Марков Дмитрий Сергеевич

markov

Герой Социалистического Труда Марков Дмитрий Сергеевич

Марков Дмитрий Сергеевич – главный конструктор ОКБ А.Н.Туполева Министерства авиационной промышленности СССР (город Москва).
Родился 20 сентября 1905 года в Санкт-Петербурге в семье инженера путей сообщения. Русский. Учился в школе в Санкт-Петербурге, затем в Ростове-на-Дону и Москве.
После Октябрьской революции в 1918 году отец был назначен заместителем Наркома Путей сообщения и в 1920 году командирован с семьёй в Ростов-на-Дону для организации Владикавказского железнодорожного округа. В ноябре 1922 года в Дагестане он и мать погибли от пуль белогвардейцев. После смерти родителей Дмитрий Марков с сестрой Галиной вернулись в Москву, где их взяла на попечение семья друга отца Н.Т.Яковлева. Также НКПС взяло шефство над Марковыми как над детьми погибших героев, предоставляя им все необходимое, в том числе и ежемесячное денежное довольствие.
В 1928 году, будучи студентом МВТУ имени Н.Э.Баумана, начал работать на заводе №1 в Москве в качестве инженера-конструктора. В 1930 году окончил МВТУ. С 1931 года - начальник конструкторского отдела, с 1932 года - главный конструктор завода №1. В период своей работы на заводе № 1 совместно с Н.Н.Поликарповым участвовал и непосредственно руководил внедрением в серию самолётов: И-7, Р-5 и его многочисленных модификаций. Руководил проектированием модификаций самолёта Р-5: P-Z и Р-5ССС.
Инициативная группа под руководством Д.С.Маркова и инженера Скарбова предложила улучшить тактико-технические данные самолёта Р-5 и получила согласие. Машина получилась более скоростная, и её запустили в серийное производство под маркой Р-Z. В 1936-37 годах было выпущено свыше 1100 подобных самолётов и свыше 200 машин в почтовом варианте для нужд ГВФ. Лётчик Шевченко на самолёте Р-Z в 1937 году достиг рекордной высоты 11100 м — это был последний самолёт-разведчик биплановой схемы, выпущенный серийно советской авиапромышленностью. По инициативе Маркова была создана модификация под названием В-Е. Этот самолёт воевал в Испании.
имени Н.Э.Баумана.
В середине 1930-х годов участвовал в заграничной командировке по авиазаводам США. 6 ноября 1938 года арестован по обвинению в шпионаже и вредительстве. 14 мая 1939 года Военной коллегией Верховного суда СССР осуждён к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет.
С 1938 года, после ареста органами НКВД, работал под Омском в ОТБ НКВД, где принимал участие в проектировании самолётов "100", "102" и "103". Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года досрочно освобождён от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 10 сентября 1955 года реабилитирован.
С 1941 года - в коллективе А.Н.Туполева. В должности помощника главного конструктора ОКБ-156 участвовал в доводке и внедрении в серию и эксплуатацию самолёта Ту-2 – фронтового бомбардировщика, внёсшего заметный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
В 1947 году был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-156 по внедрению в серию тяжёлых самолетов. Руководил работами по доводке, внедрению в серию и эксплуатацией бомбардировщика Ту-4.
С 1949 года - главный конструктор ОКБ-156. В 50-х годах он совмещал работу главного конструктора и руководил работами агрегатного отдела и отдела эксплуатации. Будучи руководителем программы создания самолёта Ту-16 и его модификаций, внёс огромный вклад в создание и развитие этого выдающегося самолёта.
Самолёт Ту-16 — первый серийный отечественный реактивный дальний бомбардировщик. Первоначально он создавался ОКБ Туполева на основе проекта самолёта 88, работу по которому Д.С.Марков начал в 1948 году. Первый полёт прототипа самолета Ту-16 (88-1) выполнил 27 апреля 1952 года экипаж Н.С.Рыбко и Б.JI.Мельникова. В 1954 году самолёт Ту-16 был принят на вооружение, выпускались около сотни его модификаций. Строился он в вариантах ракетоносца, торпедоносца, разведчика, заправщика, и с 1953 года было выпущено более 1500 машин. У самолёта Д.С.Марковым была тщательно отработана аэродинамическая форма (с использованием «правила площадей»), и он был оснащён двумя мощными двигателями А.А.Микулина АМ-ЗМ. Существенно расширились его боевые возможности после оснащения оригинальной системой дозаправки в воздухе — «с крыла на крыло».
На основе Ту-16 им был спроектирован и долгое время успешно летал на линиях «Аэрофлота», а также зарубежных компаний первый отечественный пассажирский реактивный самолет Ту-104. Обе машины были в своём роде оригинальными и проложили новые пути в развитии авиации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за большие успехи в создании авиационной техники Маркову Дмитрию Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В конце 1960-х годов ОКБ-156 было переименовано в ОКБ Московского машиностроительного завода «Опыт» (ММЗ «Опыт»). Руководил работами по основным самолётам этого ОКБ.
Руководил работами по созданию первых сверхзвуковых самолётов ОКБ: Ту-98, "105", "105А" (Ту-22), а также по созданию и эксплуатации пассажирских реактивных самолётов ОКБ: Ту-104, Ту-124 и на начальном этапе создания Ту-134 и Ту-154, вплоть до Ту-96 и Ту-204, работу над которыми он прекратил за 3 месяца до своей кончины.
Особенно значительны заслуги Д.С.Маркова в развитии семейства самолётов Ту-22Ту-22М. Он руководил созданием многорежимного ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М, одного из лучших боевых самолётов конца XX столетия. Этому самолёту, его развитию и доводке Д.С.Марков посвятил последние свои 25 лет жизни.
За более чем 65 лет конструкторской деятельности с участием Д.С.Маркова создано около 90 типов самолётов и их модификаций.
Жил в Москве. Умер 4 января 1992 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина (06.12.1949, 12.07.1957, 27.09.1976), орденами Отечественной войны 1-й и 2-й (16.09.1945) степеней, 2 орденами Трудового Красного Знамени (02.11.1944, 08.08.1947), медалями.
Лауреат Ленинской премии, трижды лауреат Государственной премии СССР.

Posted in Конструкторы and tagged , , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *