Смушкевич Яков Владимирович

.

tmpf3lmgD

Дважды Герой Советского Союза Смушкевич Яков Владимирович

Жизнь этого человека можно сравнить с легендой. Яков Смушкевич прожил короткую, но яркую жизнь. Его имя по праву записано золотыми буквами в историю советской авиации. Из 39 прожитых им лет Яков Владимирович 23 года крепил военную мощь Страны Советов. Современники назвали его «гордостью Красной Армии».

Яков Смушкевич родился 14 апреля 1902 года в местечке Ракишки, ныне город Рокишкис в Литве, в семье портного. Окончив всего 3 класса начальной школы, Яков был вынужден пойти работать — семья была большая  (кроме него в ней было ещё 7 детей), и заработков отца явно не хватало. Яков работал грузчиком в порту, а в 1918 году добровольно вступил в ряды Красной Армии.

Многие яркие страницы жизни и деятельности Я. В. Смушкевича связаны с Беларусью и её столицей — Минском. Именно там сформировался его блестящий военный талант. Яков Владимирович был активным участником гражданской войны на территории Беларусии. С 1919 года он воевал на Западном фронте в качестве командира батальона и полка, был участником боёв под Барановичами, взятия Сморгонского укреплённого района. Летом 1921 года комиссар полка Яков Смушкевич был назначен помощником военкома 36-го полка 4-й Смоленской стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в районе Борисова и Минска.

Через месяц дивизия передислоцировалась в Игуменский уезд. 36-й полк расположился в местечке Пуховичи. В это время 20-летний Яков Смушкевич замещал военкома полка. В июне 1922 года ему с группой бойцов удалось проследить место укрытия крупной банды, терроризировавшей население Пуховичей. Бандиты были окружены и уничтожены. Именно Яков Смушкевич сыграл важную роль в разгроме банды атамана Берёзы, которая терроризировала население Игуменского уезда.

17 сентября 1922 года Смушкевича назначают ответственным организатором партийной работы в 4-ю истребительную авиаэскадрилью, базировавшуюся в Минске. Именно с этого дня началась его почти 20-летняя служба в советской авиации. В августе 1923 года Яков Смушкевич был назначен политруком 2-го отряда 4-й эскадрильи. И хотя политрук неплохо справлялся со своими обязанностями, он ощущал нехватку знаний. В сентябре 1923 года Яков поступает на первый курс правового отделения факультета общественных наук Белорусского государственного университета. В феврале 1926 года Смушкевич получает назначение на должность военкома Отдельного корпусного авиационного отряда, который дислоцировался в Бобруйске. В этом же году в Смоленске была сформирована авиационная бригада. Её военным комиссаром назначили Смушкевича.

В 1936 году, через 5 лет — после окончания Качинской школы военных лётчиков, он стал командиром и комиссаром 201-й лёгкобомбардировочной авиабригады, названной потом «имени Совнаркома БССР». Бригада размещалась в Витебске. Именно здесь, на этом ответственном посту в одном из древнейших городов Беларуси, сформировались замечательные лётные и командирские качества Якова Смушкевича. Одной из важнейших заслуг командира и комиссара бригады является обучение воспитанию волевых качеств лётчиков, превращение их в профессионалов своего дела, отличных авиаторов Белорусского военного округа. «Школа Якова Смушкевича» дала нашей авиации десятки и сотни первоклассных пилотов, которые прославились в битве на Халхин-Голе, в Советско-Финляндской и Великой Отечественной войнах.

Осенью 1936 года Смушкевич вылетел в Испанию, где принял активное участие в боевых действиях в качестве старшего советника при командующем ВВС и командира авиационной группы советских лётчиков. Имел псевдонимы «Генерал Дуглас» и «Андре». Летал на самолётах И-15, «Фиат-32», «Дракон», «Дуглас», «Потез».

«...На аэродром приехали Я. В. Смушкевич и П. И. Пумпур. Они решили лично произвести разведку. Мне впервые довелось наблюдать за взлётом Смушкевича — „Дугласа“, как его называли в Испании. После запуска мотора он дал полный газ, удерживая самолёт на тормозах. Затем отпустил тормоза и, не поднимая хвоста производящего разбег „чато“, на коротком расстоянии оторвал его от земли, немного выдержал самолет над землёй, чтобы набрать скорость, заложил глубокий крен и виражом начал уходить вверх. Этот взлёт показал, на что способен И-15. Он не требовал большой длины площадки для разбега и мог взлетать в направлении горы или другого препятствия, уходя от него крутым разворотом. Это было очень важно в условиях горной местности Испании...»

(Из книги «Ленинградцы в Испании».)

Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. Впервые в боевой авиации он использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налётов. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолётов, он ввёл новый порядок взлёта истребителей без предварительного их выруливания на старт. Но Яков Владимирович не ограничивался лишь общим руководством своих подчинённых. Лично участвуя в десятках боевых вылетов, он провёл несколько групповых воздушных боёв, а по некоторым источникам — даже имел воздушные победы.   (Во время выполнения боевых заданий налетал 223 лётных часа, в том числе 115 лётных часов — на истребителе И-15.)

Вашему вниманию предлагается фрагмент статьи, опубликованной в сборнике — «Бойцы ленинской гвардии»:

file«...Инициатива в небе над Мадридом медленно, но неуклонно переходит в руки республиканских лётчиков. Штабисты подсчитали, что из предпринятых в ноябре — декабре 1936 года авиацией мятежников 110 налётов успехом увенчались лишь 40, да и то в большинстве своём ночью.

Таковы были первые практические результаты воздушной обороны Мадрида. Но конечно, неверно было бы объяснять успех республиканцев исключительно быстротой пх появления на поле боя. Противник у них не из робких. Асы из легиона „Кондор“ и преисполненные самоуверенности после победы над Абиссинией итальянские лётчики от одного вида самолётов противника бежать не стали бы. Для этого их надо было сначала крепко побить. А сделать это можно было, лишь выявив их уязвимые места. Были у них такие ?   Разумеется. И Смушкевич их настойчиво искал.

Его день, как правило, начинался с вылета на разведку. Он считал необходимым видеть все детали обстановки на фронте. То, что другому могло показаться малозначащим, ему помогало принять единственно правильное в данной обстановке решение о ведении предстоящих боевых действий.

Вначале он совершал лишь небольшие круги над расположением фашистских войск. Но с каждым днём, точно от брошенного в воду камня, эти круги расходятся всё дальше и дальше. А вскоре в полёте произошло то, чего Яков Владимирович всё это время с таким нетерпением ждал. Он впервые встретился с самолётами противника и провёл воздушный бой.

Нет, он не сбил тогда ни одного самолёта. Другое было важно: он получил представление о характере врага.

После боя он поделился своими мыслями с командиром эскадрильи истребителей Колесниковым.

— Ты понимаешь, нервы у них не выдерживают, вот в чём дело...

Ещё не остывший от возбуждения, разгорячённый, он присаживается под крылом самолёта и продолжает развивать свою мысль:

— Нельзя давать почуьствовать себя хоть в чём-то слабее, что мы в чём-то им уступаем. Надо первыми вступать в бой и последними выходить из него.

Участвовать в воздушных боях Смушкевичу запрещалось. Но усидеть на земле, когда все воевали, он не мог. В один из дней он вылетел к Мадриду вместе с эскадрильей Ивана Копеца. Над городом набрали высоту и пошли к линии фронта на перехват. Всё небо вокруг было покрыто громоздящимися друг на друга похожими на айсберги облаками. „Такую облачность любят фашистские лётчики“. Только успел подумать он об этом, как заметил идущих своим излюбленным строем — ромбом — „Юнкерсов“. Удивило, что не видно истребителей прикрытия. Но раздумывать было некогда — внизу Мадрид, и, нажав ручку управления от себя, он кинул свой маневренный И-15 вниз.

