Помню в монголии — Сайншанд, славый тем, что по всей Монголии срок замены был 5 лет, а в Сайншанде (в быту произносили с ударением на последний слог — «в СайншандЕ») — 3 года. Сам я этого события, конечно, не видел, но разговоры ходили упорные.
Связано это с тем, что в начале семидесятых годов туда зачем-то летал А.Н.Косыгин. Помните, наверное, такого Председателя Совета Министров СССР.
Так вот. Его Ил-18 посадили в Сайншанде. А было это где-то в конце весны — начале лета, когда по Монголии гуляют пылевые вихри. Открыли дверь и Алексей Николаевич спустился по трапу. В этот момент через то место, где он стоял прошел пылевой вихрь, который сорвал с него шляпу и растрепал пальто. Ну, конечно, сопровождающие все быстро на нем исправили.
Но в этот момент — второй вихрь. Алексей Николаевич спросил: «И сколько же в этих местах служат?» «Пять лет.» — последовал четкий ответ. Алексей Николаевич сказал: «Три года и ни дня больше». Кадровики поняли так, что в Сайншанде — три года, а в остальной Монголии — так и остается пять.
Вот так приблизительно оно было.
Оттого верно и базировался там штурмовой батальон… ребятки безбашенные и как ломик упёртые. Их командир не знал никаких скидок на погоду!
Перебросили меня в очередной раз на аэродроме Сайн Шанд — «отсидеть недельку» дежурным по приёму выпуску самолётов. Комната дежурного — на первом этаже КДП. В метре перед окном — зелёный борт радиостанции на базе ЗИЛка.
Раннее утро, открываю глаза и …»когда успели перекрасить машину!» — борт грязно-жёлтого цвета!!! Сознание плавно дополняет картину воем ветра за окном… только тогда понимаю, что это так называемый песок — плотность такова, что на расстоянии в метр невозможно разглядеть борт машины! Поднимаюсь на КДП — указатель скорости ветра «примёрз» к цифре 30 метров в секунду, периодически подпрыгивая к 35! Песочные валы волнами уносятся в пустыню Гоби… Из очередной «волны», против ветра — клином выбегает штурмовой батальон, с командиром впереди и полной выкладкой за плечами… в плане БП — марш бросок… До сих пор не представляю как — но они «ушли против ветра»…
После обеда ветерок притих до 20 метров и поменял направление на 180 … Пустыня Гоби выдохнула Байкалу свой ответ… Ребятки вполне бодренько неслись всё тем же клином к своим родным казармам и … опять против ветра:=))). Нечего было по совковски делить и урывать на «монгольском пляже» — поэтому занимались боевой подготовкой, как оно и должно быть в армии …
Кстати, аэродром Сайшанда — призабавнейшее место для практической работы…
Единственный приводной радиомаяк «прибран» на территорию автопарка в полукилометре от оси ВПП, примерно по её центру, из средств контроля за воздушным движением — одна радиостанция… Полный комплект для нашего командира полка чтобы «не замёрзнуть» принимая по тревоге перебазирующийся полк в метеоусловиях: низ облаков 600 с «провисаниями», верх — 9000 с колокольнями и боковым ветром по ограничению!!! Кто в курсе и способен сложить картинку воедино сразу поймёт: условия — «хуже боевых»… приплюсуйте, что команду на вывод полка из под удара командующий ВА дал с борта своего Ан-26 стоящего в вираже над Чойром в 5.15 воскресного утра…
С бетона три эскадры снялись за 12 минут (парами с ближайшего «порога» к эскадрильским «зонам»), от взлёта первых до ухода командира с замполитом на спарке … и не сильно «растянулись» на маршруте «рассредоточения» — так что никакого «хорошего» (то есть заранее подготовленного ) экспромта не было и в помине.
Не знаю, существует ли компьютер, способный развести на посадку в слоистом пироге облаков полк истребителей в виде «пришедших толпой цыган» по одному радиообмену …но БАТЯ смог!!!
Из ЧП на этом «выводе из под удара» — сход замполита 2 АЭ в конце пробега с полосы из-за сильного бокового ветра… Вовремя выключенный двигатель и убранные закрылки уберегли машину от повреждений.
Сама ВПП в Сайшанде — как спина двугорбого верблюда… На взлёте отрываешься от бетона на первом горбе, как с борта авианосца сигаешь. Проваливаешься потом на «подушку» и если убрать шасси , то фальшкиль самолёта сотрётся по самое «не могу»…
Скучковались под вечер в Сайшанде всей 246 ИАД, с утречка — работа по контрольным целям.
Первыми на «сцену» выплыла пара «бисов» со 104 ИАП — «рубанули форсажи», подняли нос, подпрыгнули на первом горбыле… и тут же убрали шасси — начав покачиваться на форсажной струе, уперевшейся в бетон … Повезло мужикам — выцарапались… но точно могу сказать — вся дивизия не дышала секунд десять …
Такой вот аэродромчик!
Если перебирать «причуды» всех монгольских ВПП — то… наверно и «три года» — не так уж и мало на этом футбольном поле, где «от ворот до ворот» за месяц не пробежишь!
Прислал Сергей Васеничев
Спасибо, Ринат!!! Вы — разносторонний человек! Ваш сайт «Планета ВВС» интересен как профессионалам, так и для людей с самыми разными интересами. Для молодёжи — познавательно.