Родился 20 августа 1921 года в селе Ингуло - Каменка, ныне Новгородковского района Кировоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 1940 года Андрей Труд в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
В день начала войны сержант А. И. Труд сдал последний экзамен в Качинской военной авиационной школе и через 2 недели получил направление в 55-й истребительный авиационный полк.
К сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии лейтенант А. И. Труд совершил 314 боевых вылетов, в 71 воздушном бою сбил лично 18 и группе 1 самолёт противника.
13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Прошёл с боями Украину и Белоруссию, Румынию, Польшу, Чехословакию. К концу войны на его счету было более 600 успешных боевых вылетов и 26 воздушных побед - 25 вражеских самолётов он сбил лично и 1 в группе с товарищами.
После войны продолжал служить в ВВС, одним из первых в своей прославленной части он освоил реактивный истребитель, летал на сверхзвуковых машинах. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию.
С 1972 года Гвардии полковник А. И. Труд - в запасе. Был заместителем председателя областного комитета ДОСААФ в городе Ростове-на-Дону. Последние годы жил в городе Сумы. Умер 27 июля 1999 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной воины 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды); медалями.
* * *
Ранним утром 22 июня 1941 года на Качинским гарнизоном прозвучал сигнал боевой тревоги.
- Отбоя не будет, - сказал начальник лётной школы, обращаясь к собравшимся на аэродроме инструкторам и курсантам. - Сегодня в 4 часа утра гитлеровские самолёты бомбили Киев, Харьков, Севастополь, Житомир... Родина в опасности !..
Родина в опасности ! Весь день это тревожное известие не давало покоя курсанту - выпускнику Андрею Труд. И когда под вечер он сдал последний экзамен, то сразу же направился в штаб и подал на имя начальника школы рапорт. Этот рапорт заканчивался словами: "Я лётчик - истребитель, и моё место на фронте. Прошу немедленно отправить меня в действующую армию".
Ждать долго не пришлось. К концу июня Андрей Иванович Труд с группой выпускников Качинской лётной школы прибыл в 55-й авиационный полк, который вёл тогда напряжённые воздушные бои с противником в небе Украины.
Молодых лётчиков принимал сам командир. Когда очередь дошла до Андрея, он чётко доложил:
- Лётчик - истребитель Труд !
Командир, не без восхищения оглядев широкоплечую кряжистую фигуру летчика, сказал:
- Пойдёте в эскадрилью Покрышкина...
Своего нового командира Андрей нашёл в одной из аэродромных землянок, стены которой были увешаны схемами и чертежами маневров истребителей. Покрышкин сидел за самодельным столом и что-то рисовал на листе бумаги.
- А, новичок !.. - приветствовал он Андрея. - Пока не полетишь. Оглядись. Познакомься с тактикой наших лётчиков. Без этого нельзя: с "Мессерами" шутки плохи...
Короткий разговор с Покрышкиным разочаровал молодого лётчика. Он думал: "Приеду в часть, получу машину - и с ходу в бой". А вышло так, что снова надо было браться за теорию.
Труд с завистью посмотрел на Покрышкина, который пулей вылетел из землянки по сигналу "Воздух", и начал разглядывать чертёж, сделанный на листе бумаги рукой командира. То была схема маневра истребителя при внезапной атаке противника сзади. Истребитель уходил из-под неприятельского огня "бочкой" и тут же, оказываясь в хвосте вражеской машины, открывал по ней огонь на уничтожение. Дерзкий, до этого не известный Андрею маневр привлёк его внимание. Он несколько раз попробовал изобразить нарисованное на бумаге движением ладоней и убедился в правильности расчёта Покрышкина.
- Что ж, это, пожалуй, пригодится в бою, - решил лётчик и начал с интересом разбираться в других схемах.
С тех пор Труд стал часто заглядывать в землянку, которая шутливо называлась на аэродроме "конструкторским бюро". Здесь было собрано всё самое ценное в тактике, что создали лётчики части в первые месяцы борьбы с воздушным врагом.
Однажды Покрышкин прочёл в землянке для всего лётного состава полка лекцию о боевых возможностях фашистского самолёта Ме-109, один из трофейных образцов которого ему удалось облетать в воздухе.
- "Мессер" выполняет фигуры боевого пилотажа дубовато, - говорил командир. - В маневренности он уступает нашему истребителю...
Узнать это Андрею было и приятно и очень важно. Труд стал понимать, что победить в воздушном бою он сможет только в том случае, если хорошо изучит на земле слабые и сильные стороны противника.
Прошла неделя после тою, как Андрей приехал на фронт. Наконец Покрышкин сказал ему:
- Сегодня полетишь в паре со мной...
Кроме Покрышкина и Труд в воздух поднялась ещё одна пара лётчиков. Над самой линией фронта они встретили 8 Ме-109.
- В атаку ! - приказал командир и устремился вниз, ловя в прицел фашистский самолёт. Труд не отставал от Покрышкина. Он в точности повторял каждый его маневр. И вдруг Андрей услышал по радио голос одного из лётчиков, который принимал участие в этом бою:
- У тебя "Мессер" сзади !
Труд почти инстинктивно сделал резкое движение вниз и потерял высоту. Фашистский самолёт пронёсся над его машиной. И тотчас же в наушниках шлемофона Андрея раздалась команда Покрышкина:
- Атакуй !
Только на земле Труд понял, что ему удалось сбить "Мессера", выполнив тот самый покрышкинский маневр, с которым он познакомился в первый день пребывания в части. Так окончилась недолгая солдатская молодость Андрея и наступила быстро формирующаяся на фронте зрелость, дающая воину ясное представление о том, как нужно действовать на войне, чтобы победить...
Андрей Иванович Труд удивительно быстро вошёл в боевую жизнь эскадрильи, полка. Он сражался с противником с жадным упоением и был в воздушных боях бесстрашным и беспощадным. Он выполнял самые разнообразные задания: сопровождал бомбардировщиков, блокировал вражеские аэродромы, но больше всего ему нравилась "свободная охота", которая не только являлась наиболее трудной и многосторонней формой боевой деятельности истребителя, но и не терпела никакого шаблона и стандарта.
Улетая далеко за линию фронта, Труд подстерегал воздушного противника и внезапно атаковывал его. Возвращаясь с задания, он рассматривал проявленную пленку, заснятую фотокинопулемётом, изучал картину боя, сам искал новые тактические приёмы.
Незаурядный талант лётчика - истребителя во всей полноте развернулся в знаменитом воздушном сражении над Кубанью, которое длилось примерно 7 недель. Здесь, удачно используя самые различные формы борьбы, он сбил 14 самолётов противника.
17 апреля 1943 года одна из эскадрилий 3-го ИАК по ошибке лидера группы прилетела вместо Ростова-на-Дону в занятый немцами Таганрог. Пока это заметили, за командиром приземлилось 2 лётчика. Ещё двоих сбили зенитки. На трофейных "Яках" немцы потом неоднократно атаковали наши самолёты, в первую очередь "Аэрокобры" и "Спитфайры". В разведсводках 216-й авиационной дивизии отмечено несколько сообщений о встречах наших лётчиков в начале мая с парой или тройкой "Яков" тёмно-зелёного цвета с чёрными полосами (камуфляж "зебра") и одной звездой на киле (на плоскостях и фюзеляже звезды отсутствовали).
По рассказам лётчиков, "в это время были слышны в воздухе по радио отрывистые команды на немецком языке... Эти команды передавались с Як-1, которые пытались заходить в хвост нашей группе. Когда один из наших ведомых передал по радио: "Давайте атаковать эту группу Як-1", неизвестные "Яки" немедленно развернулись и ушли на запад".
29 апреля одним из таких "Яков" был подбит Андрей Труд. Ранее, 16 апреля, неизвестный "ЛаГГ" атаковал и сбил "Аэрокобру". Позднее, в конце мая Ла-5 с белым треугольником на киле голубого цвета летал на разведку наших войск, после которой его встретила пара Me-109. Как вспоминал позднее А. И. Покрышкин, в один из дней наше командование отменило вылеты своих "Яков", и с "оборотнями" удалось расправиться...
В 1943 году Андрей Иванович Труд стал командиром звена, потом заместителем командира эскадрильи. А когда Александр Иванович Покрышкин получил повышение в должности, он принял командование эскадрильей.
Любовно учил Андрей Иванович своих подчинённых всему, что знал, и никогда не переставал учиться сам. Это качество перешло к нему от трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, который любил говорить: "Хочешь учить других - прежде всего учись всему сам..."
Творческий поиск новых тактических приёмов воздушного боя, их личная проверка в учебных и боевых схватках стали важной чертой ратной деятельности Андрея Труда, верного последователя своего великого учителя - Александра Покрышкина.
К сентябрю 1943 года, когда из дивизии ушло его представление к званию Героя, заместитель командира эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии лейтенант А. И. Труд выполнил 314 боевых вылетов на МиГ-3, Як-1 и "Аэрокобре", в 71 воздушном бою сбил лично 18 и группе 1 самолёт противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.
Мало кто знал, что этот высокий и широкоплечий лётчик, весельчак и балагур, отважный воздушный боец и тонкий тактик, любитель розыгрышей и шутник, комэск прославленного Гвардейского полка, один из любимых учеников Покрышкина был ещё и неплохим пианистом.
...1944 год. Советская Армия наступала, нанося врагу грозные удары, на которые, как эхо, отзывались торжественные московские салюты. На освобождённой от фашистских захватчиков земле снова налаживалась мирная жизнь. Дымили трубы восстановленных фабрик и заводов. Открывались школы. А полк, в котором служил Труд, уже летел вперед, на Запад, в новые сражения.
Много славных побед одержал советский лётчик в небе Украины и Белоруссии, Румынии, Польши и Венгрии. Три ордена Красного Знамени украсили его грудь. Но особенно радостным для него был день, когда на фронтовой аэродром пришло известие о награждении его "Золотой Звездой" Героя.
Шла последняя неделя войны. Советская Армия штурмом взяла столицу фашистской Германии. Лётчики эскадрильи, которой командовал Труд, патрулировали над Берлином, охраняя завоеванную победу. Но свой боевой счёт они закончили после освобождения Праги, когда в Москве уже отгремели залпы тысячеорудийного победного салюта.
В лётной книжке Андрея Ивановича Труд значилось 25 фашистских самолётов, сбитых лично, и 1 - в группе.
После окончания войны А. И. Труд продолжал упорно совершенствовать своё мастерство. Надо было переосмыслить и обобщить фронтовой опыт, заняться глубоким изучением всего, что принесла в авиацию бурно растущая техника. Когда в часть прислали первый реактивный самолёт - истребитель, он не только первым освоил эту замечательную машицу, но и стал хорошим методистом. Так же, как Александр Иванович Покрышкин, он изо дня в день умело обучал молодых лётчиков лётному мастерству, воапитывал их в духе постоянной боевой готовности.
Вскоре в жизни А. И. Труд произошло ещё одно важное событие: он поступил в Краснознамённую Военно - Воздушную академию. Не переоценивая своих сил, он учился упорно и терпеливо, никогда не отмахивался от неясных вопросов. Учёбу подчинил главной цели - не только успевать за развитием военного дела, но и двигать его вперёд. Для диплома Андрей Иванович Труд выбрал современную тему "Прикрытие истребительным авиационным полком тактического воздушного десанта в условиях применения атомного оружия" и получил на защите высший балл.
Теперь Герой Советского Союза А. И. Труд воспитывал молодое пополнение советских авиаторов, передавал им свой богатый боевой опыт, большие знания.
- Вы готовитесь стать лётчиками - истребителями, - говорит подчинённым Андрей Иванович Труд. - Что надо каждому из вас прочно усвоить ? Прежде всего запомните несколько тактических истин. Они заключаются в следующем: обязательно прикрывайте в бою ведущего; атакуйте со стороны солнца; будьте осмотрительны. Кто хозяин высоты, тот и хозяин боя... И вообще, должен сказать вам, в воздухе силён тот, кто хорошо знает тактику.
Многие воспитанники Андрея Ивановича стали уже командирами, сами учат лётчиков. Но всегда они вспоминают добрым словом своего первого тактического наставника, который с такой заботой вырабатывал в каждом из них тактическое мышление.
Мы встретились с Андреем Ивановичем в классе тактики. Он чертил на доске схему воздушного боя одной пары истребителей против другой.
- Готовлюсь к лётно - тактической конференции, - сказал он. - Буду докладывать лётчикам о том, что нового появилось за последнее время в тактике действий истребителей на больших скоростях и высотах.
Оказалось, немалую лепту в это большое дело внесли лётчики, подготовкой которых вместе с командиром занимается Андрей Иванович Труд. Весь истекший год он много и успешно занимался разработкой новых боевых порядков звена и эскадрильи сверхзвуковых истребителей в различных видах боя. Эти поиски тактических новинок увенчались успехом.
Например, долгое время лётчики думали о лучшей тактике перехвата самолётов - целей на практическом потолке истребителя. На большую высоту поднимались офицеры Одноблюдов, Паншев, Байденко, но ни одному из них не удавалось осуществить на потолке истребителя тактически грамотный маневр.
Однажды, провожая в полёт молодого лётчика старшего лейтенанта Гросса, Гвардии подполковник Труд сказал ему:
- Попробуйте при выполнении задания на несколько градусов уменьшить выпуск щитков - закрылков...
Эксперимент удался. Один за другим лётчики стали дрбиваться победы в воздушных "боях" на практическом потолке истребителя.
Многое пришлось пересмотреть и в тактике действий самолётов - истребителей в связи с резким увеличением их скоростей. Если раньше считалось нормальным, когда лётчик, перехватив в воздухе бомбардировщик - цель, атаковал её несколько раз, то теперь все пришли к выводу, что первая атака - наиболее эффективная.
- Огромный радиус разворота современного самолёта - истребителя делает практически невозможной повторную атаку, - говорит Гвардии подполковник Труд. - Отстрелявшись по воздушной цели и "отвалив" от неё, лётчик больше не увидит своего "противника". Поэтому мы ставим высшую оценку тому, кто умело действовал именно в первой атаке.
Одно время среди молодых лётчиков пошли разговоры о том, что тактические приёмы борьбы с воздушным противником, выработанные в ходе Великой Отечественной войны, ныне устарели и стали лишь достоянием музеев. Некоторые офицеры считали, что нападение со стороны солнца при современных скоростях и высотах не дает должного эффекта.
- Посмотрим, так ли это ? - сказал своему ведомому Труд.
Лётчики поднялись в воздух. Туго пришлось ведомому, когда Труд атаковал его со стороны солнца. Он заметил самолёт ведущего слишком поздно, чтобы предпринять оборонительный маневр. Этот случай убедил лётчиков в том, что надо бережно собирать драгоценные крупицы боевого опыта и стараться умело использовать их в новых условиях.
С помощью партийного бюро, коммунистов, офицеров - фронтовиков Героя Советского Союза Конышева и Боровика, ветерана полка Одноблюдова, Андрею Ивановичу Труд удалось изготовить немало схем и плакатов, которые раскрывали перед лётчиками тактику действий наших авиаторов в воздушных боях периода минувшей войны: на Кубани и Украине, в Польше и Германии. Собранные в одном классе, они служат хорошим подспорьем для лётчиков, не имеющих боевого опыта, для творческого освоения дорогого тактического наследия советских авиаторов.
Обучая подчинённых, Андрей Иванович всегда заостряет их внимание на том, что тактика не строится на песке, что достигнуть её вершин сможет тот, кто учитывает прошлый опыт, новые возможности авиационной техники, слабые и сильные стороны противника, кто учится настойчиво, упорно.
Однажды на занятиях он объяснял лётчикам тактический приём, который позволяет воздушному бойцу, освоившему его, добиваться победы над противником.
- Какой простой приём ! - воскликнул вдруг лётчик Васильев.
- Нет, этот приём очень сложный, - возразил ему Труд. - Его надо осваивать, что называется, по подразделениям. А чтобы убедиться в этом, слетайте, товарищ Васильев, ну, например, с капитаном Паншевым. Он замечательно освоил тактический приём, о котором я говорил вам. Попробуйте применить его на горизонталях, а потом - на вертикалях. Посмотрим, что тогда вы скажете.
И вот очередной летный день. В пилотажной зоне ведущий - капитан Паншев, ведомый - молодой лётчик Васильев. Воздушный "бой" начался. Когда через минуту Паншев оглянулся, Васильев прочно держался у него в хвосте, в любую минуту он мог атаковать ведущего. Но вот Паншев энергично выполнил маневр вправо, снова оглянулся, однако Васильева не увидел. Маневр вправо менее привычен для лётчика. Поэтому Васильев уделил ему всё внимание, а самолёт "противника" выпустил из поля зрения и, естественно, потерял его.
- Ну как ? - спросил по радио Труд у Васильева. - Тяжело приходится ?.. То-то !
