Новожилов Генрих Васильевич

novozhilov

Генеральный конструктор Новожилов Генрих Васильевич

Новожилов Генрих Васильевич – российский советский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».

Родился 27 октября 1925 года в Москве в семье военных Василия Васильевича Соколова (1900-1987) и Ираиды Ивановны Новожиловой (1901-1979). Русский. В Великую Отечественную войну с матерью оказался в эвакуации в городе Пенза, там окончил девять классов. В Москву вернулся в августе 1942 года. Пошел работать на кафедру физики Московского авиационного института (МАИ), а год спустя стал студентом самолетостроительного факультета МАИ.

На преддипломную практику Новожилова направили в ОКБ-240, которым руководил С.В. Ильюшин. В ОКБ существовало незыблемое правило – студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом, 1 июля 1948 года Новожилов стал инженером-конструктором. А практика оказалась самой, что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым В.А.Борог (впоследствии – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий). В 1949 году Новожилов окончил МАИ.

В послевоенные годы страна восстанавливала разрушенные войной города и заводы, в обстановке исключительной секретности готовила первое испытание ядерного устройства, разворачивала производство баллистических ракет и реактивных самолетов. Поршневая авиация уходила в прошлое: в поверженной Германии реактивные боевые самолеты уже строились пусть небольшими, но сериями.

14 мая 1949 года И.В.Сталин на расширенном заседании правительства подвел итоги государственных испытаний реактивных фронтовых бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и подписал постановление Совета Министров № 1890-700 о принятии на вооружение машины С.В. Ильюшина.

novozhilov-2Серийное производство «двадцать восьмых» развернули одновременно на трех заводах – в Москве, Воронеже и Омске, а чуть позднее подключили заводы в Иркутске и Куйбышеве. Ил-28 разрабатывали, не имея никакого технического задания, в инициативном порядке. Группе С.В. Ильюшина, в которую входил и Новожилов, трудно было состязаться в «пробиваемости» с А.Н. Туполевым, который одновременно с ними строил хоть и по государственному заказу, но оказавшуюся не вполне удачной машину Ту-14, во многом аналогичную Ил-28.

29 декабря 1952 года Совет Министров СССР принял постановление о создании околозвукового фронтового бомбардировщика Ил-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять «двадцать восьмые». Впервые самолет поднялся в воздух 3 апреля 1955 года.

В 1956 году Новожилова избрали секретарем партийного комитета завода. К тому времени он прошел все положенные ступени инженерной карьерной лестницы, стал конструктором первой категории, занимался и пассажирским Ил-14, и реактивным штурмовиком Ил-40, наконец, летными испытаниями Ил-54. Партийные дела он сдал в сентябре 1958 года и вернулся в чистую инженерию, но уже на более высоком уровне: его назначили заместителем главного конструктора пассажирского Ил-18 и поручили организовать эксплуатацию этих машин в «Аэрофлоте». Новожилов высказал С.В. Ильюшину свои сомнения относительно такого «перемещения», приводя веские, как ему самому казалось, доводы: Ил-18 он не строил, с эксплуатацией не очень знаком. Однако генерального не переубедил.

В ту пору Новожилову пришлось много летать по стране и за рубежом. Выпадали и тяжкие моменты, когда он участвовал в работе аварийных комиссий – представлял разработчика и докапывался до истинных причин катастроф, дабы исключить их повторение. Он считал Ил-18 особо ценной для себя машиной и говорил, что без той производственной школы не было бы и генерального конструктора Новожилова.

Шесть лет отдал Новожилов «восемнадцатому» и в 1964 году последовало очередное повышение – его назначили первым заместителем генерального конструктора, а задачу сформулировали следующим образом: поставить «на крыло» дальнемагистральный Ил-62 и организовать его серийное производство. Результатом работ по Ил-62 стало присуждение весной 1970 года группе ильюшинцев, в их числе и Новожилову, Ленинской премии. А год спустя, когда государство подвело итоги выполнения восьмого пятилетнего плана, Новожилов в первый раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

novozhilov-3В 1970 году Новожилов был назначен генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».