Истребители республиканцев были неожиданностью для фашистских пиратов. „Юнкерсы“, нарушив строй, забыв о бомбах, которые им надо было сбросить на город, начали удирать. Республиканцы их не преследовалт. В азарте погони никто не заметил, как из-за облаков вынырнули истребители: „Хейнкели“ и „Фиаты“. Они шли сомкнутым строем. В этом было их преимущество. Стремясь использовать его, они ринулись на разомкнутый строй республиканцев. Однако наши лётчики не растерялись. Быстро сориентировавшись, они начали пристраиваться к первому же замеченному своему самолёту, образуя звенья.

smushkv3Смушкевич по номеру на борту узнал Копеца. Иван отбивался от наседавших на него 3-х „Фиатов“. Резко кинув машину в пике, он дал очередь. Один из „Фиатов“, оставляя за собой чёрные клубы дыма, отвалил. Но в то же время Яков Владимирович увидел падающего на него „Хеннкеля“. Он успел вовремя развернуться, но фашист не отставал, стремясь зайти в хвост И-15. Это был, видимо, один из тех асов, что не летают в общем строю, а курсируют над всеми, выискивая себе добычу.

„Ну ладно. Посмотрим, что у тебя выйдет“, — подумал Смушкевич и положил свою очень маневренную машину в крутой вираж. „Хейнкель“ не обладал такой маневренностью в горизонтальной плоскости, но его пилот повторил маневр советского истребителя. Неизвестно, успел ли фашист понять свою ошибку, потому что в ту же минуту у него на хвосте сидел И-15, а ещё через мгновение его машина была прошита пулемётной очередью и рухнула...

Две победы в одном бою !.. Есть от чего быть взволнованным. Правда, Яков Владимирович старается всячески сдерживаться, ничем не выдать своих чувств. Но Колесникову всё понятно. Его сухое, резко очерченное лицо освещает мягкая улыбка.

— Неплохо дрались. — говорит он.

— Вроде бы, а всё-таки, знаешь, не очень радостно на душе. Уж очень как-то случайно всё вышло...

— Случайности в нашем деле немало значат, — заметил Колесников.

— Всё это так. Но есть случайности, которые можно предусмотреть...

— Вообще-то, конечно. Заметь вы немного позже, что у Ивана на хвосте сидят „гости“, и ему пришлось бы худо. Да могли на секунду позже увидеть и атаковавшего вас „Хейнкеля“.

— Этого вообще-то предвидеть... Учесть надо...

— Значит тактику менять надо, чтобы противник не мог нападать внезапно...

И лётчики снова и снова анализировали бой, обменивались мнениями о тактике воздушного боя.

Уже возвратился из полёта Нван Копец. Подойдя к ним, он доложил Смушкевичу о полёте, а потом проговорил:

— Выручили вы меня. Спасибо !

— Ну что вы... Сам мог оказаться в незавидном положении. Давайте лучше подумаем о том, как свести до минимума внезапные атаки противника.

Дальше Яков Владимирович рассказал о соображениях, которыми только что обменялся с Колесниковым.

Копец слушал с совершенно невозмутимым выражением лица, будто давно ожидал услышать что-либо подобное, а может, и сам думал об этом. Когда Смушкевич спросил его, что он думает по этому поводу, Иван сказал:

— Так это ясно как божий день. Нельзя в небе каждому быть самому по себе.

— Положим, мы и так всегда друг за друга горой стоим, — заметил Колесников.

— Да я не о том, — возразил Копец. — Мы всегда, конечно, стремимся выручать и выручаем друг друга. Но бой-то ведём в одиночку. А ты представь себе, как бы ты вёл бой, если бы знал, что у тебя хвост прикрыт.

— Как бог, — рассмеялся Колесников. — Не знал бы никаких забот. Сбивай себе фашистов — и все дела...

— А почему бы нам и в самом деле не попробовать воевать парами ? — предложил Смушкевич. — Один из них: ведущий. Он первый вступает в бон. А второй — ведомый — прикрывает его. Он вступает в бой, когда его ведущий подвергается атаке. Что, если попробовать ?

201e8be166a9Новая тактика воздушного боя, родившаяся в испанском небе, потом немало способствовала победе в небе русском в годы Великой Отечественной войны».

Вернувшись в Советский Союз, Я. В. Смушкевич продолжил работу над дальнейшим совершенствованием наших ВВС. 20 июня 1937 года он получил звание Комкора, и вскоре был назначен заместителем начальника ВВС.

21 июня 1937 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с франкистами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза  («Золотая Звезда» № 29)  с вручением ордена Ленина.

