Дейнекин Пётр Степанович

Герой Российской Федерации Дейнекин Пётр Степанович

Дейнекин Пётр Степанович – Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Вооружённых Сил Российской Федерации, генерал армии.
Родился 14 декабря 1937 года на хуторе Сулинский Милютинского района Ростовской области (по документам – в городе Морозовск Ростовской области) в семье учителей. Русский. В детстве пережил немецкую оккупацию. Отец – курсант Борисоглебской военной авиационной школы пилотов С.Н.Дейнекин – погиб 7 мая 1943 года при исполнении служебных обязанностей.
В декабре 1943 – декабре 1944 П.С.Дейнекин жил в городе Морозовск Ростовской области, с декабря 1944 года – в городе Львов (Западная Украина). В 1952 году, после окончания 7 классов средней школы №43 во Львове, поступил в Харьковскую спецшколу ВВС, которую окончил в 1955 году.Читать далее...

Ропотан Сергей Александрович

Ропотан Сергей Александрович — заместитель командира по лётной подготовке 461-го штурмового авиационного полка 1-й гвардейской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова штурмовой авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО, подполковник.
Родился 24 декабря 1961 года в селе Суклея Слободзейского района Молдавской ССР. Отец — молдаванин, мать — белоруска.
Окончил среднюю школу и СПТУ в Гомеле. Работал на заводе, одновременно окончил авиаклуб ДОСААФ.
С 1980 года — в Военно-воздушных силах. В 1984 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.М. Комарова. Служил в авиационных частях штурмовой авиации в Прикарпатском военном округе (368-й штурмовой авиаполк) и в Группе советских войск в Германии в должностях лётчика, старшего лётчика, заместителя командира штурмовой авиационной эскадрильи по политической части.Читать далее...

Хохлачев Василий Федорович

Герой Советского Союза Хохлачев Василий Федорович

Хохлачёв Василий Фёдорович — командир эскадрильи 79-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родился 13 марта 1918 года в селе Сосновка Татищевского района Саратовской области. Русский. В 1936 году окончил автодорожный рабфак и поступил в Саратовский автодорожный институт. В сентябре 1937 года по спецнабору ЦК ВЛКСМ поступил в Энгельсское военное авиационное училище, которое окончил в мае 1941 года.

С октября 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Ленинградском, Волховском, Сталинградском, Донском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Начал войну сержантом, рядовым летчиком, закончил майором, заместителем командира полка. Принимал участие в обороне Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Ранен в 1942 году.Читать далее...

Хохлачёв Василий Фёдорович

Герой Советского Союза Хохлачев Василий Федорович

Хохлачёв Василий Фёдорович — командир эскадрильи 79-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии Белорусского фронта, гвардии капитан.
Родился 13 марта 1918 года в селе Сосновка Татищевского района Саратовской области. Русский. В 1936 году окончил автодорожный рабфак и поступил в Саратовский автодорожный институт. В сентябре 1937 года по спецнабору ЦК ВЛКСМ поступил в Энгельсское военное авиационное училище, которое окончил в мае 1941 года.
С октября 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Ленинградском, Волховском, Сталинградском, Донском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Начал войну сержантом, рядовым летчиком, закончил майором, заместителем командира полка. Принимал участие в обороне Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Ранен в 1942 году.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3519) гвардии капитану Хохлачёву Василию Фёдоровичу присвоено 13 апреля 1944 года за 135 боевых вылетов на самолете Ил-2, нанесение большого урона противнику.
После войны В.Ф. Хохлачев окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию и Академию Генерального штаба. Умер 10 января 1983 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.
Награждён 2 орденами Ленина (14.10.42; 13.04.44), 5 орденами Красного Знамени (11.07.44; 20.12.44; 13.03.45; 27.12.51; 31.10.67), орденами Александра Невского (24.08.43), Отечественной войны 1-й степени (13.09.43), Красной Звезды (21.08.53), медалями «За боевые заслуги» (06.11.47), «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и пятью другими медалями, а также американским орденом «Крест за боевые летные заслуги» (1945).