25 марта 1971 года Новожилов пригласил на «Ходынку» – Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе, откуда выполняли первые полеты практически все машины ОКБ. В тот день готовили к подъему новый военно-транспортный самолет – огромный Ил-76. Подъем «крылатого грузовика» поручили Герою Советского Союза Э.И. Кузнецову, сменившему в должности шеф-пилота ОКБ легендарного дважды Героя Советского Союза В.К.Коккинаки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Новожилову Генриху Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Еще в 1969 году в Опытно-конструкторском бюро началась разработка первого российского широкофюзеляжного пассажирского самолета, названного Ил-86. К тому времени отечественные перевозки пассажиров приблизились к 100-миллионному рубежу, спрос на воздушный транспорт был огромен, к тому же за океаном совершил первый полет опытный «Боинг-747». Однажды Новожилов возвращался из Сочи в одном самолете с двумя министрами – авиационной промышленности П.В.Дементьевым и гражданской авиации Б.П.Бугаевым. Разговор, естественно, зашел о создаваемом Ил-86, ведь лайнер предназначался для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха. Для таких рейсов его предусмотренная постановлением правительства дальность в 2400 километров представлялась вполне достаточной. Однако Новожилов сообщил министрам, что в ОКБ в инициативном порядке изучают вопрос об увеличении дальности вдвое. И его поймали на слове: министры пододвинули Новожилову листок бумаги, поставили на нем «5000 километров» и заставили подписаться. По сей день все российские авиаперевозчики, эксплуатирующие Ил-86, используют его на линиях подобной протяженности.

Создание небывалой для российской авиапромышленности машины, 350 пассажирских кресел – дело нешуточное, началось с проработки возможных вариантов. Новожилов припоминает, что рассматривали трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76. В конце концов, принялись за разработку совершенно нового аэроплана. На исходе 1976 года из ворот опытного завода ОКБ на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный Ил-86. Командиром корабля утвердили опять-таки Э.И. Кузнецова, правым летчиком – заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Г.Н.Волохова (в будущем – заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза), штурманом – заслуженного штурмана-испытателя СССР В.Щеткина, бортинженером – И.Якимца.

15 марта 1979 года Новожилов был избран членом-корреспондентом, а 26 декабря 1984 года – действительным членом (академиком) АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») 23 июня 1981 года Новожилов Генрих Васильевич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

В марте 1981 года в Ташкенте (Ташкентское производственное объединение имени В.П.Чкалова – давний и постоянный партнер ильюшинцев) подняли в воздух модифицированный военно-транспортный Ил-76МД. В августе взлетел самолет-лаборатория Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости. 1982 год стал годом первого полета очередной модификации Ил-76ТД и взлетом экспериментального реактивного штурмовика Ил-102. Год спустя отправили в небо заправщик Ил-78 и летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель».

28 сентября 1988 года заслуженный летчик-испытатель СССР С.Г.Близнюк (в будущем – Герой Советского Союза), сменивший Э.И. Кузнецова в должности шеф-пилота ОКБ, поднял с Центрального аэродрома в Москве опытный дальнемагистральный Ил-96-300, а через полтора месяца, уже в Воронеже, С.Г.Близнюк взлетел на построенной там второй «девяносто шестой» (Воронежский авиазавод – еще один постоянный партнер «илов»). В марте 1990 года совершил первый полет новый пассажирский самолет для местных воздушных линий – двухмоторный турбовинтовой Ил-114. Пройдет некоторое время, и поднимется Ил-96 с американскими двигателями.

17 мая 1994 года И.Гудков на подмосковном аэродроме «Раменское» поднял легкокрылую многоцелевую «птичку» Ил-103. 1 августа 1995 года А.Н. Кнышов (в будущем – Герой РФ) совершил в Ташкенте первый полет на очередной версии Ил-76, уже с литерами «МФ», оснащенной пермскими двигателями ПС-90. Правда, термин «версия» для Ил-76МФ не очень-то и подходит. Это совершенно новый летательный аппарат, своим рождением обязанный опять-таки инициативе ОКБ и ташкентского завода.

novozhilov-4Последнее десятилетие, когда знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства, стало тяжелым испытанием для генерального конструктора Новожилова и его коллег. Однако, несмотря на все трудности, ОКБ «Ильюшин» продолжает поднимать в воздух один за другим новые самолеты, потребные для XXI века.

Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых «нововведений» защищены патентами.

Член ВКП(б)/КПСС в 1951-1991 годах. В 1974-1989 годах депутат Верховного Совета СССР, в 1989-1991 годах – народный депутат СССР.

Сейчас Новожилов главный советник генерального директора ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина».

Доктор технических наук (1975), профессор, заслуженный конструктор Российской Федерации.

Награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почёта», орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2000) и 3-й (1995) степеней, медалями, в том числе золотой медалью имени А.Н.Туполева (1991).

Лауреат Ленинской премии (1970), премии Правительства Российской Федерации.

Posted in Конструкторы and tagged , , , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *