Родился 8 Марта 1919 года в городе Алатырь Казанской губернии (ныне Чувашия), в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ железнодорожного транспорта. Работал помошником машиниста паровозного депо и учился летать в Алатырском аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.
С Июня 1941 года сержант А. В. Кочетов в действующей армии. Боевую деятельность начал в составе 629-го ИАП, там же одержал свои первые победы. В Апреле 1943 года был отправлен в 43-й ИАП, где и продолжил свою службу.
К середине Октября 1943 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Старший лейтенант А. В. Кочетов совершил 262 боевых вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых сбил лично 19 и в составе группы 3 самолёта противника.
13 Апреля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего совершил 488 успешных боевых вылетов. Проведя более 120 воздушных боёв, сбил 34 самолёта противника лично и 8 — в группе с товарищами.
После окончания войны до 1947 года продолжал службу в ВВС. В 1955 году зачислен на службу во Внутренние войска МВД СССР. С Марта 1960 года Майор А. В. Кочетов — в отставке. В 1961 года окончил Чувашский педагогический институт. Жил в городе Чебоксары. Умер 31 Января 1994 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (трижды); медалями.
* * *
Старинный город Алатырь стоит на реке Суре в Чувашии. Заложен он был самим Иваном Грозным по пути в Казань. Воинственные стрельцы стали первыми его жителями, они же дали ему такое красивое название («алатырь» означает «янтарь»). С тех далеких времен родятся здесь смелые, сильные мужчины с решительным характером. Достаточно сказать, что на земле Чувашии — от Порецкого до Алатыря, на расстоянии каких-то 40 километров — родилось и выросло 15 Героев Советского Союза, прославивших Родину в Великую Отечественную войну. Среди них — известный лётчик Александр Васильевич Кочетов.
Большой отвагой отличался командир 3-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка Кочетов Александр Васильевич. Этот человек богатырского сложения, славившийся своими делами и дерзкими налётами на вражеские объекты, был на земле простым, добродушным и скромным человеком.
Он родился 8 Марта 1919 года. Окончив школу, подался в путейцы. И когда много позже друзья-приятели, покряхтывая от его дружеских медвежьих объятий, спрашивали, откуда, мол, у тебя такая силища, Саша Кочетов отвечал: «А ты попробуй покидай лопатой в паровозную топку за одну смену 10 тонн угля — вот и поймёшь».
Помощник машиниста Саша Кочетов не только нажил богатырские мышцы, он был отличным спортсменом, бегал на каток вместе с милой сердцу подругой Алей, с которой, вообще-то говоря, они были тёзками — её тоже нарекли при рождении Александрой. И всё вроде бы определилось в жизни Саши и Али, как вдруг их судьбы захлестнул водоворот событий.
Время-то было какое! Все мальчишки в одночасье заболели авиацией. Да и было отчего: покорение Арктики, перелёт через Северный полюс, вся страна повторяет имена героев-лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова, Водопьянова, Леваневского. Однако незадача: в Общество друзей воздушного флота мальчишек не берут — говорят, нос не дорос. А те не унывают — давай в кружок авиамоделистов! А в 1927 году родился ОСОАВИАХИМ, и наконец-то приняли историческое решение — снизить возрастной ценз членов оборонного общества до 14 лет. Вот это да! Целая армия отроков ринулась заниматься военно-прикладными видами спорта.
В самый пик разросшейся по всему миру славы русских лётчиков подался в Алатырский аэроклуб и Саша Кочетов co своими закадычными товарищами. А когда пришёл его черёд идти в армию, был уже практически готовым пилотом и поликарповский У-2 знал как свои пять пальцев. Вот только влезть в открытую всем ветрам кабину первого в своей жизни самолёта Саше было трудновато — не рассчитана она была на богатырей.
Энгельсское военное авиационное училище лётчиков стало для Александра Кочетова логическим продолжением наметившейся жизненной стези. И пришёл, наконец, тот запомнившийся на всю жизнь тёплый Майский день, когда он с учащённо бьющимся от волнения сердцем прикрепил к голубым петлицам гимнастёрки рубиновые «кубари» Младшего лейтенанта ВВС.
Получив назначение в город Малоярославец Калужской области, Александр Кочетов заехал в Алатырь и женился, естественно, на Але, то есть теперь уже Александре Михайловне, которая закончила педучилище и успела поработать 2 года учительницей в норваш-кошкинской школе Янтиковского района Чувашии.
На границе тем временем становилось всё тревожнее. Семьи лётчиков отправили к родным. Уехала к родителям Саши в тихий город Алатырь в декретный отпуск и Аля. Не знал, не гадал Саша, отправляя жену в Чувашию, что свидеться придётся ох как нескоро и что не удастся ему услышать первый крик своего ребёнка. Но рождение первенца он почувствовал за тысячи километров от него. Был первый час ночи, когда после поездки во Львов Александр Кочетов добрался до своей постели на аэродроме. Проваливаясь в сон, мысленно был рядом со своей Алей, в далеком Алатыре. Придёт время, и он узнает, что именно в этот момент у него родилась дочь.
Поспать же полноценно не удалось — раздался сигнал боевой тревоги. Наступило утро 22 Июня 1941 года…
Он встретил войну в 18 км от западной границы в составе 629-го авиационного полка Юго-Западного фронта. В 4 часа пошли «Юнкерсы» под прикрытием «Мессеров», неся смертоносный груз. С ходу начали штурмовку аэродрома, но им не удалось застать врасплох лётчиков. Навстречу врагам стремительно поднялось своевременно взлетевшее дежурное звено. Немцы растерялись, они не ожидали такого мгновенного отпора. А дерзкое звено «ястребков» ударило точно по строю бомбардировщиков и разметало его. Два Ju-88 врезались в землю в первые же минуты…
Так начиналась война. Тогда Александр впервые увидел, как падали и горели фашистские самолёты.
Он занимался воздушной разведкой войск противника, разыскивал места скоплений военных частей врага, определял род войск и направление их движения. Задача непростая, ответственная. Одно плохо, думалось Младшему лейтенанту, разведчику нельзя ввязываться в бой с противником. А Кочетову с его решительным характером не терпелось схватиться с врагами.
Командир успокаивал рвущегося в бой молодого лётчика: придёт, дескать, и твоё время. Вскоре действительно пришлось и ему вступить в схватку с немецкими лётчиками, имевшими громадный опыт воздушных сражений в небе Западной Европы.
Трудные дороги отступления: Проскуров, Винница, Ростов-на-Дону, Краснодар, бои на Волге под Сталинградом. Десятки раз сопровождал наши самолёты на бомбардировку вражеских войск, летал в разведку. А вскоре он открыл свой боевой счёт. Первый самолёт, бомбардировщик He-111, Кочетов сбил в Августе 1941 года.
Первый свой бой с врагами Кочетов принял над железнодорожной станцией Бахмач. Вспоминая об этом бое, Александр Васильевич рассказывает:
«Мы поднялись по тревоге и шли с набором высоты к Бахмачу. С запада на высоте 3500 метров шла группа «Юнкерсов». Мы были выше. Вот она, минута встречи с врагом лицом к лицу! Делаю боевой разворот и иду на фрица, позабыв о товарищах, бросив звено, не сознавая того, что врага надо бить не одному, а группой и массированным ударом. В безрассудстве я сделал и другую непростительную ошибку — не предупредил ведущего группы о противнике.
Ведущий заметил врага позднее. Но всё же эскадрилья набросилась на «Юнкерсы» и не дала бомбить железнодорожный узел. А вот из-за моей оплошности не смогла нанести урон противнику. А я, «лихой» лётчик, увязался за одним из «Юнкерсов» и «клевал» его так, как меня совсем не учили: открывал огонь с больших дистанций, неправильно делал заходы для атак. И «Юнкерс», конечно же, ушёл».
Когда Кочетов остыл после горячки боя и понял, что натворил, то дал себе слово: такое больше не повторится никогда. Это слово он сдержал. Когда позднее он командовал звеном, а затем эскадрильей, не потерял ни одного своего ведомого. Пока же теряли боевых товарищей, горели самолёты…
Тщательный анализ первого, неудачного для него боя дал свои плоды уже в очередном боевом вылете над той станцией Бахмач, которую авиаполк защищал от бомбёжек врага. Заметив приближающийся самолёт, Кочетов определил, что это разведывательный «Хейнкель». Сделав разворот, Александр бросил И-16 на вражеский самолёт. С «Хейнкеля» заработал турельный пулемёт. И хотя «Хейнкель» был уже в сетке прицела, Кочетов не открывал огня, памятуя о первой неудаче, когда стрелял издалека. Но воздушный стрелок с «Хейнкеля» стрелял не переставая… 200 метров до врага, 100 … Рано! 50 метров — «Хейнкель» весь влез в прицел, и Кочетов нажал на все гашетки — град свинца обрушился на немецкого разведчика.
Это случилось 18 Августа 1941 года. Александр Кочетов был очень рад тому обстоятельству, что сбил первый самолёт противника в День авиации. Хорошая примета! Через 2 дня тем же методом он уничтожил ещё одну такую же машину.
В конце 1941 года и в первой половине 1942 года Кочетов служил в ПВО Москвы, затем сражался под Сталинградом. К тому времени он был уже опытным лётчиком, который исправно сбивал хваленые немецкие «Юнкерсы» и «Мессершмитты». Одно угнетало — уже год не было писем из дома. Как там в Алатыре? Что с родителями, с женой? Он даже не знал, благополучно ли прошли роды. Отступление, частые передислокации авиачасти… Письма его уходили, не принося ответов. И вот наконец долгожданная весточка, заветный фронтовой треугольник! Оказывается, дочурке Кочетова исполнился уже год, а молодой папа всё это время был в неведении. Радость переполняла грудь. Все тяготы кровопролитной войны меркли перед весточкой из дома — ведь совсем рядом (от Сталинграда до Алатыря — для самолёта не расстояние) растёт его продолжение, его кровинушка!
В грозные Сентябрьские дни 1942 года, в одном из сообщений Советского информбюро говорилось: «Наши лётчики самоотверженно ведут борьбу с численно превосходящими силами немецкой авиации. Младший лейтенант Кочетов за один день сбил «Юнкерс-87» и «Мессершмитт-109». Это произошло 30 Сентября 1942 года. Вспоминает сам Александр Васильевич:
«Я тогда был ведомым у Лейтенанта Евсеева. Главная моя обязанность была прикрывать ведущего. Нас было четверо. Над городом завязался жестокий воздушный бой. Прямо по курсу — два «Юнкерса». Евсеев идёт в атаку. Я — за ним. Первый «Юнкерс» успел отвалить в сторону, а второго «Лапотника» я поймал в прицел. Длинная очередь. Ещё одна. И «Юнкерс» пылающим факелом врезался в землю».
Это был не единственный случай, когда Александр Кочетов уничтожил за один день боёв 2 вражеских самолёта. С начала Сентября 1942 года, части 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО вели активную борьбу с авиацией противника, поддерживавшей активные действия наземных войск. И ещё 23 Сентября Младший лейтенант А. В. Кочетов в воздушных боях над Сталинградом сбил 2 вражеских самолёта.
В своём выступлении по телевидению, Александр Васильевич Кочетов говорил:
«Отважно сражались в небе наши лётчики и зенитчики, сбившие за день 90 самолётов противника. В отражении ударов с воздуха принимали участие истребители 8-й Воздушной армии 102-й авиационной дивизии ПВО, в том числе и наш 629-й истребительный авиационный полк. Оборонительный период битвы на Волге явился для наших войск крупной вехой на пути к победе. Он подготовил необходимые условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Победа на Волге была победой всего Советского народа, народа-труженника, народа-героя».
Всего же в небе Сталинграда Александр Кочетов выполнил 105 боевых вылетов, участвовал в 78 воздушных боях, лично сбил 7 самолётов (5 бомбардировщиков и 2 истребителя) и 1 — в составе группы. Здесь он получил первую свою награду — орден Отечественной войны 1-й степени. В 43-й полк Кочетов пришёл уже опытным лётчиком.
Весной 1943 года 43-й истребительный авиационный полк, в котором теперь служил Кочетов, перебазировался на Северный Кавказ. Начались ожесточённые бои за господство в воздухе с отборными частями Люфтваффе, стянутыми сюда отовсюду. Немцы решили вернуть себе утраченное превосходство в воздухе, так что небо Кубани было буквально нашпиговано самолётами.
