Когда наши войска перешли в наступление по всему советско-германскому фронту, бомбардировщиков стало катастрофически не хватать. Правда, изрядно устаревшие самолеты СБ применялись в бою в течение всей войны, но ВВС остро нуждались в современном фронтовом бомбардировщике. Тогда в июле 1943-го возобновили выпуск нового туполевского бомбардировщика, известного в то время немногим под индексом Ту-2. Его проект рождался в недрах ЦКБ-29 НКВД, куда собрали А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, В. М. Мясищева и других арестованных конструкторов.
Идею нового бомбардировщика Андрей Николаевич начал вынашивать задолго до ареста. К сожалению, детальную проработку проекта он смог начать только тогда, когда ему в тюремных условиях была предоставлена возможность заниматься конструированием. За успех посулили освобождение. Предложение Туполева о создании нового самолета Берия в извращенном виде доложил Сталину. Он сумел убедить Верховного в необходимости проектирования «для уничтожения зверя в его логове» высотного, четырехмоторного пикирующего бомбардировщика! Несуразность этого была очевидной, аналогичной «трехтактному двигателю». Изложив свои соображения и доказав абсурдность навязывавшегося ему варианта самолета, Туполев нажил себе серьезного недруга в лице Берии.
Новая машина под заводским номером «103» совершила свой первый полет 29 января 1941 года. Это был выдающийся по тем временам фронтовой бомбардировщик, намного превосходивший по своим данным немецкие бомбардировщики (а по скорости — и истребители!) и созданный несколько ранее коллективом В. М. Петлякова самолет «100», впоследствии названный Пе-2. При 1000 кг бомб в бомбоотсеке самолет с моторами водяного охлаждения АМ-37 на высоте 8000 м развивал почти недосягаемую для истребителей скорость 635 км/ч. Потолок его достигал 10 600 м и дальность до 2500 км. В бомбоотсеке можно было разместить мощную бомбу ФАБ-1000, а в перегрузочном варианте еще две таких же на наружных подвесках. В дополнение к бомбам под крыльями самолета могли подвешиваться 10 штук PC. Оборонительное вооружение — две 20-мм неподвижные пушки впереди и три 12,7-мм пулемета защиты задней полусферы.
Результаты госиспытаний показались настолько ошеломляющими, что потребовали перепроверки. Директору завода № 18 было предписано начать подготовку к серийному производству самолета «103» с тем, чтобы в 1942 году выпустить 1000 этих машин. Но война спутала все планы. Хотя А. Н. Туполева, наконец-то, освободили со снятием нелепых обвинений: распускались слухи, что он продал Мессершмитту чертежи своего нового самолета.
Чудовищность этих подозрений была очевидна. Однако многие поверили. Эвакуация завода в далекий Омск задержала на долгие месяцы начало серийного выпуска столь необходимого фронту самолета.
В Омске завода еще не было, стояли только стены небольшого цеха строившегося автосборочного предприятия. И вот, накрыв эти стены брезентом вместо крыши, несмотря на лютые сибирские морозы, рабочие приступили к сборке первых серийных самолетов «103» из привезенных из Москвы деталей.
Но тут еще одно испытание: ГКО принял решение о прекращении производства моторов АМ-37, чтобы сосредоточить все мощности на выпуске моторов АМ-39Ф для Ил-2. Пришлось «103» срочно переделывать под другие, «недефицитные» моторы воздушного охлаждения АШ-82. Испытания нового варианта самолета затянулись до 22 августа 1 942 г. из-за дефектов системы зажигания двигателя. Кстати, эти двигатели давали большое сопротивление, и самолет показал несколько худшие данные. А первая группа из трех машин, получивших обозначение Ту-2, еще в мае сорок второго была отправлена для проведения войсковых испытаний на Калининский фронт в разведывательных полетах. Машины сразу полюбились экипажам: на таких стало возможным не очень-то бояться «мессеров».
Омский завод наладил, наконец, ритмичный выпуск Ту-2 и к октябрю 1942 г. появилось еще 60 машин, которыми были вооружены сначала 132-й, а затем 12-й вылетевшие на фронт бомбардировочные авиаполки. Там подтвердились высокие летные и боевые качества самолета.
Однако, несмотря на блестящие отзывы фронтовиков, в октябре 1942 г. последовал приказ НКАП, предписывающий Омскому заводу (№ 166) прекратить производство Ту-2 и начать выпуск истребителей Як-9…
Чем было вызвано такое решение? Об этом до сих пор идут споры. Если возникла острая нехватка истребителей, то почему в Ставке обсуждался вопрос об оборудовании истребителей бомбардировочным вооружением?..
Оставшиеся на фронте самолеты Ту-2 продолжали укреплять свою славу. Они с высокой точностью поражали не только крупноразмерные цели, как аэродромы, железнодорожные узлы, скопления войск и техники, но и достаточно малоразмерные: мосты, отдельные укрепления, штабы, корабли…
Летом 1943 года 18 Ту-2 из состава 285-й бад полковника В. Сандалова отличились, например, в сражении на Курской дуге.
В конце концов отличные боевые качества самолета Ту-2 и еще более обострившаяся проблема бомбардировщиков заставили Ставку пересмотреть свое прежнее решение. По воспоминаниям А. Шахурина, сам Сталин признал его ошибочность. К этому времени самолет был снабжен улучшенными двигателями АШ-82ФН, была усовершенствована и его конструкция. Под индексом Ту-2С выпускался до конца войны и с 1500 кг бомб имел максимальную скорость 547 км/ч и дальность полета 2100 км при крейсерской скорости 442 км/ч. Существовала еще одна улучшенная модификация самолета — Ту-2Д, с увеличенными (до 2790 км) дальностью и бомбовой нагрузкой (до 4-х тонн).
Чрезвычайно высокая боевая эффективность самолетов Ту-2 способствовала использованию их первоначально исключительно как резерв Ставки. Верховный, наконец-то в полной мере оценивший этот самолет, хотел сохранить в тайне для противника наличие у нас целого соединения Ту-2. Он намеревался использовать его с эффектом неожиданности в планировавшейся тогда операции по освобождению Белоруссии, но при этом «беречь дивизию И. Скока, как зеницу ока».
В начале апреля 1945 г. точные удары тяжелых бомб Ту-2 способствовали быстрой капитуляции Кенигсберга. К началу Берлинской операции И. Скока назначают командовать 6-м бомбардировочным авиакорпусом, куда входили уже две дивизии Ту-2. Они взламывали оборону противника на дальних подступах к городу, в районе Зееловских высот и наносили удары непосредственно по Берлину.
После победного окончания войны в Европе авиакорпус И. Скока перелетел в Забайкалье. Действия Ту-2 против японских войск также отличались большой эффективностью как в горных, так и в пустынных районах.
Ту-2 использовались в авиации всех действующих флотов. Там они уничтожали вражеские корабли бомбами, а специально оборудованные самолеты ставили с воздуха минные заграждения и использовались как торпедоносцы.
Впоследствии бывший главнокомандующий ВВС страны главный маршал авиации А. Новиков признавал самолет Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны, выполнявшим боевые задачи практически без потерь. Но его создатель лишь в 1944 году был награжден за свое детище.
Ту-2 последних модификаций строился серийно до 1951 года. Всего было выпущено более 2500 машин. В дальнейшем этот самолет послужил «основой» для создания первого отечественного реактивного бомбардировщика Ту-12.