Аверьянов Вячеслав Юрьевич

averyanov

Герой Российской Федерации Аверьянов Вячеслав Юрьевич

В. Ю. Аверьянов — Заслуженный летчик-испытатель РФ (10.04.2006). Награжден орденом Мужества (1996 г.). Родился 15 сентября 1959 г. в городе Белорецке (районный центр Белорецкого района Башкирии) в семье рабочего. Русский. В 1976 г. окончил Белорецкую среднюю школу № 5. В Советской Армии с 1976 г. В 1980 г. окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В. М. Комарова, а затем проходил службу в этом же училище в должности летчика-инструктора. С 1985 г. — в запасе. В 1986 г. окончил школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР (ШЛИ МАП). С 1986 г. — на летно-испытательной работе на Авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в городе Комсомольске-на-Амуре. С 1989 — на летно-испытательной работе в ОКБ «Сухого». В том же году В. Г. Пугачев направил его на отработку взлета с наземного испытательного и тренировочного комплекса (НИТК), построенного в Крыму. Впоследствии Аверьянов принял участие в испытаниях палубного истребителя Су-27К (Су-33). К 2001 г. его налет составил 3400 часов, он освоил 40 типов самолетов. Поднял в небо Су-30МК (1.07.1997). Участвовал в испытаниях Су-17, Су-25, Су-24, Су-27, Су-30, Су-35, Су-33. Выступает с показательными программами на международных авиасалонах — МАКС, Ле-Бурже, Фарнборо, Бангалор, Джакарта, Лима, Дубай и др.

В 1999 г. Аверьянов был представлен к званию Героя Российской Федерации, но авария Су-30МК в Ле-Бурже отложила присвоение высокого звания. Это был единственный случай, когда Аверьянов был вынужден катапультироваться. После той аварии он дважды спасал Су-30МК — летом 2000 г. в испытательном полете Су-30МК в сверхзвуковом режиме при полной загрузке ракетами вдруг буквально «замахал крыльями». Экипаж вполне мог катапультироваться, но он рискнул и сумел посадить машину. При испытаниях на штопор Су-30МК удалось ввести в штопор, а вот выходить из него «сушка» отказалась наотрез. Нужно катапультироваться. Но Аверьянов в последний момент смог раскрыть парашют, выровнял и посадил машину…

Указом Президента Российской Федерации № 1160 от 29 сентября 2001 года (Собрание законодательства Российской Федерации от 1 октября 2001 г, № 40, ст. 3834) за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, Аверьянову Вячеславу Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Живет в городе Жуковском Московской области.

Вот некоторые эпизоды из многолетней испытательной работы Вячеслава Аверьянова: «…При выполнении испытательного полета на сверхзвуковой скорости на самолете Су-30 МКИ, несущем полный комплект ракетного оружия, сложилась аварийная ситуация. В пространственном перевернутом положении при движении самолета к земле с перегрузкой около шести единиц сильная тряска с высокой частотой и нарастающей амплитудой. Это грозило разрушением самолета. По ощущению Вячеслава Юрьевича, самолет буквально „махал крыльями». В такой обстановке, когда невозможно считывать параметры самолета из-за вибрации приборов, Аверьянов, не допуская поспешных и резких движений органами управления, которые могли бы усугубить обстановку, хладнокровно, выверенно, ювелирно пилотируя, вывел самолет из опасного режима. При детальном изучении и анализе данных, полученных с помощью контрольно-записывающей аппаратуры, ведущими специалистами „ОКБ им. Сухого» была установлена природа не встречавшегося ранее в истории авиации явления и произведены доработки самолета для его предотвращения. Последующие испытания Су-30 МКИ, проведенные Аверьяновым, подтвердили правильность принятого технического решения…

…При испытаниях самолета Су-30 МКИ по программе сваливания из штопора, на высоте 11 километров был получен новый, ранее не встречавшийся режим устойчивого штопора, выход из которого не обеспечивался действиями органов управления самолетов. Вячеслав Юрьевич вновь с риском для жизни спас машину от разрушения, отказавшись от предписанного инструкцией катапультирования, применил противоштопорный парашют на высоте четыре тысячи метров. Хладнокровие, уверенные и грамотные действия позволили Аверьянову вывести самолет из штопора. За успешное обеспечение безопасности полетов строевых летчиков Вячеслав Юрьевич был представлен к награждению премией по номинации „За выдающиеся достижения в обеспечении безопасности полетов».

Posted in Испытатели and tagged , , , .

One Comment

  1. Слав здравствуйте.
    Я Иванов Павел.
    Работал с Юрцевым В.П.
    Есть предложение по углообразному СУ.
    89149212344. Перезвони. Инженер как Петрович Юрцев Я.
    С Петровичем был по СУ 1907 и серией 2105 и 2106 Ахтуюбинск 2004.
    ПВД и мошка вспомни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *