ВВС РФ в этом году получат более 200 новых самолетов и вертолетов

Скидка 5% на все!

0_c816b_2ceab982_origВоенно-воздушные силы (ВВС) России к 2020 году планируют обновить парк боевых вертолетов, ударной и истребительной авиации. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил главком ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев в эфире телеканала «Россия 24».

По его словам, «к 2020 году мы практически полностью поменяем парк боевых вертолетов на новые типы, поменяем ударную авиацию на новые типы, истребительную авиацию, ну и глубокая модернизация всех самолетов МиГ-31БМ», – отмечает агентство.

В. Бондарев также сообщил, что ВВС РФ в этом году получат более 200 новых самолетов и вертолетов.

Аксессуары и подарки

Российская авиабаза в Белоруссии разместится в Барановичах

Скидка 5% на все!

su-27-10Российские истребители в Белоруссии будут размещены на авиабазе в Барановичах, а не в Лиде, как сообщалось ранее. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил главком Военно-воздушных сил РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.

«Базирование в Лиде мы никогда не планировали, в Барановичах будет. Ждем решения межправительственной комиссии», – сказал В.Бондарев, отвечая на вопрос журналистов о планах поступления самолетов ВВС РФ на российскую авиабазу в Белоруссии.

Генерал подтвердил, что на базе будут размещены истребители Су-27.
Как напоминает «РИА Новости», весной 2013 года министр обороны России Сергей Шойгу, находясь с визитом в Минске, сообщил о планах РФ разместить на территории Белоруссии в 2015 году авиаполк. Также сообщалось, что российская авиабаза будет дислоцироваться в городе Лида Гродненской области, и на ней будут размещены модифицированные истребители Су-27СМ3.

Реальная выгода- всегда!

Лоханов Алексей Александрович

Герой Советского Союза Лоханов Алексей Александрович

Герой Советского Союза Лоханов Алексей Александрович

Родился 2 апреля 1913 гоа в посёлке Камешково, ныне город Владимирской области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил неполную среднюю школу. Работал на Камешковской фабрике, затем на заводе имени М. И. Калинина в Москве. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Первый боевой вылет совершил 24 июня 1941 года. В декабре 1941 года лейтенант А. А. Лоханов награждён орденом Красной Звезды.

В феврале 1942 года за отличия в боях по разгрому немецкой группировки под Москвой старший лейтенант А. А. Лоханов награждён орденом Ленина.

К марту 1943 года командир эскадрильи 130-го бомбардировочного Гомельского авиационного полка (204-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан А. А. Лоханов совершил 147 успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанеся противнику большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника и 4 — в группе с товарищами. Всего на счету экмпажа — 14 лично сбитых самолётов. Очевидно, рекорд для бомбардировочной авиации Советских ВВС.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1944 году А. А. Лоханов получил новое назначение — инспектирование формирующейся 1-й авиационной дивизии Войска Польского. В этой дивизии прослужил до конца войны. Всего выполнил 260 успешных боевых вылетов.

С 1947 года майор А. А. Лоханов — в запасе. Жил и работал в Баку. Умер 8 декабря 1974 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района.

*     *     *

sb2bisЗвёздную ночь и раннее утро 24 июня 1941 года экипаж Алексея Лоханова никогда не забудет. Полк СБ — скоростных бомбардировщиков — базировался тогда в Белоруссии. Экипаж уже собирался спать. Стрелок-радист Владимир Судаков, русоволосый волжанин, что-то рассказывал, энергично жестикулируя. Алексей Лоханов, лётчик, невысокого роста, худощавый, внимательно, слушал. Здесь же сидел и штурман Александр Медведев, рослый, могучий. Он что-то хотел сказать, как вдруг тревожно завыла сирена. Друзья выскочили на улицу. Неподалёку слышались крики людей, трескотня автоматов и пулемётов, взрывы ручных гранат…

— Taм диверсанты! — услышали лётчики чей — то голос, — переоделись, сволочи, в нашу форму.

Выхватив пистолеты, втроём побежали на шум. Бой продолжался недолго. Кольцо вокруг диверсантов сомкнулось, оставшиеся в живых сдались в плен. Возбуждённые боем друзья не пошли в общежитие, стали помогать техникам заряжать боекомплекты, подвешивать бомбы.

…Раннее утро. Гулко ревут моторы. На старте девятка бомбардировщиков Коломийченко. В её составе экипаж Алексея Лоханова. Боевое задание: нанести удар по танкам противника. Взлетают. Идут на запад. Одни, без прикрытия истребителей. Под крыльями проплывают поля, населённые пункты. Видны пожары войны, шагающей на восток. Вот и цель. Серым удавом ползёт по шоссе колонна: танки, бронемашины, тягачи с контейнерами, наполненными горючим. Зенитки встретили эскадрилью плотным огнём. Красные шары «Эрликонов» потянулись к девятке. Отдельные снаряды рвутся так близко, что экипаж Лоханова слышит разрывы даже сквозь шум моторов.

Точность удара зависит от штурмана. Цель — в перекрестье прицела. Медведев нажимает кнопку электросброса. Проходят секунды. Лоханов смотрит назад: над колонной поднимаются столбы чёрного дыма. Неожиданно умолкают зенитки. И сразу — тревожный голос стрелка — радиста:

— Истребители!..

— Сомкнуться! — командует капитан Коломийченко.

Девятка СБ, будто исполинский ёж, ощетинилась стволами оружия.

«Мессеры» пошли в атаку. Их было не менее 20. На глазах Судакова один из бомбардировщиков запылал. В то же мгновение Ме-109, выходя из атаки, внезапно оказался между самолётом Лоханова и соседней машиной, где вёл оборону стрелок-радист Александров. Оба стрелка одновременно открыли огонь. «Мессер» задымил, лётчик выпрыгнул с парашютом. В соседнем эвене получил повреждение самолёт капитана Дымчемко. Но лётчик из строя не вышел, экипаж продолжал отбивать атаки.

Ожесточение боя нарастало с каждой минутой. Грохотало оружие, дымные трассы впивались в тела машин, падали свои и чужие, изредка в небе вспыхивали белые облачка парашютов.

Ещё один истребитель спикировал на машину Лоханова. Судаков обстрелял его, атаку сорвал, а когда фашист, разогнав скорость, проскочил вперёд, его настиг пулемётным огнём Медведев и сбил. Но гибнут и его боевые товарищи. Упал сосед по эвену, за ним другой. Наступил момент, когда экипаж Лоханова остался в небе один. Остальные самолёты были подожжены или подбиты. Осмотревшись, Владимир увидал, что основная масса истребителей оставила поле боя, невдалеке виднелись только две пары. «Чтобы добить нас», — подумал Владимир. Ситуация не из весёлых, но анализировать её времени нет. Мгновенье могло решить судьбу всего экипажа. Главное сейчас — не прозевать. Стрелок и штурман — щит экипажа, на них вся ответственность.

Фашисты стремительно атакуют. Лоханов маневрирует, уклоняясь от огненных трасс, вот когда пригодилась наука воздушного боя, преподанная Владимиру Судакову его командиром — капитаном Дымченко, участником боёв с белофиннами. Однажды, беседуя со стрелками-радистами, капитан посоветовал им привязывать шнур к спусковому крючку люкового пулемёта и закреплять его рядом с турельным. Что это даст? В опасный момент, не отходя от турели, стрелок может стрелять из люковой установки. Сейчас такой момент наступил: Ме-109 заходит под хвост самолёта. Судаков потянул за шнур, огненный веер развернулся перед глазами фашиста. Будто ошпаренный, лётчик метнулся в сторону, потом снова нырнул под хвост, и снова Владимир заставил его отвалить…

Поединок продолжался недолго. В одной из атак, когда «Мессер» проносился совсем близко от бомбардировщика, Владимир всадил в него длинную очередь. Самолёт загорелся. Напарник сбитого сразу куда-то ушёл. Осталась пара. Она выходит на параллельный курс, готовясь к атаке. И будто назло — в турельном пулемёте задержка. Но Владимир не потерял присутствия духа. Секунды, и неисправность устранена. Снова атака. Маневрируя, Лоханов бросает машину из стороны в сторону. Снова гремят пулемёты, то люковой, то турельмый, то оба сразу.

Впереди появляются серые тучи. «Тяни к облакам, Алёша!» — кричит командиру штурман. Но очередь фашистских снарядов настигает бомбардировщик. Из строя выходит правый мотор, переговорное устройство. Но самое худшее — кончаются боеприпасы. И всё-таки им удалось уйти. Лоханов нырнул в кучевое облако, и фашисты сразу его потеряли. Несколько минут летели в непроглядной мгле, потом вышли из неё, осмотрелись, погони не было. Теперь можно передохнуть, собраться с силами, подсчитать потери. Лётчик и штурман не знают, что со стрелком. Связи с ним нет. Может, убит, а может, ранен и нуждается в помощи. На душе тяжело у обоих.

На одном моторе ведёт Лоханов свою машину. Нелегко это, если разбиты триммеры, если нечем снять нагрузку с рулей. Изнемогавшего от усталости лётчика бодрым словом поддерживает Медведев. И вдруг слышится голос стрелка: «Командир! Штурман! Вы меня слышите?». Смекалистый Судаков, знаток своего дела, сумел отремонтировать переговорное устройство. В ответ послышались возгласы: «Володя! Живой! Держись, дружище, скоро посадка…»

Вдали показался аэродром. Лоханов не смог выпустить перебитые шасси. Приземлился на фюзеляж на окраине аэродрома. Самолёт дымил. Судаков выскочил из кабины, вылез и командир экипажа, но Медведев не смог — его зажало в сиденье, деформированном при посадке. Командир и стрелок-радист, собравшись с силами, проломили астролюк, помогли товарищу.

В изрешечённом самолёте техники насчитали более 100 пробоин. Таково дыхание суровой войны…

Все на шашлыки!

Метельный январь 1942 года. Нависли хмурые облака. В густом бору у аэродрома, как в покинутом доме, царит тишина. Заиндевели деревья и самолёты. Пользуясь нелётной погодой, немцы перегруппировали и сконцентрировали несколько пехотных и мотодивизий для нового наступления. И вдруг куда — то исчезли. Командованию потребовались точные данные. Экипаж Алексея Лоханова вышел на розыски.

Три первых полёта результатов не дали. Хитрый враг затаился. В 4-м Медведев напал на след: отпечатки гусениц танков. Лоханов развернул машину, бреющим пошёл над деревьями, вот и колонна. Большая часть её скрывалась на лесной дороге, голова выдвинулась на открытое место. Направление — на Сухиничи. Заметив разведчик, фашисты открыли огонь. Поздно! Лоханов низко прошёл над колонной, Медведев сфотографировал её, дал радиограмму.

Получив точные данные, наши войска двинулись в наступление. Группировка врага вскоре была разгромлена, город Сухиничи освобожден от захватчиков.

За умело проведённую разведку Медведев и Лоханов были награждены орденами Ленина, стрелок-радист Судаков орденом Красного Знамени.

pe2_3Вскоре полк получил новую технику — скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 с хорошим бомбовым грузом, большой огневой мощью крупнокалиберных пулемётов.

…Девятка «Петляковых» под командой Лоханова, возвращаясь с боевого задания, встретила 6 «Мессеров». Разгорелся напряжённый бой. Отбивая атаки, Владимир Судаков поджёг вражеский истребитель. «Слава русскому оружию!» — крикнул стрелок-радист, видя, как сбитый им самолёт врезался в землю. Заместитель командира эскадрильи по политической части капитан Заикин в тот же день послал от имени личного состава коллективное письмо родителям Судакова:

«Дорогие Константин Васильевич и Екатерина Августовна! Сын Ваш, Владимир, за время войны более 100 раз вылетал громить фашистов. Много раз он участвовал в воздушных боях с противником, проявляя храбрость и героизм, лично сбил 4 вражеских истребителя. Вашим сыном гордимся мы, его товарищи по оружию. Вы воспитали замечательного патриота нашей великой Родины».

Ответное письмо родителей было прочитано на партийных и комсомольских собраниях части. Оно вызвало новый подъём в боевой работе. Слава о делах героя дошла до жителей Починковского района. Комсомольцы, земляки Владимира, решили построить самолёт «Починковский комсомолец» и вручить его экипажу Лоханова. Вскоре самолёт был построен и передан и надёжные руки.

…19 апреля 1943 года. Рассвет. Красным накалом небесного горна пламенело небо. Проснулись штицы. Потянуло прохладой. Кончался тот промежуток времени, когда земля ещё дремлет и тихо вдыхает теплоту. Лёгкие лиловые облачка застыли над горизонтом.

На аэродроме давно уже кипела напряжённая работе. Экипажи готовились к вылету — бомбить аэродром Сеща. Немецкое командование сосредоточило там большое количество самолётов и зенитной артиллерии, бомбардировщиков будут сопровождать лётчики 18-го Гвардейского истребительного полка и группа из эскадрильи «Нормандия».

Взлетели. Девятка капитана А. Лоханова легла на курс. Это был его 170-й боевой вылет. Вместе с ним летели его питомцы, молодые пилоты, совершившие всего по 2-3 боевых вылета, младшие лейтенанты Хиль, Матвеев, Фёдоров…

Прорвав зенитный заслон врага, девятка вышла к цели, внизу на стоянках — истребители и бомбардировщики. Сделав точный расчёт, Медведев сбросил бомбы на цель. Вслед за ним метко отбомбились другие. Медведев сфотографировал начавшийся большой пожар. Успех бомбометания был подтверждён потом и партизанами.

В массированном налёте на Сещу участвовали и другие полки 204-й дивизии, и подразделения штурмовиков Ил-2. Удар был настолько неожиданным и сокрушительным, что противник не смог поднять в воздух ни одного своего истребителя. Более 30 вражеских самолётов было уничтожено в тот весенний солнечный день.

12 cентября 1943 года полку вручили Гвардейское знамя — символ воинской чести. Гвардейская честь — невесомое, невидимое, но грозное для врага оружие.

…Сквозь пламень войны прошёл до самого Берлина самолёт «Починковский комсомолец», участвуя в многочисленных схватках с врагом. Экипаж бомбил артиллерийско — миномётные позиции, крупные укреплённые пункты Восточной Пруссии: Шталупеннен, Эйдткунен, Кёнигсберг; порты: Либаяу, Пиллау; Земландскую группировку врага.

В 1943 году в газете «Красная Звезда» экипаж был назван «истребители истребителей». Боевой путь Алексея Лоханова, Александра Медведева, Владимира Судакова стал одним из ярких примеров фронтовой дружбы. В части о героическом экипаже было сложено стихотворение, которое начиналось словами:

Три бойца крылатых, есть у нас, ребята,
Я вам рассказать о них готов,
Это смелых трое, экипаж героев —
Лоханов, Медведев, Судаков.

pochinkv

Геройский экипаж ( слева направо ): В. Судаков, А. Лоханов и А. Медведев

Более 260 боевых вылетов совершил экипаж Гвардейцев. 110 из них — на разведку. B 27 воздушных боях ими лично сбито около 15 вражеских самолётов! Все трое стали Героями Советского Союза, весь экипаж!

Командир эскадрильи 130-го бомбардировочного авиационного полка капитан А. А. Лоханов к марту 1943 совершил 147 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанёс врагу большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 4 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко — фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Лоханову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1711).

После окончания войны отважный лётчик-бомбардировщик продолжал служить в ВВС. С 1947 года майор А. А. Лоханов — в запасе. Жил и работал в Баку. Скончался 8 декабря 1974 года. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района.

Как же сложилась дальнейшая жизнь других Героев, членов экипажа? Окончив академию имени Жуковского, полковник-инженер Владимир Константинович Судаков работал там же, преподавателем. Окончив две академии, генерал-лейтенант авиации Александр Николаевич Медведев ещё долго служил в Военно-Воздушных Силах.

Шандула Владимир Никифорович

Герой Советского Союза Шандула Владимир Никифорович

Герой Советского Союза Шандула Владимир Никифорович

Родился 6 Августа 1920 года в селе Граково, ныне Чугуевского района Харьковской области  ( Украина ), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на заводе «Красный металлист» в городе Славянск Донецкой области, учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Октября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Маю 1945 года заместитель командиpa эскадрильи 162-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (8-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан В. Н. Шандула совершил 150 боевых вылетов, в том числе 80 на бомбометание, уничтожив значительное количество боевой техники противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе 8 истребителей противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 году окончил КУОС, командовал авиационным полком. С 1956 года Гвардии полковник В. Н. Шандула — в запасе. Жил в Славянске, преподавал в авиационно — техническом училище ГВФ.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), медалями.

*     *     *

На рассвете 19 Августа 1941 года Младшему лейтенанту Владимиру Шандуле предстояло совершить первый боевой вылет. Молодой лётчик старался казаться спокойным, подражая своему ведущему — командиру эскадрильи. Вот над аэродромом вспыхнула цветная ракета, и одновременно в шлемофоне Владимир услышал команду: «Взлёт!».

pe2_6

Пикирующий бомбардировщик Пе-2. На такой машине сражался с врагами В. Н. Шандула

Не отставая от ведущего, Владимир Шандула набрал высоту, и самолёты легли на курс к автостраде Киев — Житомир. Необходимо было нанести удар по растянувшейся на несколько километров колонне вражеских танков и автомашин. Вслед за ведущим Владимир Шандула спикировал на цель, сбросил бомбы, но когда выходил из пикирования, чтобы занять место в боевом строю, был атакован вражеским истребителем. Его самолёт загорелся. С минуты на минуту мог взорваться бензобак. Младший лейтенант приказал штурману и стрелку-радисту покинуть самолёт. Сам спустился на парашюте последним. Так состоялось боевое крещение Владимира Шандулы, запомнившееся ему на всю жизнь.

После непродолжительного лечения он снова вернулся в строй и вместе со своими боевыми друзьями громил врага в небе над Москвой.

Однажды Владимир Шандула вылетел в составе звена бомбить железнодорожный узел. Преодолев зону зенитного огня, бомбардировщики вышли на цель и, применив метод «замкнутого круга», спикировали на вражеские железнодорожные составы. Бомбы точно накрыли цель. Заполыхали цистерны с горючим, загорелись вагоны и станционные постройки. Выполнив боевую задачу, лётчики возвратились на свой аэродром. На разборе этого боевого полёта командир части перед строем объявил Владимиру Шандуле и его боевым друзьям благодарность.

Много благодарностей получил Владимир Шандула в годы войны. Высокими боевыми наградами отмечен ратный путь лётчика.

За участие в Курской битве, освобождении Харькова и Правобережной Украины он награждён 2-мя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 3-мя орденами Красной Звезды.

Нелегко давались победы в воздухе. Не раз Владимир Шандула возвращался с боевого задания с пробитым фюзеляжем и изрешечёнными плоскостями. Часто по ночам он вместе с механиками и мотористами ремонтировал самолёт, а утром снова улетал на задание. Так было и в начале войны, и в Польше, и в битве за Берлин. Будучи заместителем командира эскадрильи в 162-м Гвардейском Вислинском ордена Богдана Хмельницкого бомбардировочном авиационном полку, он водил на Берлин большие группы самолётов.

shandul2За годы войны Владимир Шандула совершил 150 боевых вылетов, сбросил на врага около 125 тонн смертоносного груза. В воздушных схватках с врагом он сбил 2 истребителя лично и ещё 8 — в составе группы. Особо отличился Гвардии капитан В. Н. Шандула в Берлинской операции: 20 раз он бомбил логово врага.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1944 года Владимир Никифорович Шандула удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Более 10 лет отдал В. Н. Шандула военной авиации в мирное время. Но и демобилизовавшись из Военно — Воздушных Сил, он не расстался с лётным делом. Гвардии полковник запаса В. Н. Шандула преподавал в Славянском авиационно-техническом училище Гражданской авиации.

Владимир Никифорович не случайно избрал Славянск постоянным местом жительства. Ещё в юные годы он с родителями жил в этом городе. Здесь окончил школу ФЗУ, работал токарем на изоляторном заводе. Славянский аэроклуб дал ему в 1938 году путёвку в Пятый океан.

Беспилотная разведывательно-ударная система Ка-175 может быть поднята в воздух в течение года — Сергей Михеев

БПЛА «Роллер» Ка-135

БПЛА «Роллер» Ка-135

Межвидовая беспилотная разведывательно-ударная система вертикального взлета и посадки Ка-175 может быть поднята в воздух в течение года. Об этом сегодня на Круглом столе «Прорывные инновационные технологии создания комплексов с БЛА в интересах министерства обороны РФ» сообщил генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей Михеев.

По его словам, рабочая документация на систему Ка-175 с применением малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вертикального взлета и посадки готова.

«В настоящее время мы имеем макет Ка-175. В случае принятия соответствующего решения БЛА может быть поднят в воздух в течение года», — подчеркнул генеральный конструктор.
Отвечая на вопрос корр.АРМС-ТАСС генеральный конструктор подчеркнул, что группировка БЛА Ка-175, в случае ее комплексирования с палубными вертолетами Ка-52К, может эффективно решать боевые задачи на море и, в частности, выполнять полет на высотах до 7 тысяч метров, вести разведку акватории на дальности 400-500 км и выдавать данные целеуказания ударным корабельным средствам.

Люлин Сергей Михайлович

Герой Советского Союза Люлин Сергей Михайлович

Герой Советского Союза Люлин Сергей Михайлович

Родился 17 Сентября 1915 года в деревне Куличиха, ныне Комсомольского района Ивановской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем машиностроительного завода «Ивтекмаш». В Красной Армии с 1937 года. Окончил школу младших авиационных специалистов в 1937 году. Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину 1939 года, в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов. Окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков — наблюдателей в 1941 году.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1944 года штурман эскадрильи 124-го Гвардейского бомбардировочного Ленинградского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка (4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии капитан С. М. Люлин совершил 110 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника. В воздушных боях лично сбил 3 и в составе группы 7 самолётов противника.

14 Сентября 1944 года при бомбардировке вражеского аэродрома Рига-Центральный самолёт был подбит и загорелся. Однако командир продолжал идти на цель, а после сбрасывания бомб направил горящую машину на железнодорожный переезд в середину колонны вражеских танков. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Суворова 3-й степени, Красной Звезды, медалями.

В родной деревне установлен обелиск, имя Героя носят улицы в городе Комсомольск (Ивановская область) и в городе Иваново.

По-своему неброско красивы окрестности маленькой деревни Куличиха   Комсомольский район Ивановской области), где родился и рос Сергей Люлин. Минутное дело добежать до берега реки Уводи, поросшей свищем и осокой. Рукой подать до готбных и ягодных мест. Как все это любил маленький Сергей! Как часто возвращался сюда издалека во сне, когда, закончив школу ФЗУ, стал работать токарем на заводе «Ивтекмаш».

В Марте 1937 года Сергея Люлина призвали в ряды Красной Армии. Как он был счастлив, когда ему предложили поступить в лётное училище! Там он успешно овладел профессиями бортового стрелка-радиста и штурмана.

К началу Великой Отечественной войны Сергей Люлин имел уже немалый боевой опыт: он участвовал в походах Красной Армии в Западную Украину, Западную Белоруссию и Молдавию, сражался против белофиннов. Тогда им было совершено около 60 боевых вылетов. Его грудь украшала медаль «За отвагу».

В первые месяцы Отечественной войны штурман пикирующего бомбардировщика Сергей Люлин громит врага на Юго-Западном фронте. Потом идут — Западный, Донской, Северо-Кавказский, 3-й Белорусский, 1-й Прибалтийкий… Он наносит бомбовые удары по важным опорным пупктам и коммуникациям противника, штурмует скопления их войск, выполняет разведывательные задания…

Очень скупо сообщается об этом в коротких строках боевой характеристики мужественного лётчика. Вот несколько описанных в ней эпизодов.

«18 Октября 1941 года Люлин ведущим звена из 3-х самолётов Пе-2 с высоты 200 метров бомбардировал скопление танков и автомашин на северной окраине Рузы. Выполнению задания мешали низкая облачность, сильное противодействие огня зенитной артиллерии. Посмотри на это, пренебрегая опасностью, Люлин сделал 3 захода на цель, точно сбрасывая каждую бомбу на скопление врага. Кроме того, штурмовал огнём из пулемётов живую силу и автотранспорт. В результате меткого удара повреждено 8 фашистских танков, взорваны 3 цистерны с горючим, рассеяно и частью уничтожено до взвода живой силы. При выполнении этого задания при первом заходе на цель зенитным снарядом у самолёта Люлина была разбита правая плоскость, вырвана приборная доска лётчика… Преодолевая трудности управления самолётом и детальной ориентировки, Люлин привёл звено на свой аэродром.

28 Августа 1943 года. Ведущим группы из 9 Пе-2 с пикирования, одним заходом, бомбардировал живую силу и артиллерийско-миномётные батареи противника в районе Гнездилово. Метким ударом выведено из строя 5 батарей. В воздушном бою сбит вражеский самолёт Ме-109″.

В характеристике сообщается и о других смелых вылетах Люлина, которого летом 1944 года выдвинули как лучшего специалиста на должность штурмана 124-го Гвардейского бомбардировочного авиаполка.

«24 Июня 1944 года. Люлин дважды водил полковую колонну на бомбардирование опорных пунктов врага Жавыки, Бавичи, Ступаки, Бреховцы. Заданные цели поражены исключительно точно.

Наземные части, воодушевлённые отличной работой лётчиков, смяли врага и продвинулись вперёд. Лётчикам объявлена благодарность командования наземных войск».

О лётном мастерстве, отваге и находчивости Сергея Люлина с восхищением вспоминают одпополчане.

— В полку все знали случай, происшедший с Люлипым в боях под Ленинградом, — рассказывает его друг Курочкин. — Однажды он с командиром эскадрильи вылетел на разведку в глубокий тыл противника. При возвращении их самолёт на высоте 7000 метров атаковали 2 «Мессера». Люлин и стрелок — радист подбили одного стервятника. Второй же продолжал наседать. От его огня загорелся левый мотор бомбардировщика. Отражая атаки, Люлин и стрелок-радист израсходовали все боеприпасы.

Немецкий лётчик, догадавшись об этом, обнаглел. Он подлетел так близко, что можно было разглядеть его лицо. Быстрый в решениях, Люлип выхватил сигнальную ракетницу и выстрелил из неё в упор. Немец, оторопел, круто отвалил в сторону. А за этот момент командир эскадрильи и Люлин, пользуясь большой высотой, сумели сбить пламя с мотора и уйти от преследования.

Боевой друг вспоминает и о таком случае, характеризующем изобретательность Люлина. Как-то полк получил приказ уничтожить переправу противника. Попытки сделать это оказались безуспешными: точно сбрасываемые бомбы пробивали настил переправы и рвались на глубине реки, причиняя незначительные повреждения переправе. Тогда Люлин предложил сбрасывать бомбы, попарно связанные короткими отрезками металлического троса. Такие должны задерживаться на настиле. Так и сделали. После первого же налёта переправа была разбита.

Отвага и мужество Сергея Люлина, его заслуги в воспитании молодого пополнения 124-го Гвардейского Краснознамённого ордена Суворова полка были оценены по достоинству. К осени 1944 года он был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, орденом Красной Звезды.

14 Сентября 1944 года, во второй половине дня, был получен приказ: всем полком обрушить бомбовый удар по аэродрому Риги, где немцы сосредоточили большое количество самолётов, прикрывавших эвакуацию своих войск морем. Аэродром плотно оборонялся с земли и с воздуха. Задание было исключительно ответственным и трудным. Поэтому на старт было вынесено Гвардейское знамя части.

И вот пикирующие бомбардировщики в воздухе выстраиваются в колонну. В экипаже ведущего самолета — командир полка Николаев, штурман полка Люлин, стрелок-радист Мамченко. Для Люлипа это был 168-й боевой вылет. Только пересекли линию фронта, как в районе Елгавы колонна самолётов оказалась в плотном огне вражеских зениток. Подполковник Николаев передал по радио приказ уклониться влево и выйти из зоны обстрела. Затем колонну дважды атаковали «Мессеры». Но истребители прикрытия их отогнали. Вот и залив, устье реки Лиелупе, город Рига с портом. С земли, с военных судов заполыхали залпы зениток, преграждая путь советским пилотам к цели. Огонь зенитной артиллерии распространялся на несколько ярусов, одновременно в воздухе рвалось до 400 снарядов !   Неся потери, полковая колонна упорно продолжала полёт к цели.

Тогда на колонну ринулось до 60 вражеских истребителей. В воздухе завязался ожесточённый бой. То советский, то немецкий самолёты выходили из строя… Цель близка. Оставшиеся в колонне бомбардировщики легли на боевой курс. Связанные маневром, они организованно отстреливались от прорывавшихся к ним вражеских истребителей. На флагманской машине задымился подбитый мотор. Истребитель со свастикой пошёл на следующий заход. Но вдруг, встреченный метким огнём пулемётов Люлина и Мамченко, вспыхнул и камнем рухнул вниз.

На флагманском самолёте задымился второй мотор. Николаев, не выпуская штурвала, протянул руку Люлину. Тот крепко пожал её, понимающе кивнул головой: за нами полк, наши действия — пример для остальных. Объятая пламенем флагманская машина строго выдерживала боевой курс.

В прицеле показалось поле вражеского аэродрома, замелькали стоявшие самолёты, постройки. Туда, на них, и обрушил свой смертоносный груз экипаж флагмана полка, а вслед за ним — остальные экипажи. Теперь — правый разворот, резкое снижение: может, удастся сбить пламя… Но нет, оно полыхает всё жарче, самолёт уже не подчиняется воле смельчаков. Вот он резко накренился и вошёл в отвесное пикирование, с каждой секундой неотвратимо приближаясь к земле.

Так оборвалась жизнь Сергея Михайловича Люлина, замечательного человека, отважного воздушного бойца.

Анекдоты, так или иначе связанные с авиацией

post-35-1126631301Летел это какой-то транспортный самолет в сопровождении истребителей. Долго летели, трепались по радио, и зашел у них спор — чей же самолет круче. Истребители хвастались друг перед другом пилотажем, скоростью, вооружением, обсуждали у кого красивее киль и дальнобойнее радар, и кто кого успеет завалить, насколько быстро а также каким способом. Пилот транспортника был исключен из столь специфичного разговора — да и чем ему похвастаться? Вот он
молчал, молчал, а потом сказал:
— Не, мужики — все это фигня. Вот я щас такое сделаю — вы повторить точно не сможете. Удивились истребители, говорят:
— Ну, давай, покажи, чего это твоя баржа умеет, чего мы повторить не сможем.
Транспортник продолжал лететь по прямой…
Через 10 мин один из истребителей спросил:
— Ну, когда?
— А я уже…
— Ну, и что ты сделал? Мы ничего не видели!
— Сходил в сортир и покурил. Слабо повторить?

Летчик на комиссии…
— Рост?
— 182.
— Вес?
— 84.
— Спирометрия?
— Это еще что?
— Ну, выдуваешь сколько?
— А, литра два…
— А в книжке написано четыре…
— Дак это по праздникам.

Утро. Гостиница. Болит голова. Командир экипажа подходит к окну, открывает… Ё!!!… А там: саванна, жирафы ходят, антилопы, носороги, зебры, львы…
— Штурман, где мы?!
— В Африке, командир.
— А как мы сюда приплыли?
— Мы не приплыли, а прилетели.
— Ой, бляаааа… Дак я ещё и лётчик!!!???

Самолет набрал высоту, командир объвляет:
— Уважаемые пассажиры, высота 9000 м, скорость 850 км/ч, можете отстегнуть ремним, Бл-ть!!! Что это такое???…Ну все, п-ец!!!
Через несколько секунд
— Уважаемые пассажиры, прошу прощения, просто стюардесса пролила кофе на мои новые белые штаны. Видели бы вы какого они теперь спереди цвета.
Пассажир из первого ряда:
Вот с-ка! Видел бы он какого цвета теперь мои белые штаны сзади!

Немецкий пилот Люфтганзы в аэропорту Мюнхена запрашивает на немецком языке у наземного диспетчера ориентировочное время вылета.
Д (на английском): «Если хотите услышать ответ, вы должны спрашивать по-английски.»
П (на английском): «Я немец, пилотирую немецкий самолет и нахожусь в Германии. С какой стати я должен говорить по-английски?»
Ему с безупречным английским акцентом отвечает анонимный пилот другого самолета:
-Потому что вы проиграли вторую мировую!

Пилот-шутник, приближающийся ночью к небольшому провинциальному аэропорту:
— Башня, угадайте, кто я?
Начальник смены протягивает руку к панели управления освещением полосы и вырубает ВСЕ посадочные огни.
— Сначала ты угадай, ГДЕ мы?

Гражданский самолет, зафрахтованный министерством обороны, ждет очереди на взлет.
Д: «Борт ХХХ, назовите пункт вашего назначения»
П: «Это секретная информация»
Пауза.
Д: «Борт ХХХ, продолжайте ждать вашей очереди»
П: «Эээ… а долго еще ждать?»
Д: «Это секретная информация…»

Маленькая девочка подходит к самолетy, где в откpытой кабине сидят пилот со штypманом, и спpашивает:
— Дяденьки, дяденьки, а вы летчики?
Пилот штypманy:
— Слышь, штypман, мы летчики?
— Летчики.
— Да, девочка, мы летчики.
— Дяденьки летчики, а сколько бyдет дважды два?
— Слышь, штypман, сколько бyдет дважды два?
Штypман, что-то считая на штypманской линейке, отвечает: пять.
— Слышь, девочка, пять это бyдет.
— Как пять, а нам yчительница говоpила, что четыpе.
— Штypман, ты что совсем, ей yчительница говоpила, что четыpе!
— Hy так я ж с попpавкой на ветеp.

Пассажир открывает ноутбук, вставляет зарядку в специальную розетку, на экране появляется окно: — Найдено новое оборудование: «Боинг 747». Сконфигурировать?

В самолете в кабину пилота заходит пассажир и требует изменить курс под угрозой взрыва.
Пилот соединяется с диспетчером:
— Борт 817, у нас нападение, требуют изменить курс
Диспетчер:
— Сейчас проверим… Так, точно, на ваш самолет согласно таможенной декларации было пронесено 93 килограмма тротила. Мы еще тогда подумали, зачем им столько?

В самолете пассажир пилоту:
— Только вы поосторожней, а то я первый раз в самолете.
— Не волнуйтесь, я тоже.

Пилот, поднявшись на очень большую высоту, взглянул вниз и сказал:
— О, боже!
— Чего тебе, сын мой? — донеслось из рации.

По тревоге поднимают экипаж большого самолета. Командир экипажа:
— Штурман! Карты взял?
— Да! Две колоды! Вчера купил.
— Я спрашиваю про летные карты!
— О, черт! Забыл!
— Ну вот! Опять по пачке из-под «Беломорканала» лететь.

Взлетает пассажирский лайнер. В момент отрыва от земли сзади что-то очень громко бабахает. Весь экипаж в шоке, посылают второго пилота глянуть, что произошло. Через некоторое время он возвращается:
— Ребята! Все в порядке. Это заправщик отсоединился.

Вопрос на экзамене:
— При взлете ваш самолет начал резко крениться набок. Ваши действия?
— Ну, я штурвал в противоположную сторону и форсаж!
— Неправильно. Надо немедленно остановиться, выйти и отцепить заправочный шланг!

Побился при посадке самолет. Экипаж выскочил, и бегает вокруг него. Командир причитает:
— Это из-за меня, я неправильно заход построил, поздно реверс скомандовал…
Штурман:
— Это я виноват, неправильно курс проложил, высоту неправильно считывал…
Бортинженер:
— Нет, это я виноват, я не тот режим двигателям установил…
Второй пилот (отряхиваясь):
— Блин! Чуть не убили, сволочи!

В международном аэропорту Кеннеди совершает посадку самолет польской авиакомпании LOT. Самолет останавливается буквально в пятидесяти сантиметрах от края взлетно-посадочной полосы. В кабине управления один пилот говорит другому:
— Ну вот, эта дурная Америка! Такие короткие взлетные полосы, а посмотри по сторонам — ведь три с половиной мили в ширину!

К стюардессе ковыляет загипсованный, забинтованный мужик на костылях и говорит:
— Откройте, пожалуйста, дверь. Я выйду.
Стюардесса, несколько ошалев, идет к пилоту и спрашивает его про мужика. Пилот:
— Это такой весь забинтованный, загипсованный, на костылях?
— Точно.
— Открой ему, он часто здесь выходит…

Летит ТУ-154 над Тихим океаном, в нем беседуют два пассажира:
— Знаете, мне ужасно не везет — как лечу в самолете, так он падает, еду в поезде — в него какой-нибудь самолет влетает…
Только сказал — входит стюардесса:
— Товарищи, наш самолет падает в океан. Наденьте спасательные жилеты, а сейчас мы будем раздавать вам свистки для отпугивания акул.
— Ну вот, что я говорил? Сейчас или свистка не достанется, или акула глухая попадется!..

Взлетел один ТУ-154, набрал высоту. Из динамиков раздался голос:
— Здравствуйте, уважаемые пассажиры! Мы летим на высоте такой-то, за бортом температура такая-то. Теперь взгляните в правый иллюминатор вы видите — горит мотор. Взгляните в левый иллюминатор — отвалилось крыло. Посмотрите вниз — вы видите несколько черных точек. Это экипаж желает вам приятного полета.

Новый авиалайнер. В пассажирский салон входит стюардесса:
— Вы находитесь на нашем новом авиалайнере, в носовой части самолета у нас находится кинозал, в хвостовой — зал игровых автоматов, на нижней палубе — бассейн, на верхней — сауна. А теперь, уважаемые господа, пристегните ремни, и со всей этой чертовщиной мы попытаемся взлететь.

Построили очередную суперсовременную модификацию истребителя МиГ-31. Получилась она, естественно, тяжелее предыдущей модели. И при попытке взлететь вписалась в забор в конце ВПП. В КБ Микояна консилиум: что делать с самолетом? Облегчить конструкцию, уменьшить полезную нагрузку, форсировать двигатели, применять стартовые ускорители… Короче, решили перенести забор подальше от ВПП.

Стюардесса выходит в салон к пассажирам и говорит:
Уважаемые пассажиры, вы находитесь на борту замечательного самолета ТУ154-2Б. Ту — это сокращение от фамилии Туполев замечательного конструктора современных авиалайнеров, 154 — это 150 пассажиров плюс 4 человека экипажа. Ну а 2″Б» — это Я с Наташкой…

Летчик-истребитель увольняется на пенсию.
Жена канючит:
— Ты двадцать лет обещал прокатить на истребителе… Ты обещал…!!!
Мужика достало, он приходит к командиру эскадрильи и грит:
— Командир, такая вот фигня… Достала совсем… Прокати ее…
Комэск отвечает, мол, боевая подруга, детей нарожала, котлеты там, все дела, вот мол, тебе керосина на два часа и коридор. Катай!
Грузятся в самолет, и два часа летчик вытворяет ВЕСЬ высший пилотаж,
заходя на посадку, просит подогнать к полосе «скорую».
Выгружают жену из кабины, та вся заблеванная, ну в общем как куль с дерьмом…
Летчик-муж склоняется над ней и нежно так произносит:
— Ну что, потрахаемся или в театр сходим?!

Самолет попадает в сильную болтанку (турбулентность и т.п.)
Стюардесса:
«Так, прекратить панику, хватит бегать по стенам, сели по местам, ты куда блюешь, чудо — есть же пакетики, пристегнулись, как дети прям! Ну вот, молодцы, теперь пойду, успокою пассажиров».

Летят в самолете в одном ряду еврей и два араба. Арабы сидят у окна, а еврей с краю. Араб говорит еврею:
— Пропусти меня, я пойду чаю попрошу.
Еврей:
— Не беспокойтесь, я вам принесу.
И ушел. Тут один араб говорит другому:
— Смотри, он туфли снял. Давай ему в туфли наплюем.
Наплевали. Еврей пришел, принес арабам чай. Летят дальше.
Самолет сел, еврей засовывает ноги в туфли и… со вздохом говорит:
— И когда же кончится это бессмысленная вражда — вы наплевали мне в туфли, а я вам нассал в чай!?

Ночь Ил-96 на эшелоне делает полубочку и летит дальше! В салоне полный АУТ! Стюра ползет в кабину… Самолет возвращается в нормальный горизонтальный полет…. Стюра заползает в кабину.. Командир оборачивается и тихо говорит:
— Я не понял? Что за паника? Нормально в нос уже закапать нельзя!!!!!!!

Деда, а расскажи, как ты во время войны два самолета сбил!
— Ну-у-у… Не совсем сбил.. Скажем так: недозаправил!

В самолете командир не выключил громкую связь, говорит:
— Щас кофейку попью и пойду стюру вы…..
Стюардесса в салоне, услышав это, бегом, сломя ноги, в кабину. Старушка, останавливая ее:
— Дочка, да не торопись ты, он же сказал, сначала кофейку попью!!!!

Вот анекдот для размышления: Проверяющий прилетел для инспекторской в авиационную часть, спускается с трапа, командир полка докладывает: «Товарищ генерал, полк для инспектирования построен!» Генерал в ответ: «Пошел на ….й»! Командир полка напрягает начальника штаба, иди мол, доложи генерал не в духе. Начальник штаба докладывает, его генерал тоже посылает и так по очереди прошли все замы, комэски и весь офицерский состав, остался молодой лейтенант и докладывает: «Товарищ генерал полк построен, баня топится!»
Генерал: «Молодец старший лейтенант»!
Приезжают в баню молодой опять докладывает: «Товарищ генерал баня растоплена, водка, закусь на столе, девочки ждут!»
Генерал: «Благодарю за усердие капитан!»
Ну, в общем генерал отдохнул по полной программе, молодой его тащит у себя на спине, а генерал никакущий, только ноги волочатся по земле. В это время по двору собака бегает и лижет пятки генералу, а тот мычит: «Ну это уже лишнее, майор!»

Самолёт Москва-Киев. Стюардесса с весьма глубоким декольте и хорошими формами наклоняется к пассажиру и спрашивает:
— Шо вы будете пить — чай чи кофе?
Пассажир улыбается, жадно пожирая взглядом и облизываясь:
— А в которой кофе и в какой чай?

— Что нужно сделать, чтобы снизить уровень шума российских самолетов?
— Перестать наливать водку в салоне.

-Стюардесса! Что за дела? Почему как я лечу рейсом вашей компании, так мне достается всегда одно и тоже место, спиртное мне не предлагают, фильм посмотреть я не могу… Что за дискриминация!?
— Командир. хорош трындеть, запускай движки, полетели.

В самолёте:» Добрый день, дорогие пассажиры! Мы приветствуем вас на борту нашего лайнера, и за ваш комфорт и безопасность командир корабля поднимает первый тост!»

В кабину самолета, следующего рейсом Киев-Москва, садится выпивший пилот.
Смотрит: второй пилот в таком же состоянии.
— Сволочь! Мы же договаривались! Сегодня я пью… Как ты мог так нажраться с утра?!
В ответ — тишина.
— Ладно! Долететь-то мы долетим!! Но кто в Москве машину вести будет???!

Аэрофлот рекомендует:
Ваша регистрация на рейс пройдёт гораздо быстрее, если вы прибудете в аэропорт уже раздетым и разутым.

Пришел парень в военкомат в армию призываться. Его спрашивают:
— Кем в армии быть хочешь?
— Лётчиком.
В военкомате решили пойти пареньку навстречу. Послали его учиться летать, но у него ничего не получилось. И вот опять вызывают его в военкомат
и говорят:
— Извини, но летчиком тебе не быть. Выбирай другие войска.
Парень подумал и говорит:
— Тогда я хочу служить в ПВО.
— Почему именно ПВО?
— Если я не буду летать, никто не будет летать!

Война, 1943 год. Из боевого задания возвращается советский летчик-истребитель, к которому подходит механик и спрашивает:
— Ну, сколько звёздочек сегодня рисовать на борту?
— Четыре! Да, и нарисуй ещё один немецкий крест — я случайно сбил Мессершмит!

Летит самолёт, в самолёте идет борт-проводница смотрит и понять не может все пассажиры смеются а один рыгает. Ну а к нему подходит и говорит: Вам чем-то помочь? А пассажир отвечает: Не могли бы вы мне ещё один мешочек принести. Та ушла. Потом приходит, смотрит все пассажиры блюют, а тот смеётся. Она к нему подходит и спрашивает — в чём дело. Пассажир отвечает: У меня мешочек переполнился вот я и отпил немножко.

Летит самолет. Пеpед пpиземлением пилот говоpит по гpомкой связи:
— Уважаемые пассажиpы, пpиведите, пожалуйста, стюаpдессу в веpтикальное положение и пpиготовьтесь к посадке!

Самолет теpяет упpавление и начинает снижаться над моpем. Пилот объявляет: «Пассажиpов, умеющих плавать, пpосим занять места слева; пассажиpов, не умеющих плавать, пpосим занять места спpава». Чеpез некотоpое вpемя самолет опускается на воду. Пилот: «Пассажиpы слева, плывите вон к тому остpову; пассажиpы спpава, мы благодаpим вас за то, что вы выбpали нашу авиакомпанию, всего вам добpого!»

Пассажирский самолёт попадает в сильный шторм. Ливень, молнии, гром, падения в «воздушные ямы»… У одной женщины сдали нервы. Вскочив, она закричала:

— Мы погибаем! Есть ли здесь мужчина, который в последний раз даст мне почувствовать себя настоящей женщиной?!

Высокий, стройный молодой человек поднялся со своего места и подошёл к ней. Обнажая мускулистый торс, он снял с себя рубашку и, протягивая её женщине, нежно сказал:

— Милая, на, постирай.

Что такое командир?
— Это мозг экипажа!
— Что такое штурман?
— Это глаза экипажа!
— Что такое бортинженер?
— Это руки экипажа!
— А что такое второй пилот?
— А это, э-э, член экипажа!

В кадре холл аэропорта.
«Объявляется посадка на рейс «Махачкала — Минеральные Воды». Регистрация заложников у стойки номер пять».

Экзамены в школе стюардесс. Инспектор спрашивает:
— Представьте себе следующую ситуацию. Самолет падает в пустыне. Выжили только вы одна. Вы сразу находите рядом оазис, в котором вас встречают 50 изголодавшихся по женским прелестям бедуинов.
Англичанка говорит:
— Я покончу с собой!
Американка после паузы:
— Я выпью виски, чтобы прибавилось смелости!
Француженка смотрит на экзаменатора вопросительно и говорит:
— Ситуация мне понятна, но я не могу понять, в чем собственно проблема?!

Новый авиалайнер. В пассажирский салон входит стюардесса:
— Вы находитесь на нашем новом авиалайнере, в носовой части самолета у нас находится кинозал, в хвостовой — зал игровых автоматов, на нижней палубе — бассейн, на верхней — сауна. А теперь, уважаемые господа, пристегните ремни, и со всей этой чертовщиной мы попытаемся взлететь,

В салон самолета заходит стюардесса:
— Товарищи пассажиры! Самолет садится, пристегнитесь, пожалуйста, ремнями, а то будет как в прошлый раз.
— А как было в прошлый раз?
— Тех, кто не пристегнулся, по стенке размазало.
— А те, кто пристегнулся?
— А кто пристегнулся, выглядели ну совсем как живые.

Летит советский человек в Боинге, подходит стюардесса:
— Чашечку кофе, сэр?
— За бабки?
Стюардесса, моргая глазами, уходит за шторку и судорожно роется в разговорнике. Подходит во второй раз:
— Чашечку кофе, сэр?
— За бабки?
— Халява плиз, сэр.

В самолете пассажир пилоту:
— Только вы поосторожней, а то я первый раз в самолете.
— Не волнуйтесь, я тоже.

Есть в авиации шикарные преданья,

В них больше баек, мало назиданья.

Недавно слышал я такой рассказ:

Затеяли буржуи как-то раз,

Тому назад лет, этак, двадцать –

Легкомоторный фестиваль.