Смертельная схватка за господство в воздухе шла в толще атмосферы от 100 метров до 7000. Всего 43-й полк сбил в небе Кубани 82 вражеских самолёта, из них 13 — на счету Кочетова. Знаменитые немецкие эскадры потерпели здесь сокрушительное поражение.
Сильными были бои в районе Новороссийска и станице Крымской. Схватки велись на малых и больших высотах — от 100 до 7000 метров. Шла борьба за господство в воздухе.
8 Мая 1943 года звено Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. При подходе увидели, что наши передовые позиции бомбят самолёты противника. На большой скорости звено внезапно атакует противника и в результате падают 3 бомбардировщика, которых сбили Кочетов, Бородин и Костиков. Враг был ошеломлён. А ниже 4 наших «Яка» сражаются с 8 Ме-109. Они сошлись в лобовой атаке. Здесь Спартаком Маковским будет совершён воздушный таран.
Об одном вылете Кочетов рассказывает сам:
«Со своим ведомым идём на высоте 5000 метров. Под нами большой аэродром противника. Мне приказали вести разведку. Ложусь на курс фотографирования. Хоть и прикрывает меня напарник, всё время приходится быть настороже. В районе Анапы воздух словно нашпигован фашистскими истребителями. И вот они тут как тут: 8 «Мессеров». Двое против восьми. Но не вижу напарника. Без боя не уйти. Закружилась смертельная карусель. Выхожу из лобовой атаки: фриц горит. В прицеле другой, но у меня в хвосте висят двое. Срываюсь в штопор. Пот застилает глаза. Твержу себе: надо выбраться, обязательно выбраться. Но я не просто веду бой: обороняюсь, нападаю. Я постепенно отхожу к своей территории. Горючего — совсем ничего. Снижаюсь до бреющего. Помогает солнце, оно слепит немцев. Так они «проводили» меня до Краснодара. Сел на первый наш аэродром. В конце пробега замер винт — горючее кончилось.
Здесь мой самолёт заправили горючим, пополнили боезапас, осмотрели машину. И удивительно: после такой «карусели», когда, казалось, самолёты крыльями задевали один другого, ни одной пробоины, ни одной царапины. Ну что ж, повоюем ещё, лейтенант!»
3 Июня 1943 года Александр Кочетов выполнял задание в районе станицы Киевская. В воздухе встретил 6 Ме-109. Бой был неравным. Кочетов умелым маневром сбил одного «Мессера», сам вернулся на свой аэродром невредимым.
С Октября 1943 года Кочетов воевал на «Яках» в Крыму, где только в ходе штурма Сапун-горы сбил 2 неприятельские машины.
10 Октября 1943 года командир 3-й эскадрильи Александр Кочетов повёл группу из 8 самолётов на боевое задание. Ставилась задача: прикрыть наземные войска, не допустить бомбардировки их немецкими бомбардировщиками. Кочетов повёл свою восьмёрку навстречу врагу, когда они были за линией фронта. Встретили 60 Ju-88. Лётчики действовали стремительно. Завязался бой. Строй врагов был разбит и бомбовый груз был сброшен на головы немцев. В этом бою было сбито 4 «Юнкерса». Все 8 наших самолётов вернулись на свой аэродром.
Дальнейший путь отважного лётчика — Белоруссия, Прибалтика, Польша.
11 Апреля 1944 года наши войска освободили город Керчь. 12 Апреля на разгром вражеского аэродрома близ посёлка Ички (ныне Советский) было поднято 24 истребителя с бомбами под плоскостями. Группы по 12 машин вели опытные командиры — капитаны А. В. Кочетов и С. А. Лебедев.
Удар был внезапным, полёт проходил над западной частью Азовского моря. Над целью на высоте 600-700 метров увидели 4 «Фоккера». В мгновенной атаке Кочетов и Лебедев сбили 2 FW-190. Сброшенные на стоянки самолётов бомбы нанесли врагу большой урон.
13 Апреля 1944 года, вроде бы несчастливое, по поверью, число, стало для Кочетова самым знаменательным в жизни. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР первым в Краснознамённом 43-м истребительном авиаполку 8-й Воздушной армии Южного фронта командирам эскадрилий Александру Кочетову и Спартаку Маковскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением орденов Ленина и медалей «Золотая Звезда». А на другой день на торжественном построении авиаполка командир дивизии В. Т. Лисин вручил Александру Кочетову заслуженную награду.
Из наградного листа Героя Советского Союза А. В. Кочетова:
«В Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с 22 Июня 1941 года на Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском и Южном фронтах. До Июля 1943 года вёл боевую работу в должности командира звена. С Июля 1943 года — в должности командира эскадрильи на передовых действующих аэродромах. За период боевой работы имеет 262 вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 19 самолётов противника и 3 — в составе группы.
Эскадрилья в боевых действиях за время его командования на Северо — Кавказском и Южном фронтах имеет 672 боевых вылета, проведено 293 воздушных боя, в которых уничтожено 50 самолётов противника».
12 Мая 1944 года Крым был полностью очищен от захватчиков. Берег моря был усеян вражескими трупами в мышиных мундирах и техникой. И сразу же жители Крыма стали очищать город от трупов фашистской нечисти.
Крым запомнился Александру Кочетову не только смелыми атаками и сбитыми самолётами врагов. Однажды на окраине Симферополя он увидел разрытые могилы мирных жителей, зверски расстрелянных гитлеровцами. Старики, женщины со скрученными проволокой руками, дети. Увидев это своими глазами, лётчик, не раз смотревший смерти в глаза, не выдержал, ушел. Ненависть кипела, душила горло. Это ещё больше усилило ненависть к врагам и стремление беспощадно уничтожать убийц…
После освобождения Крыма предстояло перебазирование в Белоруссию. Командование полка предоставило 25-летнему Герою Советского Союза Александру Кочетову краткосрочный отпуск. 28 мая 1944 года он приехал в родной Алатырь.
Земляки с восторгом встретили Героя. Его приглашают рабочие депо, где начиналась его трудовая биография, ученики школы, в которой он учился, коллективы других учреждений и предприятий. О нём пишут местные и республиканские газеты. В алатырской газете «Ленинский путь» публикуется его статья «В боях за Родину». В ней он держит своеобразный отчёт перед земляками, рассказывает, что успел сделать для достижения победы над противником, объясняет, как ему удается одолевать коварного врага и что ему помогает в этом, откуда он берёт силы в смертельной схватке с оккупантами.
«Мы бьём немца потому, что закалились сами и многому научились на войне. Бьём его могучей советской техникой и бьём его тем, что писатель А. Толстой назвал «русским характером». Составной частью этого понятия является непримиримая ненависть к врагу. Она горит в сердце русского солдата всегда, а особенно тогда, когда воочию видишь ужасные доказательства немецких зверств».
Когда он писал эти строки, перед его глазами предстала картина освобождённого Симферополя, где в его присутствии вскрыли яму с расстрелянными жителями города.
Затаив дыхание слушали земляки-алатырцы лётчика — Героя Советского Союза. Можно поклясться, что поголовно все мальчишки, кто его слушал, в те волнующие моменты захотели стать лётчиками и отправиться на фронт бить врага.
Обаяние 25-летнего богатыря с Золотой Звездой на груди было так велико, что в родном Алатыре начали собирать средства для покупки самолёта в дар Капитану А. Кочетову. Инициатива пошла от коллектива родного депо, который предложил отчислять двухдневный заработок на приобретение боевого самолёта. Предложение было мгновенно подхвачено всеми алатырцами. За короткий срок деповцы внесли 20.000 рублей, работники паровозоремонтного завода – 50.000 рублей, леспромхоз собрал 70.000 рублей. Республиканские газеты освещали массовый патриотический порыв алатырцев. Но идея подарка Кочетову, оказывается, вызрела не только в головах его земляков. Вскоре он был приглашен в столицу республики — город Чебоксары.
