Родился 5 Августа 1922 года в городе Пишпек (Казахстан), в семье рабочего. Окончил среднюю колу в городе Фрунзе. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов.
С Января 1943 года сержант Т. Я. Бегельдинов в действующей армии.
К Июню 1944 года заместитель командира эскадрильи 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Т. Я. Бегельдинов совершил 155 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений войск противника.
26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Командуя эскадрильей того же полка и дивизии (1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт), к Марту 1945 года совершил ещё 120 боевых вылетов.
27 Июля 1945 года Гвардии капитан Т. Я. Бегельдинов награждён второй медалью «Золотая Звезда».
После войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно — Воздушную академию. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1956 года Гвардии полковник Т. Я. Бегельдинов — в запасе. Окончил строительный институт, жил и работал в городе Алма-Ата (Казахстан). Депутат Верховного Совета СССР 2-го, 3-го созывов. Автор книг: «Илы» атакуют, «305 рейдов» и других.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст Героя установлен на родине. Почётный курсант Оренбургского Высшего авиационного училища лётчиков имени И. С. Полбина.
* * *
Талгат Бегельдинов родился 5 Августа 1922 года в городе Пишпек (Казахстан). Окончил среднюю школу в городе Фрунзе. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Оренбургское военное авиационое училище лётчиков.
В Декабре 1942 года сержант Талгат Бегельдинов прибыл в штурмовой авиационный полк под Калинин. Много дней провёл он на фронтовом аэродроме, ожидая разрешения на боевой вылет. Но времени даром не терял — изучал район боевых действий, пытливо перенимал опыт старших товарищей, непрестанно учился мастерству воздушных сражений. Настал наконец день, когда командир полка сказал:
— Ну, Бегельдинов, теперь вы готовы к выполнению боевой задачи. Завтра обязательно полетите.
Произошло это 17 Февраля 1943 года.
На протяжении всего полёта Талгат внимательно следил за ведущим, в точности повторял его маневры. Выйдя на цель, «Илы» с пикирования атаковали железнодорожный состав.
Первый вылет прошёл успешно. В тот же день сержант Бегельдинов совершил ещё 2 боевых вылета. Начались фронтовые будни: ежедневные полёты на штурмовку. Шли бои под Старой Руссой…
Спустя несколько дней, он одержал и свою первую воздушную победу, сбив истребитель Ме-109, пилотируемый известным немецким асом. Вскоре Бегельдинову присвоили офицерское звание и назначили ведущим, а затем и командиром звена. Но, познав радость победы Бегельдинову было суждено познать и горечь поражения. В боях за Харьков он был сбит. Несмотря на многочисленные трудности, сумел перейти линию фронта и вернувшись в свой полк продожил боевую деятельность.
…Однажды полку, где служил Бегельдинов, Генерал В. Г. Рязанов поставил задачу нанести сосредоточенный удар по аэродрому противника в районе Харькова. Штурмовики немедленно приступили к её выполнению. Прикрываемые полком истребителей, они удачно миновали линию фронта и рано утром вышли точно на цель. «Илы» обрушили на аэродром противника мощный бомбовый удар. Уничтожили 12 бомбардировщиков врага, разрушили ангары, взорвали склады авиабомб. Полк без потерь вернулся на свой аэродром.
В 2 часа дня шестёрка «Илов» снова взяла курс на Харьков, но уже без сопровождения истребителей. На подходе к аэродрому наших штурмовиков немцы встретили сильным зенитным огнём.
Преодолев 2 пояса противовоздушной обороны, советские лётчики увидели группу бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей, возвращающихся с боевого задания. «Мессеры» резко развернулись и ринулись наперерез нашей шестёрке. 12 истребителей против 6 штурмовиков! В воздухе закружилась «карусель» воздушного боя.
Один из немцев, атаковавший Бегельдинова снизу, на какое — то мгновение выскочил вперёд. Талгат нажал гашетку пушек и увидел, как истребитель камнем полетел к земле. Но и штурмовик Бегельдинова тоже получил повреждение. Надо бы повернуть назад, но нельзя. Близко впереди цель — вражеский полевой аэродром. Больше 100 бомбардировщиков и истребителей стоит на поле. На аэродроме паника: самолёты взлетают прямо со стоянок, из задних кабин бомбардировщиков строчат пулемёты.
Штурмовики начали атаку, и мгновенно аэродром превратился в море огня. «Илы» отвалили от аэродрома и легли на обратный курс. Из-за полученного повреждения самолёт Бегольдинова стал терять скорость. Держаться в строю стало почти невозможно, а до линии фронта ещё 40 километров.
Видя отставший, израненный Ил-2, пара «Фоккеров» решила взять его в клещи и посадить на свой аэродром. Но советский лётчик и не подумал выполнять команды истребителей. Тогда самолёты противника развернулись и начали расстреливать штурмовик. Пулемётная очередь прошила мотор и кабину. Загорелся двигатель. Лётчик и стрелок выбросились на парашютах…
Несколько дней пробирались они к линии фронта. Дважды натыкались на немецкие посты. В одной из схваток уложили наповал 2-х вражеских солдат. Около 3-х часов просидели по горло в болоте, скрываясь от преследования. Уже перед самой линией фронта, наскочив на минное поле, погиб стрелок.
Незадолго до рассвета Талгат один добрался до берега Северского Донца. Там, за ним, наши. Он поплыл в холодной, обжигающей тело воде под бешеной стрельбой немцев. В воде его ранило в левую руку. Намокшая одежда тянула ко дну. Достигнув противоположного берега, теряя сознание, Талгат упал на камни. Лётчика обнаружили наши пехотинцы, принесли в землянку. Санитар сделал ему перевязку. Потом медсанбат, а через 3 недели снова в строй.
* * *
…Шли напряжённые жестокие бои на Орловско-Курской дуге. В эти дни у Талгата Бегельдинова завязалась крепкая дружба с лётчиком-истребителем Сергеем Луганским. Их первая встреча произошла в бою.
На группу штурмовиков наседали Ме-109. Стрелок Бегельдинова был тяжело ранен, и самолёт оказался беззащитным сзади. Это немцы, видимо, поняли, и 2 «Мессера» начали усиленно обстреливать пострадавший «Ил». На выручку штурмовику поспешил Як-1 с цифрой «47» на борту. Советский истребитель быстро пристроился в хвост к ведомому Ме-109 и ударил из пулемётов. «Мессер» задымил и рухнул на землю. Ведущий вражеской пары, потеряв прикрытие, взмыл вверх, оставив штурмовик в покое. Як-1 развернулся и снова ринулся в гущу боя.
Вернулись на аэродром. В тот же вечер, когда лётчики собрались в столовой на ужин, Бегельдинов громко спросил:
— Кто сегодня летал у истребителей на «47-м»?
Луганский поднялся из-за стола и подошёл к лётчику.
— Я летал. А в чём дело?
— Ну, друг, давай знакомиться. Ты сегодня мне жизнь спас…
Долго беседовали они в этот вечер. Оказалось, что оба окончили Оренбургское лётное училище. С тех пор их фронтовая дружба крепла, помогала в бою.
* * *
В Феврале 1944 года, в период Корсунь-Шевченковской наступательной операции Советских войск, Бегельдинову пришлось заняться несколько необычным делом — охотой за путеразрушителем. Ещё в дни разгрома под Москвой зимой 1941 года немцы изобрели приспособление, с помощью которого уничтожались железнодорожные пути. Оно представляло собой нечто вроде 2-х огромных лемехов плуга, которые прицеплялись к паровозу. Плуг ломал шпалы пополам, а рельсы, упираясь в покатые щеки, изгибались и лопались. За один час работы паровоз уничтожал до 15 км полотна.
Именно такой паровоз-путеразрушитель и орудовал зимой 1944 года между Первомайском и Малыми Висками. Зная о том, что участь окружённой Корсунь-Шевченковской группировки предрешена, противник решил с помощью этого приспособления разрушить за собой все дороги, пытаясь задержать движение наших войск. Уничтожение паровоза было поручено Бегельдинову. Началась охота. Предоставим слово герою нашего очерка:
«Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный. Ещё вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их уже нет. Нет и паровоза. Тщетны все попытки обнаружить врага. На помощь пришла наземная разведка.
Однажды я находился на КП аэродрома в первой готовности. Получаю сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы его варварской работы, а самого паровоза и след простыл. И так день за днем. Начинаю терять терпение. А командование не дает мне покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов нашим наступающим войскам.
В один из дней, когда о паровозе не было никаких сведений, я вылетел на разведку. Собрал данные о позициях немцев, сфотографировал расположение артиллерии и закопанные в землю танки. Лечу на свой аэродром. Неожиданно вижу внизу тень паровоза. Именно тень. В лучах заходящего солнца она кажется неправдоподобно большой, уродливой. Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Я резко снижаюсь и тут только понимаю, почему бесплодной была моя охота. Сверху на паровозе, во всю его длину, смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты и камни… Сам же паровоз окрашен в белый цвет. При встрече с нашими самолётами он просто останавливался и, пользуясь своей хитрой маскировкой, пережидал пока они пролетят мимо.
Я даже вскрикнул от радости. Ну, теперь ты от меня не уйдёшь! Захожу сбоку, беру паровоз в прицел, атакую. И… впустую. Машинист резко дает ход — и мои снаряды идут мимо. Атакую вновь, и опять безрезультатно. Чувствую, что в будке паровоза сидит довольно опытный человек, следящий за каждым моим движением.
Необычайный поединок паровоза с самолётом длился около 15 минут. Наконец, снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на 20, паровоз остановился. Я зашёл сбоку, прошил его очередями из пушек и пулемётов. Развернулся и, зайдя с другой стороны, в упор выпустил все реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Сделав круг и убедившись, что сработал чисто, фотографирую его и лечу домой…»
К июню 1944 года заместитель командира эскадрильи 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант Т. Я. Бегельдинов совершил 155 боевых вылетов на разведку, штурмовку вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений войск противника. 26 октября 1944 года за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолёта и эффективное содействие наземным войскам при выходе на государственную границу СССР, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Талгат Бегельдинов славился не только как мастер штурмовых ударов, но и как мастер воздушной разведки. В сложных условиях погоды, тщательно маскируясь облачностью, он добывал ценные сведения о противнике. Самолёт Бегельдинова одним из первых появился днём над Берлином. На своём краснозвёздном «Иле» Талгат Якупбекович оказывал братскую помощь восставшим жителям Праги.
Командуя эскадрильей того же полка, к марту 1945 года он совершил ещё 120 успешных боевых вылетов. 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовки скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (Ополе), Катовице, Бреслау (Вроцлав) и Берлин, отважный лётчик был награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Начав войну рядовым пилотом, он закончил её командиром эскадрильи Гвардейского авиаполка. За 2 года Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов, проведя в них в общей сложности без малого 500 часов, уничтожил 21 танк, 5 самоходных артиллерийских установок, 7 самолётов в воздухе (5 лично и 2 в группе) и 5 на земле, 37 автомобилей, 2 локомотива, 7 вагонов с войсками и техникой.
Дважды Герой Советского Союза капитан Т. Я. Бегельдинов 24 Июня 1945 года принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.
После окончания войны Талгат Якубекович продолжил службу в ВВС. Был избран депутатом Верховного Совета СССР. Служил в строевой части в должности командира полка. В 1950 году, после окончания Военно — Воздушной академии, по состоянию здоровья, он был отстранен от полётов и направлен на Высшие курсы усовершенствования офицеров и штурманов в качестве начальника штаба. Однако, здоровье ухудшалось с каждым днём и в 1957 году Гвардии полковник Т. Я. Бегельдинов был демобилизован из рядов Советской Армии. Вскоре он стал работать заместителем начальника Казахского территориального управления Гражданского Воздушного Флота. Затем окончил строительный институт, жил и работал в городе Алма-Ата ( Казахстан ).
* * *
Воздушный бой штурмовиков с бомбардировщиками.
Этому воздушному бою предшествовала следующая обстановка: противник после успешного наступления наших войск в районе Белгорода поспешно отошёл на заранее подготовленный рубеж, проходивший по южному берегу реки Днепр, где и перешёл к обороне. После оперативной паузы наши войска предприняли наступление с форсированием рекм Днепр в районе Успенское — Мишурин Рог.
Противник обрушил все свои огневые средства против наших наступающих войск, одновременно на плацдарме за рекой Днепр танками и пехотой контратакуя наши войска и не давая им развить успеха.
Авиация противника большими группами бомбардировщиков Ju-87 и Hе-111 наносила удары по боевым порядкам наших наступающих войск, пытаясь приостановить наступление.
