Аэродром «Постовая» (Советская Гавань)

.

postovayaАэродром Постовая был построен в первые годы Великой Отечественной войны заключенными. Аэродром имел две ВПП, одна грунтовая и другая, покрытая металлической американской сеткой. Ширина металлической сетки 40 м и длина 1800 м. С 10 марта 1943г. на основании приказа НК ВМФ 0039 от 02.02.1943г. в составе ВВС СТОФ был сформирован 41 отдельный истребительный авиационный полк по штату 030/156 (в/ч 26870) с дислокацией на аэродроме Постовая, вооруженный самолетами ЛаГГ-3. На основании приказа Ком. ТОФ 0018 от 11.03.1943г. на формирование нового полка была обращена 3-я ИАЭ 42 смешанного авиаполка ВВС СТОФ.

К началу 1944г. в полку, помимо ЛаГГ-3, имелось эскадрилья из 12 самолетов МиГ-3. На основании циркуляра НГМШ 01358 от 28.11.1944г. полк был переведен на штат 030/256. К началу войны с Японией полк базировался на аэродроме Постовая, подчиняясь командиру бригады ПВО Северной Тихоокеанской флотилии. Это был один из немногих истребительных полков, на вооружении которого сохранились уже раритетные к 1945 году самолеты ЛаГГ-3. Все истребители МиГ-3 к апрелю были списаны по износу.

С началом боевых действий против Японии самолеты полка выполняли истребительное прикрытие с воздуха объектов Северной Тихоокеанской флотилии в районе Советской Гавани.

При формировании Сахалинской военной флотилии на базе СТОФ с 05.10.1945г. полк был выделен в ее состав (приказ Ком. ТОФ 004 от 02.02.1946г.). На основании приказа ГК ВМС 001/ов от 12.02.1947г. с 01.05.1947г. 41 ОИАП был передан в состав ВВС 7 ВМФ. В начале 1950г. полк был перевооружен на самолеты МиГ-15. Переучивание на новую авиатехнику происходило зимой 1950г. на льду бухты рядом с аэродромом, для чего там была раскатана взлетно-посадочная полоса длиной 4000м. Во второй половине 1952г. полк получил на вооружение истребители МиГ-17. Для перегонки новой авиатехники было выделено восемь летчиков под командованием заместителя командира полка Героя Советского Союза подполковника Д. М. Татаренко. В три захода они перегнали из Комсомольска-на-Амуре на Постовую 24 самолета МиГ-17.

В мае 1953г. на основании приказа Ком СТОФ 001 от 06.05.1953г. 41 ИАП был включен в состав 15 Смешанной авиадивизии ВВС СТОФ и подчинен ее командиру. С 10.06.1953г. на основании приказа МО СССР 0054 от 23.04.1953г. и директивы ГК ВМС 2/56288 от 25.04.1953г. 41 ИАП 15 ИАД из ВВС 7 ВМФ был передан в состав 105 авиационного корпуса ВВС ТОФ, перебазированного к этому времени из Порт-Артура в Советскую Гавань.

01.02.1957г. 41 ИАП, существующий по штату 98/517-В и вооруженный самолетами МиГ-17, без одной авиационной эскадрильи, был передан из ВВС ТОФ в состав Совгаванской дивизии ПВО Отдельной Дальневосточной армии ПВО страны (приказ командира Совгаванской ВМБ 002 от 08.01.1957г.). В середине 60-х годов полк был перевооружен на самолеты-перехватчики Су-9.

В начале 70-х годов полк получает на вооружение истребители МиГ-21, а во второй половине — на самолеты МиГ-23. В 1980г. 41 ИАП был передан в состав 40 истребительной авиационной дивизии ВВС Дальневосточного Военного округа, а затем в 1986г. — в состав 11 отдельной армии ПВО.

До 1981г. 41 полк, вооруженный самолетами МиГ-23мл, входил в состав 11 дальневосточной Отдельной армии ПВО. В августе 1981г. 41 иап с Аэр. Постовая был перебазирован к новому месту дислокации на аэродром Буревестник на о. Итуруп (Курильские острова). Там полк сменил 308 ИАП, вооруженный самолетами МиГ-21. Данная ротация была вызвана осложнившейся с апреля 1983г. военно-политической обстановкой в районе Курильских островов и участившимися провокациями со стороны палубной авиации ВМС США. Самолеты МиГ-21 были не в состоянии противостоять современным истребителям F-14 «Томкет», которыми были вооружены американские авианосцы. Назревающий нарыв прорвался 1 сентября 1983г. инцидентом с южнокорейским «Боингом-747», который был сбит летчиком 777 ИАП 11 А ПВО подполковником Г. Осиповичем.

Летом 1994г. под предлогом снятия с вооружения ВВС самолетов с одной двигательной установкой 308 ИАП с Постовой, как и 41 ИАП, базирующийся на Буревестнике, были расформированы. На аэродроме Постовая была оставлена для поддержания жизнедеятельности авиационная комендатура. Также инициативными товарищами, при поддержке властных структур был создан детский авиационный военно-патриотический клуб, основным направлением деятельности которого была парашютно-десантная подготовка подростков (имелись планеры и самолёты Як-52 и Ан-2). Деятельность клуба прекращена к концу 90-х годов из-за невозможности дальнейшей эксплуатации техники.

Ссылки

1. Сайт — Морская авиация ТОФ

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*