* * *

Предрассветную тишину спугнул рев моторов. С опушки леса на взлетную дорожку вырулили два «ила» и, сделав разбег, взмыли в воздух. Впереди летел Колесниченко, вторым — Хохлачев. Колесниченко должен был отвлечь на себя огонь вражеских зениток, а Хохлачёв — с бреющего полета с первого удара разрушить мост через реку Волхов в районе Кириши.
Мост через Волхов имел для противника большое оперативное значение. Еще осенью 1941 года фашисты захватили здесь небольшой плацдарм, превратив его в сильно укрепленный опорный пункт, изрытый траншеями, усеянный колпаками дотов и дзотов. Фашистское командование стягивало в район Кириши крупные силы танков и пехоты с целью нанесения удара по войскам Ленинградского фронта. Командующий фронтом принял решение ударами авиации разрушить мост.
Первые попытки вывести мост из строя оказались неудачными. Мост прикрывался плотным, многоярусным огнем зенитной артиллерии, я бомбы, сброшенные с большой высоты, не достигали цели. Учитывая прошлый опыт, Хохлачев тщательно готовился к операции. По его предложению 100-килограммовые бомбы были соединены между собой тросами с тем расчетом, чтобы можно было «подвесить» их на фермы моста и произвести нужное разрушение.
— Я мчался на большой скорости, едва не задевая верхушки деревьев, — вспоминает Василий Федорович. — Вскоре заметил мост — темную черточку на белой полоске реки. В это время по машине Колесниченко ударили зенитки. Наступили те секунды, которые решали успех дела .и которыми я должен был умело воспользоваться. Направив самолет вдоль моста, я прицелился и сбросил бомбы. С набором высоты резко отвернул в сторону. Оглянулся назад и в восточной части моста в клубах дыма и водяных брызг заметил обломки рухнувшего перекрытия...
Это — один из боевых вылетов Хохлачева, который он сделал 12 июня 1942 года. Всего за войну их было 214. Вспоминая о них, Василий Федорович говорит:
— Летная биография у меня самая «гладкая»: ни разу не был сбит, ни разу не прыгал с парашютом, ни разу не сажал машину вне своего аэродрома...

Павлюков Константин Григорьевич

Герой Советского Союза Павлюков Константин Григорьевич

Павлюков Константин Григорьевич — лётчик отдельного штурмового авиационного полка 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), старший лейтенант.
Родился 2 августа 1963 года в городе Барнаул Алтайского края. Русский.
После окончания школы в 1980 году поступил в Барнаульское высшее военно-авиационое училище летчиков. По окончанию училища, в 1984 году прибыл для прохождения службы в штурмовой авиационный полк в Прикарпатский военный округ. Освоил новый самолет — Су-25.
В 1986 году полк направлен для выполнения интернационального долга в Афганистан. За три месяца Константин Павлюков совершил 70 боевых вылетов.
Вечером 21 января 1987 года во время взлета, его самолёт был сбит ракетой. Константин катапультировался, удачно приземлился. Но наступившие сумерки и радиопротиводействие душманов свело на нет поисковую операцию. Летчик на земле почти час вел бой с окружившей его бандой. Когда кончились боеприпасы подорвал себя и подошедших врагов гранатой. Тело было возвращено жителями кишлака, на окраине которого шел бой, подошедшим на утро десантникам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987 года старшему лейтенанту Павлюкову Константину Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Читать далее...

Руднева Евгения Максимовна

Герой Советского Союза Руднева Евгения Максимовна

Руднева Евгения Максимовна — штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родилась 24 декабря 1920 года в городе Бердянске ныне Запорожской области Украины в семье служащего. Украинка. В 1930 году переехала в Москву. Жила в посёлке Салтыковка Московской области, в городе Лосиноостровск (с 1938 — Бабушкин, с 1960 — в черте города-героя Москвы). Окончила среднюю школу в 1938 году, 3 курса механико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году. Занималась астрономией.
С началом Великой Отечественной войны трудилась на строительстве оборонительных сооружений и состояла в отряде ПВО.
В Красной Армии с октября 1941 года, доброволец. Окончила штурманскую школу в городе Энгельс Саратовской области в 1942 году.
На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Была штурманом экипажа, эскадрильи, с июля 1943 — штурман полка. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, 4-м Украинском фронтах. Участвовала в боях на Северном Кавказе, Таманском и Керченском полуостровах. Член ВКП(б) с 1943 года.
Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Руднева Е.М. совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника.Читать далее...