Наш 144-й Гвардейский Львовский, Красноградский ордена Александра Невского штурмовой авиаполк действовал в том же районе на поле боя по боевым порядкам противника.
8 сентября 1943 года командир дивизии поставил нашему полку задачу: бомбардировать и штурмовать танки и пехоту противника на юго-западной окраине Мишурин Рог. До вылета оставалось 20 минут. Командир полка перед вылетом дал лётному составу следующие указания: 12 Ил-2 под прикрытием 8 истребителей Як-1 вылетают для атаки контратакующих танков, ведущий группы — Капитан Т. Бегельдинов, сбор на «кругу» с разворотом на 160-170°; боевой порядок — правый «пеленг» звеньев; подход к цели на высоте 1000 метров; маневр в районе цели производить скоростью, высотой и отворотами по курсу на 15-20° в стороны; атаки выполнять с углом пикирования в 25-30° с последующим выходом левым разворотом в сторону расположения наших войск.
Взлёт производили парами. Собрались быстро и хорошо, далее следовали в заданном боевом порядке до аэродрома истребителей, где своевременно встретили истребителей прикрытия и без всяких задержек взяли курс на цель.
Не долетая примерно 10 км, я связался по радио с КП командира, доложил поставленную задачу и получил ответ: «Я вас понял — вступайте в воздушный бой с бомбардировщиками противника, с тем, чтобы не допустить их к переправе». Я повторил приказание. Поняв, что на меня возложена ответственная задача, я решил с хода плотным строем с передней полусферы атаковать бомбардировщиков противника под ракурсом 2/4 с последующим левым разворотом и выходом на свою территорию. Цель моей первой атаки была дезорганизовать противника, расстроить его боевой порядок. Для выполнения этого замысла атаки я по радио подал команду: «Собраться в плотный строй!» Подходя к линии фронта, заметил до 30 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием до 6 истребителей Ме-109. Я их встретил в районе, где мне предстояло штурмовать танки противника. Сближаясь с ними, я выбирал наивыгоднейшее направление для атаки, и с дистанции примерно 600 метров под ракурсом 2/4 всей группой атаковали бомбардировщиков, сам сосредоточил огонь по ведущему и подбил его. Он, снижаясь, сбросил бомбы на свои же войска, затем строй бомбардировщиков противника рассыпался. Наши атакующие штурмовики вклинились в их строй.
Истребители, прикрывавшие меня, завязали воздушный бой с истребителями прикрытия бомбардировщиков. Я и моя группа вели воздушный бой, ещё не сбросив бомб. Трудно было наблюдать за ходом воздушного боя. Однако я заметил, как часть бомбардировщиков сбросила бомбы по примеру своего ведущего, затем отвалила влево, а вторая часть продолжала следовать к намеченной цели.
Выйдя из атаки, я снова собрал в плотный строй несколько расстроившихся после первой атаки штурмовиков и пошёл на повторную атаку. С дистанции 600-400 метров под ракурсом 3/4 открыл огонь. Расстроенная группа бомбардировщиков после 2-й атаки так же неприцельно сбросила бомбы и, отвалив влево, ушла вглубь расположения своих войск.
В результате этого боя штурмовиками и истребителями было сбито 6 самолётов противника, но кто из нас персонально сбил, было трудно установить в «гуще».
Я доложил на КП командиру о выполнении задания. Он поблагодарил нас и приказал выполнять основную задачу.
Получив приказания, я приступил к бомбардировке и штурмовке танков и пехоты противника. Сделал 6 заходов в боевом порядке «круг» звеньев, после чего все самолёты вернулись на свой аэродром без потерь, кроме незначительных повреждений.
Следует отметить, что в районе Тылява — Вишеведник я вёл такой же бой 4 Ил-2 под прикрытием 2 Як-1 против 6 FW-190, которые также сбросили бомбы на свои войска и ушли в облака, не ввязываясь в бой.
На основании своего боевого опыта я пришёл к выводу, что штурмовик Ил-2 вполне может вести воздушный бой с бомбардировщиками и с истребителями, ибо я сам на Ил-2 провёл 15 воздушных боёв, в которых сбил 5 самолётов противника (1 Ме-109, 1 FW-190, 3 Ю-87).
Для того чтобы расстроить группу бомбардировщиков, следует прежде всего бить по ведущему группы.