И ну давай туда слетаться.

Был крупным слет, —

Там спорт, соревнованья…

Конечно, не без самолюбованья…

Но техника достойная была!

И мастера отменные летали!

И наша группа, жаждя получить медали,

Туда свою машину привезла.

А у буржуев – все машины — БЛЕСК!

Чуть ли не в НАСА крылья им считают.

Движков не слышен там надрывный треск,

Гуденье ровное глушители съедают.

Движки все больше Хонда, БМВ,

Из самых завалящих – Ротакс.

Вот и дерут носы пред нами на земле,

Имея шансы сделать нас в полетах.

На их беду отнюдь не на заводе

Наш дельталет готовили на слет –

Умельцев много есть у нас в народе

И ремесло по гаражам цветет!

И вот – краса гаражной сборки

Готовится лететь маршрут.

Движком «Буран» поставлен тут –

Со снегохода… И без переборки…

Движок – дерьмо, вообще-то он не прет,

И дельталет с трудом идет на взлет;

И с хрипом, будто умирает,

Свои пол километра набирает.

Тут наш спортсмен, немного сбросив газ,

Услышал подозрительные звуки,

То глохнет двигатель! Но золотые руки

Полету не дадут пропасть!

И в тот момент не ведал он,

Что на свою беду французы

Пойдут с апломбом на обгон…

Не празднуя по жизни труса,

Ремень снимает и встает –

Лицом к мотору, к носу задом,

На ручку ногу он кладет –

Мол, чувствовать машину надо!

Потом отвертку достает,

И с матом лезет а карбюратор!

И «раком», задом-наперед,

На высоте пол-километра!

В башку буржуям не придет,

Что так еще летают где-то!

Когда они сравнялись с ним,

Был ШОК!!! Такое потрясенье!

От их мозгов шел сизый дым,

Глаза повылезли из шлемов!

Медаль он так не получил,

Но стал легендой в этом мире;

С ним до утра буржуи пили, —

Автограф каждый норовил

На фотку, снявшись с ним на память…

И даже буки-англичане,

Открыли виски для него;

Не зная – через одного

В России так идут полеты…

ГЕРОИ? Или ИДИОТЫ?

МиГи на Севере

Палубный истребитель МиГ-29КУБ

Палубный истребитель МиГ-29КУБ

Президент РФ провел воскресенье 27 июля на главной базе Северного Флота в Североморске, принимая участие в мероприятиях по случаю Дня Военно-Морского Флота. Владимир Владимирович обошёл на катере строй боевых кораблей и поздравил экипажи с праздником. Затем, с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», он наблюдал маневры надводных кораблей, подводных лодок и полеты авиации (вертолеты «Ми» и «Ка», самолеты Ан-26, Ан-12, Ил-38, Ил-20, Су-25УТГ и Су-33). А самое продолжительное и эффектное выступление было у группы высшего пилотажа «Стрижи» на истребителях МиГ-29.

Полеты «стрижей» над Североморском подчеркнули неразрывную связь авиации с военно-морскими силами. Действительно: не успели первые летательные аппараты появиться на свет и достигнуть известного уровня совершенства для военной службы, как моряки уже стали их использовать с береговых аэродромов, боевых кораблей и вспомогательных судов. В деле развития морской авиации Россия шла вместе с ведущими морскими державами – США, Англией, Францией, Германией и Японией.

Накануне Первой Мировой Войны двумя летающими лодками вооружили легкий крейсер «Алмаз». В состав флота вошли пароходы «Орлица», «Румыния», «Император Николай I» и «Император Александр I», превращенные в так называемые «авиационные суда» или «гидрокрейсеры». Каждый нес до 5-10 самолетов М-5 и М-9 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича, С-5а и С-10 Игоря Ивановича Сикорского. Переоборудование началось в 2013 году. Получается, что у российской палубной авиации – столетняя история. День же авиации ВМФ отмечается 17 июля. Тогда, в 1916 году, русские авиаторы на летающих лодках М-9 с авиатранспорта «Орлица» одержали свою первую победу над немецкими самолетами на Балтике.

Истребители разработки Микояна и Гуревича появились на флоте накануне Великой Отечественной Войны: весной 1941 года на МиГ-3 стали перевооружаться авиаполки советского ВМФ. Летчики морской авиации на МиГах обеспечивали ПВО кораблей и военно-морских баз на Балтике и Черном море, защищали небо Ленинграда, Севастополя, Одессы, Новороссийска.

С моря пришла и первая помощь союзников по антигитлеровской коалиции. Начиная с июля-августа 1941-го, легенды английского кораблестроения авианосцы HMS Argus (первый в мире классической компоновки, со сплошной летной палубой от кормы до носа), HMS Furious (переоборудован из линейного крейсера, первый скоростной авианосец с ходом 30 узлов) и HMS Victorious (представитель серии «защищенных авианосцев» с бронированной летной палубой) принимали участие в арктических операциях Флота Метрополии. Они производили налеты палубной авиации на базы фашистов на севере Норвегии, доставку в Мурманск и Архангельск «сухопутных» истребителей типа Hawker Hurricane. Последние поступали нам как в разобранном виде, так и перелетали с палубы авианосцев на аэродромы.

Соседка обзавидуется!

Хотя Hurricane и уступал МиГ-3 по многим показателям (по максимальной скорости – более чем на сто километров в час), советские летчики провели на нем ряд результативных боев. В одном из таких случаев краснозвездный истребитель протаранил фашистский бомбардировщик. Junkers-88 потерял управление и упал в центре города Архангельска. Подробнее об этом и других интересных эпизодах истории отечественной авиации можно узнать, посетив Негосударственное учреждение культуры «Музей авиации Севера» (г. Архангельск, аэропорт «Талаги», д. 8).

События Второй Мировой Войны показали большую уязвимость кораблей и судов от атак с воздуха. Для защиты сил флота на северных рубежах развернули крупную группировку истребителей-перехватчиков, основу которой составляют МиГи. Неподалеку от международного пассажирского терминала «Талаги» установлен самолет-памятник МиГ-31. На правом борту перехватчика красуется памятная доска с пояснительной надписью и логотипом «Севмаша» — крупнейшего кораблестроительного предприятия нашей страны.

Авианосец проекта 11430

Так получились, что Завод №402 (ныне – ОАО «Севмаш») в Молотовске (как тогда назывался Северодвинск) и московский ОКО-1 (Опытно-конструкторский отдел Завода №1, от которого ведет свою историю ОКБ имени А.И. Микояна) были образованы практически одновременно, в декабре 1939 года. Зимой они будут отмечать платиновый юбилей. Долгое время предприятия работали по собственным программам, а недавно объединили усилия на проекте 11430. Напомним, что INS Vikramaditya был передан заказчику в ноябре прошлого года, и к лету обрел полную боевую готовность. Основу его авиационной группировки составляют многоцелевые палубные истребители МиГ-29К/КУБ.

Накануне Дня Военно-морского Флота нам удалось побеседовать с генеральным директором ОАО «Севмаш». На нашу просьбу рассказать о сотрудничестве «Севмаш» и РСК «МиГ», Михаил Анатольевич Будниченко дал такой ответ: «Современный боевой корабль представляет технику большой сложности и длительного цикла. Его создание требует участия многих сотен, а иногда и тысяч, предприятий. В строительстве атомной подводной лодки участвует около тысячи предприятий производственной кооперации первого, второго, третьего и четвертого уровней. Авианосец не менее сложен. Для «Севмаш» работа по ремонту и модернизации ТАВКР «Адмирал Горшков» оказалась новым делом. Не только в Северодвинске, но и во всей России мы ранее не занимались подобными кораблями: в Советском Союзе строительство тяжелых авианесущих крейсеров осуществлялось на Черноморском Судостроительном Заводе в городе Николаев (Украина). Это было настолько новое дело для «Севмаша», что изначально потребовало создания новой производственной кооперации. В нее вошли РСК «МиГ», фирма «Камов» и другие компании, занимающиеся авиационной тематикой. Основу вновь сформированной производственной кооперации составили российские компании, которые в свое время были специально созданы для работы по укреплению обороноспособности нашего государства. Работа шла непросто, но как граждане этой страны мы понимали ответственность за порученное дело. За те годы, что мы дружно работали над модернизацией «Горшкова» и перестройкой его в Vikramaditya, у нас сложились хорошие отношения. Сегодня мы обладаем необходимым опытом, и знаем, как создавать авианосцы и палубные самолеты. Если будет задание построить новый авианосец — мы его выполним, и он у нас получится лучше, легче и быстрее. Уверен, что с него будут летать и МиГи и все другие летательные аппараты, которые заказчик захочет включить в состав авиагруппы».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435 у стенки судоремонтного завода СРЗ-35. Мурманск, Роста, 07.11.2013

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435 у стенки судоремонтного завода СРЗ-35. Мурманск, Роста, 07.11.2013

Следующий вопрос: что происходит с авианосцем проекта 11430, что благополучно прибыл к месту постоянного базирования в январе текущего года? «Я абсолютно точно знаю, как обстоят дела на Vikramaditya, — ответил Будниченко. — Недавно был в New Delhi и в Karwar, где базируется корабль, и на самом корабле. Встречался с командиром (Suraj Berry) и адмиралами ВМС Индии, отвечающими за эксплуатацию корабля и его сервисное обслуживание. Сегодня корабль работает по планам боевой подготовки ВМС Индии. С момента прибытия постоянно находился в море: авианосец практически не стоял в порту, заходил лишь на сутки-двое. Все системы и механизмы корабля работают нормально, в штатном режиме. В счет гарантии мы заменили покрытие палубы: по техническим условиям краска служит год. А далее – работы, которые должны выполняться ежегодно, будут выполняться в соответствии с сервисным контрактом, который готовится индийской стороной. Должен сказать, что в Индии нас принимают хорошо. Индийцы очень дорожат отношениями с ведущими российскими компаниями, в том числе с РСК «МиГ» и «Севмаш». Люди, принимающие решения в министерстве обороны Индии, с огромным уважением относятся к российским специалистам и нашему опыту. На всех переговорах звучит, что нынешние хозяева корабля хотят, чтобы только «Севмаш» занимался сервисным обслуживанием корабля на протяжении всего жизненного цикла – сорок лет. Эту мысль мы поддерживаем».

Российская сторона отметила неравнодушное отношение лидеров политической группировки, недавно пришедшей к власти на основе всенародного голосования. «Первое, что сделал новый премьер министр после выборов и утверждения их результатов – посетил флагман военно-морских сил. Осмотрев авианосец проекта 11430, Narendra Modi выразил удовлетворение, назвал корабль «гордостью индийских военно-морских сил». Пообщался с нашей гарантийной группой. По словам индийских офицеров, премьер-министр остался доволен кораблем», — утверждает Будниченко.

В случае соответствующего обращения индийской стороны северодвинские корабелы готовы рассматривать участие в строительстве авианосцев и подводных лодок. Сроки строительства – порядка 70-77 месяцев, отсчет ведется с момента получения первого авансового платежа.

Великолепная «пятерка»

Сегодня лишь пять государств мира — США, Россия, Франция, Китай и Индия — имеют в составе флота авианосцы, обеспечивающие базирование сверхзвуковых самолетов с обычным взлетом и посадкой. Неуклонное увеличение стоимости строительства, комплектации и поддержания в боеготовом состоянии авианосных соединений ведет к сокращению количества подобных кораблей в составе ВМС тех стран, которые пока еще могут позволить себе «роскошь» их содержания. Строительство авианосцев следующей генерации ведут только четыре страны — США, Китай, Индия и Великобритания.

Вместе с этим, сокращается и количество программ палубной авиации. В настоящее время развиваются лишь пять проектов палубных истребителей — морские варианты F-35 (США вместе с Великобританией как единственной страной-участницей проекта первого уровня), Rafale-M (Франция), J-11 (КНР), LCA-NAVY (Индия) и МиГ-29К/КУБ (Россия). Обратите внимание: после сдачи, в ноябре 2013 года, корабля проекта 11430, Россия строительство авианосцев не ведет, а вот палубные самолеты собирает как для собственного флота, так и на экспорт. И здесь, на очень важном «морском направлении», нашу страну представляет легендарный МиГ.

В боевой состав ВМС Индии уже введена первая эскадрилья многофункциональных корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ в количестве 16 таких самолетов (12 одноместных МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ), поставленных заказчику РСК «МиГ» в 2009–2011 годах. Официальная церемония ввода в строй этого подразделения индийских ВМС – 303-й эскадрильи «Черные пантеры» (INAS 303 Black Panthers) – состоялась 11 мая 2013 г. на авиабазе индийской морской авиации INS Hansa в штате Гоа на западном побережье страны. Индия заказала 45 палубных МиГов, Россия – 24.

Атомные подлодки для борьбы с пиратами

Между тем, единственный авианосец нашего флота не стоит у причальной стенки, а работает по планам боевой подготовки, ходит по морям, недавно вернулся из Средиземного моря. Его сервисное обслуживание, профилактические и другие необходимые работы выполняются на СРЗ №35 в Мурманске. «Если говорить о капитальном ремонте, то, наверное, когда подойдет срок, флот нам его закажет», — сказал Будниченко. Возможно, авианосец придет в Северодвинск в 2017-2018 году, когда «Севмаш» завершит ремонт и модернизацию атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».

Примечателен следующий факт. В минувшее воскресенье Президент России принял участие в праздничных мероприятиях на День Военно-Морского Флота и выступил с речью с летной палубы «Кузнецова». В частности, он сказал: «В прошлом году морскими силами общего назначения выполнено 43 похода, в том числе для защиты российского морского судоходства и противодействия пиратству».

Вопреки ожиданиям, морские разбойники не ушли в прошлое. Возможно потому, что отдельные государства негласно пользуются их услугами, проводя целенаправленную политику по контролю над миром. Известно выражение: «Кто контролирует океанские торговые пути, тот владеет миром». Его приводит в статье за своей подписью Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Виктор Викторович Чирков. Статья опубликована в «Морском сборнике». Это документ с номером СПИ/0085/14 «О реализации программы военного кораблестроения ВМФ РФ», в котором рассмотрены вопросы разработки и реализации долгосрочной программы строительства военных кораблей на период до 2050 года. «Прогноз развития обстановки требует наращивания нашего военно-морского присутствия в передовых районах Мирового океана, включая Средиземное море и Арктику, — пишет Адмирал Чирков. — Борьба за Северный морской путь и в целом за ресурсы Арктики уже идет!»

Со своей стороны, «Севмаш» ведет работу по арктической тематике по нескольким направлениям. «Предприятие уже построило платформу «Приразломная», — говорит Будниченко. — Для нас это первый подобный заказ. Если поступят новые и у нас для их найдутся возможности, свободные мощности, и специалисты, свободные от работ по ГОЗ, то мы возьмемся за их исполнение. Арктические платформы – очень сложная техника и интересная работа. Что же касается основного нашего предназначения – атомные подводные лодки — то богатства страны нужно охранять. А если нет мощного военно-морского флота — жди, что тебе кто-то что-то устроит. Не всем нравится, что Россия добывает на Севере полезные ископаемые. Идет борьба за ресурсы, она будет разворачиваться и дальше. Все, что мы имеем, надо не только разрабатывать, но еще и сохранить за собой. Поэтому главная задача для «Севмаша» – строить боевые корабли для ВМФ России, которые в составе арктической группировки будут охранять наши рубежи. Надо обеспечить безопасность мореплавания, чтобы никакие пираты не завелись».

Находясь в Североморске, Президент России в режиме видеоконференции принял доклад о закладке на производственной базе предприятия в Северодвинске новых атомных подводных крейсеров: «Уважаемый Владимир Владимирович, сегодня на «Севмаше» в полном соответствии с утверждённой Вами государственной программой вооружений и в соответствии с графиками, утверждёнными Министерством обороны, заложены три новых атомных подводных крейсера: «Князь Олег» – это пятый «Борей», стратегическая лодка, «Хабаровск», и ещё один «Ясень» — модернизированный проект 885М. Все работы выполнены в строгом соответствии с конструкторской документацией и приняты военным представительством 1059 Министерства обороны. Докладывал генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко».

Владимир Карнозов