Из газеты «Красная Чувашия» от 30 Мая 1944 года: «28 Мая из родного Алатыря в Чебоксары прибыл Герой Советского Союза Капитан А. Кочетов. Вчера он был на приёме у секретаря обкома партии тов. И. Чарыкова и председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР тов. 3. Андреевой…»
Был на том приёме и председатель колхоза «Марс» Яльчикского района А. Г. Гаязов. Абдул Гаязович Гаязов был знаменит в республике тем, что в 1943 году внёс 105 тысяч рублей своих личных сбережений и многие пуды хлеба на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии». Но председателю колхоза и этого показалось мало. Он накопил ещё 110 000 рублей и собирался купить боевой истребитель. Вот только условие ставил вполне определенное: чтобы по борту самолёта красовалась надпись «От колхозника А. Гаязова» и чтобы лётчика на этот истребитель выбрал он сам. С чем председатель и приехал в правительство республики. А там ему представили воздушного аса Александра Кочетова с орденами и медалями во всю грудь, да ещё с Золотой Звездой. Годится ли, спрашивают, такой богатырь на твой самолёт? Естественно, что даже придирчивый председатель колхоза не устоял перед обаянием Кочетова. Но сомнения всё — таки не покидали его: а вдруг самолёт отдадут не Кочетову?
Тогда и родилось письмо самому Верховному Главнокомандующему Красной Армией. Так, мол, и так, купил самолёт, хочу, пишет А. Гаязов, вручить его лично сталинскому соколу Герою Советского Союза Капитану А. Кочетову, земляку. Вскоре прибыла телеграмма:
«Ялъчики, Чувашская АССР Председателю колхоза «Марс» Абдулу Гаязову. Примите мой привет и благодарность Красной Армии, тов. Гаязов, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин».
Следом пришли в колхоз на имя А. Гаязова ещё два письма — от командующего ВВС и из авиачасти, где служил Кочетов. В письме командующего ВВС, которое подписали его заместитель и член военного совета, сообщалось, что: «В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина» на средства Гаязова построен самолёт, и согласно его желанию истребитель с надписью «От колхозника Гаязова А. Г.» будет передан Герою Советского Союза капитану А. Кочетову».
Из авиачасти написали: «Грозная советская машина прибыла в часть… Весь личный состав части выражает Вам большую благодарность за Вашу заботу о ВВС Красной Армии и просит указать время, когда Вы прибудете для вручения самолёта тов. Кочетову».
Надо ли говорить, сколько радости принесли эти письма самому Гаязову и колхозникам! Как свидетельствуют газеты того времени, в колхозе «Марс» в честь этого радостного события ставились рекорды. Шла жатва хлебов, и многие колхозники перекрывали установленные нормы. А сам председатель немедленно отправил ответ в авиачасть, где служил А. Кочетов. «Я из личных сбережений, — писал он, — внёс в прошлом году на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» 105.000 рублей. В этом году подписался на Третий государственный военный заем в сумме 40.000 рублей, деньги внёс наличными… Следуя примеру своего собрата Ферапонта Головатова, отдаю все средства, накопленные мною и моим семейством многолетним честным трудом в колхозе, на помощь фронту. Я внёс 110.000 рублей и купил самолёт… Я уже старик, работаю 14 лет председателем колхоза, здоровье пошатнулось, но вручить самолёт приеду… До скорого свидания, сталинские соколы!»
Остальное было, как говорится, делом техники. 29 декабря 1944 года газета «Красная Чувашия» публикует статью «Вручение самолётов, построенных на средства трудящихся Чувашии» с портретом А. Кочетова. В ней, в частности, говорится: «20 Декабря в части, которой командует Подполковник А. Дорошенков, состоялось вручение 12 боевых самолётов, построенных на средства трудящихся Чувашии…»
Вот как! Значит, почин алатырцев и Гаязова подхватила вся республика! И не 2 самолёта купили, а целую эскадрилью подарили авиачасти. Причём А. Кочетову стали вручать сразу два «Яка» — от алатырцев и от А. Гаязова с надписью на борту: «От колхозника Гаязова». Пришлось Кочетову поделиться с другом, и второй самолёт был вручён Герою Советского Союза Спартаку Маковскому.
Вручение самолётов происходило под Москвой на аэродроме Монино. Туда же приехала жена Кочетова — Александра Михайловна. Через всю жизнь пронёс большую любовь к жене этот человек. Когда летал над городом, Аля выходила во двор следила за полётом мужа, а он бросал ей из самолёта огромные букеты полевых цветов.
Сразу после этого эскадрилья «Алатырская» вылетела на фронт, под Варшаву, чтобы открыть специальный счёт сбитых немецких самолётов. На подаренных самолётах лётчики 3-й эскадрильи летали до конца войны. Летали на Варшаву, Берлин, штурмовали вражеские аэродромы, сбивали в небе самолёты врага. Доверие земляков Кочетова обязывало работать с удвоенной энергией. Лётчики с честью оправдали его, уничтожив за несколько месяцев до Победы около 20 вражеских стервятников. Портрет лётчика-истребителя Кочетова в конце 1944 года был опубликован в газете «Комсомольская правда».
В небе над Берлином А. В. Кочетов водил свою эскадрилью на самые ответственные задания. Лётчики, летавшие с ним, всегда были уверены в том, что он примет в бою правильные решения. Они учились у него мастерству. Он действовал внезапно, и его разгромные атаки всегда были результативными. Выполняя любое задание, Кочетов относился к нему ответственно.
Скромный, честный, весёлый запевала и хороший товарищ. Такие черты привлекали людей, и они тянулись к нему всей душой. Он был внимателен и заботлив в отношении к подчинённым. Его ценили по его делам видные военачальники — Маршалы авиации С. И. Руденко и Е. Я. Савицкий.
Одну из своих побед комэск 43-го истребительного авиационного полка капитан А. В. Кочетов одержал в небе над Кёнигсбергом. А последние боевые вылеты сделаны им уже в Берлинской операции. Эскадрилья под его командованием штурмовыми ударами поддерживала войска, ведущие бои в районе аэропортов. В день, по словам командира авиадивизии генерал-майора К. Орлова, приходилось делать по 5-7 вылетов. Работа была тяжёлая, но радостная, ибо неумолимо приближала миг Победы.
Шли последние дни войны. Наши лётчики стали полновластными хозяевами неба, нигде не давая покой вражеской авиации. Кочетов вылетел на свободный поиск. Ведомым у него был в тот раз командир звена Фёдор Костиков. Собираясь уже возвращаться, услышал голос радиостанции наведения:
— Над переправой Франкфурт-на-Одере група «Фоккеров»! Атакуйте!
Кочетов мгновенно отреагировал и пошёл на цель. Набрали высоту и зашли с запада, что ввело немцев в заблуждение. Мощными снарядами из 45-мм пушки и пулемётными очередями в этом коротком бою Кочетов сбил ведущего немца, а Костиков — ведомого.
Это был последний бой в небе Александра Кочетова. Заканчивался славный ратный путь лётчика, который отмечен многочисленными орденами и медалями. Кстати, по названиям его медалей, а их у него 13, можно составить представление о том каторжном пути длиной в 4 года: «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы» — всех и не перечислишь. И, наконец, финальная — «За взятие Берлина».
Вступив в схватку с врагом в первый же день войны, Герой Советского Союза лётчик — истребитель Капитан Александр Кочетов закончил её в День Победы. Примечательно, что последний самолёт в небе Берлина эскадрилья Кочетова сбила 1 Мая 1945 года.
За годы войны Кочетов совершил 488 боевых вылетов, провёл более 120 воздушных боёв, сбил лично 34 самолёта противника и 8 — в группе с товарищами. Это был самый результативный лётчик — истребитель полка. Его эскадрилья имела в своём составе 5 Героев Советского Союза из 12 в полку.
Долгожданный мир, оглушительная тишина, пришедшая на смену канонаде, враз поставили перед многими солдатами Великой Отечественной проблемы мирной жизни. Война кончилась, а что дальше-то делать? Куда приложить руки солдата, умеющие мастерски выполнять тяжёлую работу войны?
Александру Васильевичу Кочетову в 1945 исполнилось 26 лет. По нынешним временам — совсем молодой человек. А у нашего героя за спиной уже был громадный опыт жизни, умение работать с людьми, принимать ответственные решения. Поэтому он уверенно вступил в наступившую мирную жизнь.
До увольнения из Красной Армии А. Кочетов проходил службу в различных авиационных подразделениях (в том числе и 54-м ГвИАП), затем, уволившись, вернулся на родину. Сначала работал в школе паровозных машинистов, затем — в родном аэроклубе. Но, уже через несколько лет вновь был мобилизован и зачислен на службу во Внутренние войска МВД СССР.
В 1960 году, после выхода в отставку, Александр Васильевич получил назначение на пост начальника радиоклуба, потом радиотехнической школы. Бывший радиоклубовец обрёл себя в той организации, которой отдал сердце ещё до войны безусым юношей.
О, эти ДОСААФовские клубы! О них хочется сказать особо. В столице Чувашии — Чебоксарах, в красивейшем месте, которое называлось «Березовая роща», было несколько двухэтажных зданий, куда студенты сбегали с лекций, а рабочая молодёжь стекалась после смены, чтобы позаниматься в клубах ДОСААФ: радиотехническом, стрелковом, автомото и аэроклубе. Жизнь там не замирала никогда. Вот в этом молодёжном «водовороте» и обосновался ветеран войны Александр Кочетов.
Из приказа председателя Чувашского ОКДОСААФ И. Матюхина в честь 60-летия Кочетова: «Герой Советского Союза А. Кочетов ведёт большую оборонно-массовую работу и военно-патриотическую пропаганду среди трудящихся и молодёжи республики. За большую плодотворную работу в оборонном обществе неоднократно награждался грамотами ОК и ЦК ДОСААФ, знаком «За активную работу», юбилейным знаком «40 лет ДОСААФ СССР», Почётным знаком ДОСААФ СССР, «Юбилейным почётным знаком ДОСААФ СССР».
Небезынтересно, что подписывал эти награждения бывший соратник А. Кочетова по боям в небе Кубани трижды Герой Советского Союза Маршал авиации А. И. Покрышкин.
Работая в клубах ДОСААФ, Александр Васильевич часто выступал с лекциями и докладами о боевых традициях Советских Вооружённых сил, писал статьи с воспоминаниями о героических сражениях. «Нет у меня личного времени, — говорил он, — оно целиком принадлежит молодёжи». Его портреты, снимки встреч с молодёжью и ветеранами часто публиковали республиканские газеты.
21 Февраля 1978 года Постановлением бюро Чувашского обкома КПСС, Президиумом Верховного Совета и Советом Министров Чувашской АССР А. В. Кочетов занесён в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.
В одном из интервью корреспонденту газеты «Советская Чувашия» Александр Васильевич сказал: «Для меня сейчас каждый день счастливый. У меня 8 внучат — это ли не счастье? Вот гляжу в 40-летнюю даль и вижу, будто родная земля с тобой, поддерживает тебя, вливает силы, веру в победу в каждом бою… Желаем всем живущим на земле мира, чтобы никто не знал войны, чтобы не опаляла она человеческие души».
Имя Александра Кочетова носит одна из улиц Чебоксар, школа в Алатыре, оно занесено в Книгу трудовой славы и героизма республики, о нём написано в книгах, его портрет — в Аллее героев. Обширные материалы о нём в музеях, в частности, в экспозиции музея республиканского совета РОСТО.
Помнят лучшего лётчика-истребителя и в бывшем 43-м авиационном полку, который ныне называется 43-й отдельной морской штурмовой ордена Кутузова 3-й степени Севастопольской Краснознамённой авиационной эскадрильей. Служит в этой эскадрилье земляк Кочетова — чебоксарец Капитан Владимир Кондин, который, будучи внештатным историографом Музея авиации Черноморского флота, пополняет там экспозицию, посвящённую лётчику-герою. Завязались и побратимские связи городов Севастополя и Чебоксар.
Земляки, все военные лётчики бережно хранят память о Герое Советского Союза Александре Васильевиче Кочетове и передают из поколения в поколение рассказы о его легендарных подвигах.
В 1995 году, после смерти Александра Кочетова, одна из улиц города Чебоксары получила имя своего героя, на которой он прожил много лет.
Из письма друзей-однополчан к супруге Кочетова:
«Такие герои, как Александр Васильевич, и остановили, разгромили фашистов, принесли Великую Победу нашему Отечеству, всем людям. Светлая память об Александре Васильевиче навсегда останется в наших сердцах. Мы его всегда будем помнить и никогда не забудем».