываются, подлежащие замене соответственно заменяются новыми. Через 120 дней любой самолет покрашен, включая все надписи и звезды, испытан и облетан.

На заводе знают план следующего года. И хотя как таковой гособоронзаказ на 2015 год будет подписан ориентировочно в феврале следующего года, его выполнение уже идет полным ходом. И все 32 самолета из заказа-2015 уже находятся на заводе. Сам видел своими глазами на аэродроме. Нет проблем и с оплатой. Сейчас авансом выплачивается почти 100% стоимости контракта. Это позволяет немедленно оплатить заказ смежникам и прочую кооперацию, обходиться без кредитов и трудиться на полную катушку.

ОАО «514-й АРЗ» стал восьмым заводом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», который мне довелось посетить за последние 12 месяцев. И везде похожая картина. Гособоронзаказ выполняется везде в срок, а кое-где и сверх плана успевают сделать пару самолетов. В цехах много молодых лиц. И везде люди одеты в синие костюмы аэродромных авиатехников.

Виктор Мясников

Пилоты ВМФ России приступают к освоению палубных истребителей МиГ-29К/КУБ

MiG-29KUB.t-2Состав морской авиации Военно-Морского Флота (ВМФ) России пополнили 10 многофункциональных корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ. В ближайшее время пилоты приступят к их освоению.

Как сообщили в Управлении пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, программа подготовки пилотов будет реализована на базе Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России в Ейске.

В ходе переподготовки летчики морской авиации отработают комплекс обязательных полетов с летчиками-инструкторами на учебно-боевых самолетах МиГ-29КУБ для допуска к самостоятельному выполнению дневных и ночных вылетов на истребителях МиГ-29К.

Затем они освоят возможности истребителей при выполнении фигур высшего пилотажа, произведут отработку на слетанность экипажей в составе звеньев, а также выполнят ряд учебных задач на практическое применение авиационных комплексов вооружения.

Справочно:

Корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ являются многофункциональными самолетами поколения 4++, предназначенными для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием в любых погодных условиях.

Самолеты способны развивать скорость более 2000 км/час и совершать полеты на расстояние до 1,5 тыс. км. В состав комплекса вооружения истребителей входят управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые и неуправляемые авиабомбы, неуправляемые ракеты и встроенная 30-мм пушка.

В 2009 году самолеты МиГ-29К/КУБ в рамках государственных испытаний успешно выполнили серию полетов с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Т-50 с двигателями «изд. 30» совершит первый полет в 2017 году

T-50-7Объединенная двигателестроительная компания (ОДК) ведет разработку двигателя второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 ПАКФА с таким расчетом, чтобы обеспечить начало летных испытаний самолета с новой силовой установкой в 2017 году, сообщает Лента.ру со ссылкой на заявление гендиректора ОДК Владислава Масалова.

Масалов заявил, что это будут двигатели с «начальным ресурсом», которые в будущем обеспечат достижение Т-50 крейсерской сверхзвуковой скорости. По его словам, основные параметры двигателя будут на 15-18% эффективнее ныне используемого ТРДДФ «изделие 117». Этот двигатель является дальнейшим развитием ТРДДФ АЛ-41ФС («изделие 117С») истребителя Су-35С и устанавливается на прототипах Т-50.

Двигатель второго этапа известен как «изделие 30» (ранее ошибочно называли как «изделие 129»). В апреле 2011 года управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров сообщил, что стендовые испытания ТРДДФ начнутся в 2014 году. Тяга двигателя на максимале должна составить 107 кН (около 11000 кг), в режиме форсажа 176 кН (около 18000 кг). По сравнению, аналогичные параметры ТРДДФ F119-PW-100 американского истребителя F-22 составляют соответственно 10500 и 15900 кг.

Байки из авиационной курилки

sainshand_air_force_base_9«Первый лётчик»

Помню в монголии — Сайншанд, славый тем, что по всей Монголии срок замены был 5 лет, а в Сайншанде (в быту произносили с ударением на последний слог — «в СайншандЕ») — 3 года. Сам я этого события, конечно, не видел, но разговоры ходили упорные.

Связано это с тем, что в начале семидесятых годов туда зачем-то летал А.Н.Косыгин. Помните, наверное, такого Председателя Совета Министров СССР.

Так вот. Его Ил-18 посадили в Сайншанде. А было это где-то в конце весны — начале лета, когда по Монголии гуляют пылевые вихри. Открыли дверь и Алексей Николаевич спустился по трапу. В этот момент через то место, где он стоял прошел пылевой вихрь, который сорвал с него шляпу и растрепал пальто. Ну, конечно, сопровождающие все быстро на нем исправили.

Но в этот момент — второй вихрь. Алексей Николаевич спросил: «И сколько же в этих местах служат?» «Пять лет.» — последовал четкий ответ. Алексей Николаевич сказал: «Три года и ни дня больше». Кадровики поняли так, что в Сайншанде — три года, а в остальной Монголии — так и остается пять.

Вот так приблизительно оно было.

sainshand_air_force_base_11«Второй лётчик»

Оттого верно и базировался там штурмовой батальон… ребятки безбашенные и как ломик упёртые. Их командир не знал никаких скидок на погоду!

Перебросили меня в очередной раз на аэродроме Сайн Шанд — «отсидеть недельку» дежурным по приёму выпуску самолётов. Комната дежурного — на первом этаже КДП. В метре перед окном — зелёный борт радиостанции на базе ЗИЛка.

Раннее утро, открываю глаза и …»когда успели перекрасить машину!» — борт грязно-жёлтого цвета!!! Сознание плавно дополняет картину воем ветра за окном… только тогда понимаю, что это так называемый песок — плотность такова, что на расстоянии в метр невозможно разглядеть борт машины! Поднимаюсь на КДП — указатель скорости ветра «примёрз» к цифре 30 метров в секунду, периодически подпрыгивая к 35! Песочные валы волнами уносятся в пустыню Гоби… Из очередной «волны», против ветра — клином выбегает штурмовой батальон, с командиром впереди и полной выкладкой за плечами… в плане БП — марш бросок… До сих пор не представляю как — но они «ушли против ветра»…

После обеда ветерок притих до 20 метров и поменял направление на 180 … Пустыня Гоби выдохнула Байкалу свой ответ… Ребятки вполне бодренько неслись всё тем же клином к своим родным казармам и … опять против ветра:=))). Нечего было по совковски делить и урывать на «монгольском пляже» — поэтому занимались боевой подготовкой, как оно и должно быть в армии …

sainshand_air_force_base_18«Третий летчик»

Кстати, аэродром Сайшанда — призабавнейшее место для практической работы…

Единственный приводной радиомаяк «прибран» на территорию автопарка в полукилометре от оси ВПП, примерно по её центру, из средств контроля за воздушным движением — одна радиостанция… Полный комплект для нашего командира полка чтобы  «не замёрзнуть» принимая по тревоге перебазирующийся полк в метеоусловиях: низ облаков 600 с «провисаниями», верх — 9000 с колокольнями и боковым ветром по ограничению!!! Кто в курсе и способен сложить картинку воедино сразу поймёт: условия — «хуже боевых»… приплюсуйте, что команду на вывод полка из под удара командующий ВА дал с борта своего Ан-26 стоящего в вираже над Чойром в 5.15 воскресного утра…

С бетона три эскадры снялись за 12 минут (парами с ближайшего «порога» к эскадрильским «зонам»), от взлёта первых до ухода командира с замполитом на спарке … и не сильно «растянулись» на маршруте «рассредоточения» — так что никакого «хорошего» (то есть заранее подготовленного ) экспромта не было и в помине.

Не знаю, существует ли компьютер, способный развести на посадку в слоистом пироге облаков полк истребителей в виде «пришедших толпой цыган» по одному радиообмену …но БАТЯ смог!!!

Из ЧП на этом «выводе из под удара» — сход замполита 2 АЭ в конце пробега с полосы из-за сильного бокового ветра… Вовремя выключенный двигатель и убранные закрылки уберегли машину от повреждений.

Сама ВПП в Сайшанде — как спина двугорбого верблюда… На взлёте отрываешься от бетона на первом горбе, как с борта авианосца сигаешь. Проваливаешься потом на «подушку» и если убрать шасси , то фальшкиль самолёта сотрётся по самое «не могу»…

Скучковались под вечер в Сайшанде всей 246 ИАД, с утречка — работа по контрольным целям.

Первыми на «сцену» выплыла пара «бисов» со 104 ИАП — «рубанули форсажи», подняли нос, подпрыгнули на первом горбыле… и тут же убрали шасси — начав покачиваться на форсажной струе, уперевшейся в бетон … Повезло мужикам — выцарапались… но точно могу сказать — вся дивизия не дышала секунд десять …

Такой вот аэродромчик!

Если перебирать «причуды» всех монгольских ВПП — то… наверно и «три года» — не так уж и мало на этом футбольном поле, где «от ворот до ворот» за месяц не пробежишь!

Прислал Сергей Васеничев

Все просто…

tu-128rt

Ту-128

Плавящийся почти весь день в адовом котелке построений и докладов полк встрепенулся: …

«ДЯДЯ СЛАВА — что можно обсуждать с доктором полка во время  ДОКЛАДА КОМАНДИРА?»

Вопрос с  трибуны ВЗРЕЗАЛ рутинную тянучку  подведения итогов выполнения плана «боевой и политической подготовки полка за год».

…в ДОБРОДУШНОМ взгляде «замкомэски», поднявшегося на грядке рядов актового зала (волею судеб оказавшегося однокашником командира полка), слабой зарницей поблескивала ИСКРЕННОСТЬ «бравого солдата Швейка»…

— Да вот, товарищ командир,  захотелось узнать у «ДоХтура»:

ЧТО ПЕРВИЧНО — ЧТО ВТОРИЧНО…

ПИСЯТЬ ХОЧЕТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО МЁРЗНЕШЬ…

ИЛИ МЕРЗНЕШЬ — ОТ ТОГО, ЧТО СС*ТЬ НЕВМОГОТУ…

Волна смеха и признательности нашему «вечному майору», за разрядку гнетущей атмосферы официальности накрыла зал.

ВСЁ ПРОСТО …

«ИРОКЕЗ» лобового стекла дальнего перехватчика Ту-128 был развёрнут в сторону береговой черты. Ловя себя на непроизвольных взглядах сквозь него, Славка только горько улыбался… До берега — более СТА вёрст, под крылом — свинцовое кипение «северного ледовитого», испещрённое оспинами льдин. За спиной — горящий двигатель и отработавшая система пожаротушения, слегка растянувшая «удовольствие»…

ВСЁ ПРОСТО …

Пламя делает своё дело в двигательном отсеке, рвануть может в любую секунду…:

— команда на катапультирование получена,

— контровка колпачка «ВЗРЫВ» на пульте системы опознавания сорвана,

— штурман периодически бросает в эфир запекшимися губами и севшим голосом «азимут и дальность» от «точки»,

— поисково-спасательная «вертушка» уже тянется где-то навстречу.

Осталось только ляпнуть по СПУ (самолётное переговорное устройство) — ПРЫГАЕМ!!!

ВСЁ ПРОСТО …

Только ПССовской «вертушке» ещё хромать и хромать, а в ледянной водичке продержаться удастся минут пять, ну может семь… Славка — усмешкой, срезал свой очередной взгляд через «лобовик» (не мудрствуя лукаво «туполевцы» бросили пару стеклянных плит в переплёт фонаря,  присобачив по центру железную болванку).

Хоть засмотрись — берег не нарисуется… Сейчас надо ловить малейшие подрагивания стрелок приборов, задницей врасти в «ентот агрегат» — что бы почуять ту единственно «правильную» секунду, после которой останешься в самолёте навсегда, а до которой — останешься в океане… и тоже — НАВСЕГДА (радиус действия у вертолёта не резиновый).

Обидно будет ошибиться до такой степени — что «лётная братва будет пить не с тобой, а за тебя…»

ВСЁ ПРОСТО …

Молодец — штурманец!!! По команде «кости — за борт» из «кабинета» вышел сразу, уламывать не пришлось… «ТУШКА» вздрогнула, задрала нос и начала заваливаться на крыло, не обращая ни малейшего внимания на пыхтения над штурвалом — «звиздец» добрался до гидросистемы…

Получив свои 20g (перегрузка при катапультировании) под собственное «Ж» и покорчив из себя несколько секунд «бабу ягу в ступе», пока «маршевик» (ракетный двигатель под сидением кресла) рисовал в небе дымный столбик (уводя кресло на несколько десятков метров от «благородной лошадки помершей на бегу»), остаётся поразмышлять, несколько минут болтаясь на стропах под куполом парашюта и созерцая лениво приближающуюся ртутную поверхность океана, такой же ли холодной была вода в котлах ада, пока черти не изобрели огонь…

ВСЁ ПРОСТО…

Вертолёт летает по принципу молодого бычка на лугу — чем выше хвост, тем больше скорость… «Восьмёрку» (Ми — 8) порядком трясло на максимальной скорости. «Потряхивало» и командира… Всё просчитано в этой партии и не быть ему «проходной пешкой», поскольку нет в правилах «этих игр» — понятия «делать по совести»…

Как бы во всём виноват командир на борту:

— СЖЕГ ТОПЛИВО упираясь на максимальном режиме против ветра (когда под пузырём пилотской кабины размерено вздымается метровой волной ледяная грудь океана — фактор времени каждым ударом сердца выжигает виски,  как будто это ты сам среди тех — кто «остался впереди»);

— «немного» ПРОСКВОЗИЛ за «рубеж возврата» на призывное попискивание аварийного радиомаяка, чтобы добраться до скомканных оранжевых пятнышек МЛАСов болтающихся около двух тел (один на льдине лежит «пластом», второй за льдину уцепился как бы…)

— ДАЛ ДОБРО на высадку «правака» (лётчик — штурман) на лёд, ведь нельзя было бросить капризную бортовую лебёдку без присмотра борттехника (есть ещё на «борту» дородный дежурный фельдшер с медицинской «укладкой», прихваченный на аэродроме по «готовности номер один» — как оказавшийся под рукой «дежурный спасатель» … но… пусть лучше на борту сидит…)

— расход горючки на ШЕСТЬ ЗАХОДОВ — поймать льдину в воронку от винта (иначе будешь гонять её потоками по всему миру) и на время потраченное «праваком», пока он там ножом махал — примороженную руку второго лётчика от льдины откалывая  и его самого из воды вытаскивая…

— лебёдка накрывшаяся на втором подъёме  и состояние близкое к «НЕ МОГУ», пока «вывешивал вертушку» на минимальной высоте что бы забрать окоченевшего и измученного «правака» с подпрыгивающей на волне льдины…

— теперь гонка за секундами, только уже по прямой к берегу — на свою «точку» не вернуться топлива нет… (с «эскадрильи» уже шлёпают пара бортов в предполагаемую точку выхода на берег — лётчиков в госпиталь перебросить и этот агрегат «напоить»).

В общем достаточно всего для невесёлых дум и «горки объяснительных» — с командирского кресла сгонят, хорошо если на лётной работе оставят — система известная: коль «делаешь дело по совести» — уже виноват…»пред восседающими в кабинетах».

ВСЁ ПРОСТО…

…- Славян — ты зачем руку то к льдине приморозил, когда штурмана на неё закинул?

   — да вот сам заползти уже не мог — так чтоб это… тело не утонуло, нет трупа — нет «пенсиона» семейству,

ДЯДЬКА ПЛАВАЛ — ДЯДЬКА ЗНАЕТ!

— ну «ДЯДЯ СЛАВА» — ТЫ ДАЁШЬ!!!! — в очередной раз из-за дверей штаба эскадрильи послышался характерный звон стаканов…

Замполит натянул поглубже шапку-ушанку, тихонько отходя из под двери:

«ДЯДЯ СЛАВА — БЛИН! …. Им то что: убился-выжил… А тут выговор «нависает», НЕ ДАЙ БОГ ещё и С ЗАНЕСЕНИЕМ… Тогда прощай — академия, «НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ РОМБИК», «конспектирование трудеев Ленина с Марксеем на Московских паркетах»…

ВСЁ ПРОСТО…

P.S.

Ну вот и «ДЯДЯ СЛАВА»  уже не отбросит тень — комки кладбищенской заледенелой глины стучат по крышке…

… он на поляне жизни не «следил» — а след в сердцах оставил!

Прислал Сергей Васеничев

Опасайтесь супероружия российских ВВС: истребитель-невидимка Т-50 («The National Interest», США)

t-50_3_rpРоссийский истребитель-невидимка Т-50 ПАК ФА компании «Сухой» может стать грозным соперником таких американских боевых самолетов пятого поколения, как F-22 Raptor производства Lockheed Martin и единого ударного истребителя F-35. На самом деле, по некоторым параметрам новый российский самолет превзойдет оба американских истребителя, однако у ПАК ФА есть свои недостатки.

«Те данные анализа, которые я видел по ПАК ФА, указывают на то, что у него весьма современная конструкция, которая как минимум не уступает, а по мнению некоторых экспертов, даже превосходит американские самолеты пятого поколения, – заявил National Interest бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула (Dave Deptula). – Безусловно, у него лучше характеристики поворотливости в сочетании с отклонением вектора тяги, поверхности хвостового оперения чем у F-35, и отличная аэродинамическая конструкция».

Похоже, что ПАК ФА в большей степени оптимизирован для достижения превосходства в воздухе, чем многоцелевой и ударный F-35, будучи похожим в этом плане на F-22. Подобно Raptor, ПАК ФА в силу своей конструкции может летать высоко и быстро, обеспечивая максимальную кинетическую энергию пуска своим ракетам большой дальности класса «воздух-воздух», что существенно увеличивает их дальность. «С точки зрения характеристик он вполне способен конкурировать с самолетом Raptor», – заявил National Interest один высокопоставленный военачальник, имеющий богатый опыт работы с американскими истребителями пятого поколения.

Как и F-22, российская машина сможет летать со сверхзвуковой скоростью длительное время. Возможно, крейсерская скорость у нее будет больше числа Маха 1,5. Максимальная скорость самолета должна быть больше числа Маха 2,0, если только эту нагрузку выдержит его покрытие с характеристиками малозаметности. Но в отличие от американских самолетов пятого поколения, в ПАК ФА гораздо меньше значения придается малозаметности, и гораздо больше маневренности. По чисто кинетическим характеристикам он может поспорить с «Раптором», но F-35 он превосходит намного и во многом. И это превосходство в характеристиках может еще больше увеличиться.

В настоящее время на российском самолете установлена усовершенствованная версия двигателя Су-30, носящая название Изделие 117 или АЛ-41Ф1 и развивающая тягу около 15000 кгс. Этот двигатель имеет гораздо больше оборотов, чем его предшественник АЛ-31, от которого он происходит, но он оказался далеко не таким надежным, как надеялись конструкторы. Однако этот двигатель является временным. Серийные варианты ПАК ФА должны оснащаться новым двигателем Изделие 30, который должен поступить на вооружение в 2020 году.

Российский истребитель будет также оснащен мощной бортовой радиоэлектронной системой, которая является продолжением работы «Сухого» над авионикой Су-30. «Есть сведения, что комплекс бортовой электронной аппаратуры взят с Су-35С с добавлением очень мощной многофункциональной РЛС с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона», — сказал Дептула.

Далее, есть указания на то, что ПАК ФА оснащен РЛС L-диапазона, которая способна обнаруживать самолеты-невидимки размера истребителя. РЛС L-диапазона не позволит ПАК ФА вести борьбу с самолетами-невидимками, но у летчика будет возможность сфокусировать другие приборы обнаружения на том или ином участке неба.

Кроме радаров и средств радиоэлектронной поддержки ПАК ФА оснащается средствами поиска и сопровождения в инфракрасном диапазоне. Русские добились колоссального прогресса в области сенсорных систем, однако у американских военных самолетов по-прежнему сохраняются преимущества в плане синтеза данных с приборов обнаружения, что крайне важно в современной войне. «Сейчас на самом деле вопрос в том, смогут ли русские достичь того же уровня синтеза данных и работы в сети, какого достигли машины F-22 и F-35. Сейчас я бы поставил в этом плане свои деньги на США и наших союзников», – сказал Дептула.

Высокопоставленный представитель американской военной промышленности согласен с оценками Дептулы. В плане авионики ПАК ФА ближе к F/A-18E/F Super Hornet или к F-16E/F Block 60, нежели к F-22 или F-35. «Кто-то может сказать, что ПАК ФА является истребителем пятого поколения, но по американским стандартам это в большей степени самолет поколения 4,5», – сказал он.

На самом деле, отсутствие у ПАК ФА настоящей системы сочетания различных датчиков и универсальных линий приема-передачи данных может оказаться его Ахиллесовой пятой. Американские стратеги разрабатывают концепцию, в рамках которой любой самолет и надводный корабль сможет выступать в качестве прибора обнаружения для любого летательного аппарата, корабля или транспортного средства с вооружением на борту. Самолет, с которого производится пуск средства поражения, может даже не управлять им после пуска. В ВМС США уже разрабатывается «военно-морская система интегрированного управления огнем и завоевания господства в воздухе» (Naval Integrated Fire Control-Counter Air – NIFC-CA), которая как раз и будет этим заниматься. Что-то похожее создают и в ВВС.

«В будущем аэродинамические характеристики сохранят свою значимость, но скорость, дальность и боевая нагрузка будут намного важнее, чем маневренность. Еще важнее будет универсальная способность делиться информацией, чтобы мы могли принимать решения быстрее, чем противник, – сказал Дептула. – Это такое понятие, которое можно назвать «боевым «облаком». Здесь важнее то, как мы интегрируем датчики и стрелялки, присутствующие в новых системах, чем сами новые системы».

Представитель ВПК согласен с Дептулой, однако отмечает, что у ПАК ФА есть еще одна уязвимость. У русских в целом нет потребности воевать в рамках плотной, современной и хорошо интегрированной системы ПВО, как у американцев. Как таковой, ПАК ФА действительно обладает характеристиками малозаметности, но в нем уделяется гораздо меньше внимания технике обеспечения малозаметности, чем в F-22 и в F-35. «Из-за отсутствия у них таких приоритетов, как малозаметность и синтез данных от средств обнаружения, они становятся уязвимы для обоих западных истребителей пятого поколения, особенно для F-22, – сказал представитель военной промышленности. – Если посмотреть на ту концепцию, которую ВВС США используют в самолетах F-22/F-35, то становится ясно, что ПАК ФА столкнется со значительными трудностями».

Но у китайцев в этом плане другая история. «Именно из-за этого сценария китайцы так ценят свои машины J-20 и J-31», – сказал представитель ВПК.

Истребитель пятого поколения Т-50

Истребитель пятого поколения Т-50

В любом случае, хотя Россия обладает возможностями для разработки очень боеспособного истребителя пятого поколения, остается без ответа важный вопрос о том, сможет ли она наладить его производство. Советская промышленная база всегда была нацелена на создание большого количества довольно грубых образцов техники невысокого качества. Однако технология «стелс» требует такого уровня и точности производства, какой Россия никогда прежде не демонстрировала – особенно после развала ее промышленной базы с распадом Советского Союза. «Ей предстоит пройти большой путь, прежде чем она достигнет степени начальной готовности данной системы оружия к эффективному применению, – сказал представитель военной отрасли. – Ни русским, ни китайцам пока еще не удалось наладить производство своих истребителей нового поколения. Русским сначала надо восстановить свои производственные мощности в авиационной промышленности. Ни Россия, ни Китай не обладают технологиями «стелс», опытом производства и эксплуатации в такой степени, как США».

С его мнением согласны военачальники из ВВС. «Скажу, что довести самолет пятого поколения от картинки в каталоге до полностью функционального и надежного образца крайне трудно, – сказал один из них. – У них нет такого опыта и такой промышленной базы, как у нас, в тех вопросах, которые они хотят решить. Да и нам их решать довольно сложно, поэтому я предвижу большие трудности с поставками в войска».

Всесторонняя оценка ПАК ФА до принятия на вооружение – это трудная задача даже для тех, кто имеет доступ к данным военной разведки. «Трудно говорить об этом, пока не началось производство ПАК-ФА, – сказал другой представитель ВВС. – Я сомневаюсь, что они будут на равных с нашими самолетами пятого поколения, но и у нас их тоже немного. И, скорее всего, они превзойдут машины четвертого поколения (F-15, F-16 и F/A-18)».

Тем не менее, в США уже начали разработку требований к самолету-преемнику F-22 и F-35, которым станет истребитель завоевания превосходства в воздухе F-X, а также ударный истребитель ВМС следующего поколения F/A-XX. Но еще до этого Пентагон может предпринять определенные шаги с целью ослабления угрозы со стороны российских и китайских истребителей-невидимок.

«Самолеты и информационные технологии пятого поколения позволяют создавать новые концепции боевых действий, которые нам еще предстоит развивать. Я бы сказал, что именно этому нам следует посвятить свои усилия, прежде чем мы потратим уйму времени и денег на создание очередного революционного истребителя, – сказал Дептула. – Если ударный бомбардировщик большой дальности (LRS-B) будет должным образом спроектирован с учетом возможностей для дальнейшего развития, то именно он станет следующим важным компонентом этой концепции вместо F-X и F/A-XX».

По словам Дептулы, если полностью интегрировать и обеспечить сопряжение разнообразных систем вооружений Пентагона, чтобы они действовали как единое целое, появятся новые возможности, каких нет у новых самолетов. «Будущие достижения в области обмена данными обещают кардинально усилить боевое воздействие, когда отдельные авиационные системы будут в полной мере интегрированы с морскими, наземными, космическими и кибернетическими системами, формируя всепроникающий комплекс, – заявил он. – Связанные воедино и создающие самообразующееся / самовосстанавливающееся «боевое «облако»» индивидуальные системы смогут усилить свои преимущества, и одновременно удастся обойти стороной отдельные недостатки и уязвимости некоторых систем. Именно в этом направлении нам надо продвигаться. Это вполне может стать основой следующей «компенсационной стратегии», за которую сегодня ратуют министр обороны и его заместитель».

Дейв Маджумдар освещает военные вопросы с 2004 года. В настоящее время он пишет для U. S. Naval Institute, Aviation Week, The Daily Beast и других изданий. Ранее он освещал вопросы национальной безопасности в Flight International, Defense News и C4ISR Journal. Маджумдар занимался стратегическими исследованиями в Университете Калгари, а в настоящее время занимается изучением истории военно-морских сил.

Дэйв Маджумдар (Dave Majumdar)