После этого самолёты Паншева и Васильева снова встретились над характерным ориентиром. "Бой" начался на вертикалях. И опять Васильев был вынужден по радио передать ведущему короткий сигнал, который так не любят летчики: "Вас не вижу !"
Трудно пришлось ведомому и в третий раз, когда при выполнении горизонтальных и вертикальных фигур Паншев стал неожиданно пользоваться воздушными тормозами для сокращения радиуса разворота самолёта на маневре и уменьшения скорости на пикировании.
После полёта Васильев приуныл. Но Андрей Иванович ободрил подчинённого.
- Ничего, научитесь и вы летать так, как летает Паншев. Давайте заниматься, товарищ Васильев. Я помогу вам.
И так всегда. Если кто-нибудь из лётчиков сталкивается с трудностью, на помощь им приходит командир.
Наука командира идёт впрок. Лётчики всё активнее вникают в вопросы тактики, участвуют в разработке новых приёмов воздушного боя. Партийная организация умело обобщает передовой опыт и делает его достоянием всего коллектива.
Сильное духом, овладевающее воинским мастерством, не боящееся трудностей растёт в полку молодое поколение лётчиков. И в этом большая заслуга Героя Советского Союза Гвардии подполковника Труд, который постоянно добивается, чтобы каждый полёт способствовал воспитанию у подчинённых смелости, активности, решительности и инициативы. Своим личным примером он воодушевляет их на успехи в боевой и политической подготовке. Когда, например, старшим лейтенантам Говорущенко и Васильеву впервые была поставлена задача - совершить полёт на большую дальность вне видимости земли, - их повёл Труд. Полёт проходил в сложных метеорологических условиях. Десятибалльная облачность простиралась на огромную высоту. Такая обстановка была не совсем обычной для лётчиков, но они не растерялись. В разрежённых слоях атмосферы трудно было держаться в строю. Однако молодые авиаторы строго выдерживали своё место в боевом порядке, вели наблюдения за воздушной обстановкой. Здесь сказалась всесторонняя подготовка к полёту на земле, которую провёл с офицерами командир полка Гвардии подполковник Труд.
Первым заметил цель ведущий. По его команде ведомые устремились в атаку. Как показали потом пленки фотопулемётов, лётчики грамотно выполнили маневр и метко поразили цель. Они успешно решили и другую задачу - совершили посадку на незнакомом аэродроме.
- Приятно видеть, как на твоих глазах молодёжь вырастает в умелых и мужественных воинов, готовых в любую минуту, если этого потребует Родина, подняться в воздух и разгромить врага, - говорит нам Герой Советского Союза А. И. Труд, который по путёвке прославленной покрышкинской эскадрильи поднялся к вершинам воинской славы.
Последние годы ветеран проживал в город Сумы (Украина). Скончался 27 июля 1999 года. Похоронен на Центральном кладбище.
В рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне по инициативе Ростовского-на-Дону городского совета ветеранов, при поддержке Мэра города Ростова-на-Дону управлением культуры была издана серия книг "60-летию Победы посвящается", в которую вошли 5 замечательные книги, написанные ветеранами Великой Отечественной войны.
Одна из книг данной серии - "Звёздные Кобры" рвутся в бой" - принадлежит перу Андрея Ивановича Труда. Данная книга была издана по завещанию писателя. Книга составлена на основе дневников и воспоминаний Андрея Ивановича. В ней подробно воспроизведены диалоги, которыми обменивались лётчики во время боя, беседы командиров с бойцами после боя, воспоминания о встречах с любимой, и, каждый, хоть немного умеющий сопереживать, поймёт, какие чувства переполняли аса - мальчишку, когда он терял друзей, пролетал над родным городом, разрушенным и разграбленным фашистами, разыскивал братьев, праздновал День Победы.
Андрей Иванович Труд, один из самых известных асов прославленного 16-го Гвардейского ИАП, отличился в воздушных сражениях в небе Кубани.
В 1943 году Андрей Труд стал командиром звена, потом заместителем командира эскадрильи. А когда А. И. Покрышкин получил повышение в должности, он принял командование эскадрильей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Гвардии лейтенанту Труду Андрею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4090).
В дальнейшем принимал участие в освобождении Украины, Белоруссии, Румынии, Польши, Чехословакии. Эскадрилья Труда патрулировала небо над Берлином. Войну закончил в столице Чехословакии - городе Праге.