Седненков Николай Петрович

Герой Советского Союза Седненков Николай Петрович

Седненков Николай Петрович — командир звена 7-го гвардейского штурмового авиационного полка (230-й штурмовая дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), гвардии лейтенант.
Родился 21 апреля 1919 года в деревне Трутнево ныне Починковского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Окончив Тростянскую неполную среднюю школу, уехал в город Смоленск и поступил учиться в фабрично-заводское училище. С 1936 работал слесарем на Ярцевском электромеханическом заводе и без отрыва от производства занимался в аэроклубе.
В 1938 году был призван в Красную Армию и направлен в летное училище. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу имени Полины Осипенко.
На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Весь боевой путь прошел в составе 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. Первые боевые вылеты старший сержант Седненков совершил в предгорьях Кавказа. Затем в составе полка участвовал в боевых вылетах на Таманском полуострове, освобождении Крымского полуострова.
От вылета к вылету росло мастерство летчика-штурмовика Седненкова. О его боевых вылетах не раз писали фронтовые газеты. В самых сложных условиях боя он умел находить правильные решения, не терял чувства самообладания. В боях за освобождение Таманского полуострова штурмовики наносили удары по кораблям противника, перебрасывавшим подкрепления через Керченский пролив. За несколько дней летчик Седненков прямыми попаданиями бомб отправил на дно пять гитлеровских барж с танками и пехотой и разрушил одну переправу. Еще в Крыму представлялся к геройскому званию, но документы затерялись.
После окончания боевых действий в Крыму 230-я штурмовая дивизия была переведена на 2-й Белорусский фронт. Летом 1944 года в составе полка участвовал в боях за освобождение Белоруссии, был назначен командиром звена. Только за один день 27 июля 1944 года звено гвардии лейтенанта Седненкова на дороге Могилев-Минск уничтожило более 35 автомашин противника с живой силой и военными грузами.
К июлю 1944 года гвардии лейтенант Седненков совершил 115 успешных боевых вылетов в которых уничтожил 59 автомашин, 28 орудий, 5 эшелонов, 15 танков, 18 самолетов на земле и 4 в воздухе. Был представлен к званию Герой Советского Союза.
В августе был назначен заместителем командира эскадрильи у Героя Советского Союза Ивана Карабута, стал старшим лейтенантом. В Белоруссии дала осложнение малярия, которую Седненков получил еще на Кубани, и он попал в лазарет. Через несколько дней собрался в отпуск, чтобы навестить мать в недавно освобожденной от врага деревне.
3 сентября 1944 года в полку был напряженный день. Наши войска форсировали реку Нарев в 10 км восточнее города Остроленка (Польша), и штурмовики оказывали поддержку частям, ведущим бои на плацдарме.
В очередном боевом вылете гвардии старший лейтенант Седненков добровольно вызвался возглавить одну из групп. Он не должен был в это день лететь, так как пришел в полк, чтобы получить отпускные документы. Во время штурмового удара по артиллерии и танкам противника Ил-2 Седненкова был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Самолет сорвался в штопор и горящий упал на территории противника, в районе 18 км восточнее станции Остроленка. Экипаж погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Седненкову Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
Похоронен в городе Остроленка (Польша).

Карабут Иван Лаврентьевич

Карабут Иван Лаврентьевич — командир эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиаполка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии капитан.
Родился 11 июня 1914 года в городе Николаеве (Украина) в семье рабочего. Украинец. Окончив 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества, работал токарем на заводе, затем был инструктором школы ФЗУ, техником-планировщиком на судостроительном заводе.
В 1937 году окончил Батайскую авиационную школу гражданского воздушного флота. Работал пилотом сельскохозяйственной авиации, затем на линиях гражданской авиации в Средней Азии, между городами Чимкент, Ташкент, Алма-Ата.
С началом Великой Отечественной войны — в военной авиации. Боевое крещение младший лейтенант Карабут получил 29 июля 1941 года в составе 210-го бомбардировочного авиационного полка. Летал на самолете Су-2. За несколько напряженных месяцев стал опытным летчиком, не только бомбардировщиком, но и лучшим разведчиком полка. Вскоре был награжден первым боевым орденом — Красного Знамени. В том же грозном 1941 году вступил в ВКП(б). Весной 1942 года освоил штурмовик Ил-2, которым был перевооружен полк, ставший 210-м штурмовым.
Летом 1943 года старший лейтенант Карабут был уже командиром эскадрильи. В боях за освобождение Таманского полуострова, несмотря на сложные условия полетов, успешно водил на штурмовку группы самолетов численностью до 45-50 экипажей. С октября 1943 года гвардии капитан Карабут воевал в составе 7-го гвардейского штурмового авиаполка. К этому времени он совершил 247 боевых вылетов на штурмовку боевой техники и живой силы противника, в которых уничтожил 6 самолетов и 30 танков противника, вражеский эшелон, более 500 гитлеровцев.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Карабуту Ивану Лаврентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звзда» (№2188).
В составе полка участвовал в боях за освобождение Крыма, Белоруссии, Польши. 3 сентября 1944 года в районе в 10 километрах восточное города Остроленка штурман полка гвардии капитан Карабут при выполнении боевого задания по штурмовке артиллерийских позиций противника при отходе от цели был подбит зенитной артиллерией. Произвёл вынужденную посадку на вражеской территории. Место нахождения самолета и экипажа установить не удалось. До настоящего времени числится пропавшим без вести.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.