30 апреля 1938 года, готовясь к Первомайскому параду, где должен был вести головную машину, Яков Смушкевич потерпел аварию на самолёте Р-10 и в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь. Врачам удалось спасти раздробленные ноги, однако одна из них стала значительно короче другой. Тем не менее, к всеобщему удивлению, спустя некоторое время Смушкевич не только стал ходить без посторонней помощи, но и вновь поднялся в небо !

В июне 1939 года комкор Смушкевич возглавил советскую авиацию в борьбе с японскими самураями в Монголии, в районе реки Халхин-Гол. О командирском и лётном мастерстве Якова Владимировича как нельзя лучше свидетельствует оценка его действий выдающимся советским полководцем Георгием Жуковым, который во время боёв на Халхин-Голе был командующим 1-й армейской группой. В его книге «Воспоминания и размышления» есть такие строки: "Командир этой группы Я. В. Смушкевич был великолепным организатором, отлично знавшим боевую лётную технику, в совершенстве владея лётным мастерством. Он был исключительно скромным человеком, прекрасным начальником и принципиальным коммунистом. Его искренне любили все лётчики".

17 ноября 1939 года комкор Смушкевич третьим в стране был награждён второй медалью «Золотая Звезда». А через 2 дня герой Халхин-Гола был назначен начальником ВВС РККА. В июне 1940 года Якову Смушкевичу было присвоено воинское звание «Генерал-лейтенант авиации». В августе 1940 года он назначается генеральным инспектором ВВС Красной Армии, а в декабре того же года — помощником начальника Генерального штаба по авиации. По воспоминаниям современников, Яков Смушкевич во время докладов Сталину всегда отстаивал свою точку зрения, что позволяли себе только единицы. По свидетельству современников, Смушкевич не скрывал от Сталина своего отрицательного отношения к Советско-Германскому пакту о ненападении 1939 года.

Тёмные силы, охотившиеся за «Генералом Дугласом» в небе Испании, заинтересованные в том, чтобы СССР вступил в развязанную ими войну без таких мастеров трудного искусства побеждать, каким был бесстрашный лётчик и замечательный военачальник Смушкевич, добились своего. Генерал-лейтенант авиации Я. В. Смушкевич был арестован прямо в госпитале, в начале июня 1941 года. Вместе с группой военачальников  (командующим ВВС Красной Армии Рычаговым, командующим ПВО страны Штерном и другими), осенью 1941 года он был вывезен в Куйбышев и расстрелян там 28 октября 1941 года. Геринг и Канарис могли торжествовать. То, чего не удалось сделать им, свершили Берия и Сталин...

smushkevich_monumentВ начале Великой Отечественной войны журнал «Люфтваффе» — официальный орган Военно-Воздушных сил гитлеровской Германии — писал о том, что во время военных действий в Испании  (1936—1939 гг.) контрразведка «Третьего рейха» потратила много сил и средств, чтобы убрать «Генерала Дугласа». Рейхсмаршал авиации Герман Геринг посулил тогда награду в миллион марок лётчику, который его собьёт... «Обстоятельства сложились так благоприятно, — ликовал журнал, — что „Генерал Дуглас“ не участвует в нынешней войне, и это равносильно, по крайней мере, разгрому 5-ти вражеских авиационных дивизий...»
«Авиационный Чапаев» — так называл Я. В. Смушкевича известный полярный лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Он писал: "Советские лётчики помнят и любят Смушкевича. Они знают, что в каждой воздушной победе, одержанной в годы Великой Отечественной войны, была доля и его неутомимого труда, его пытливой мысли и страстного сердца". Бывший нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин говорил, что самый большой подвиг Смушкевич совершил в Великую Отечественную войну, хотя в ней и не участвовал. В том, что наша авиация предстала перед гитлеровцами грозной, есть заслуга и «крылатого комиссара», воспитавшего большую плеяду лётчиков-героев.

За время своей долгой службы, Яков Владимирович Смушкевич был награждён двумя орденами Ленина, монгольским орденом Красного Знамени. Депутат Верховного Совета СССР. Полностью реабилитирован в декабре 1954 года. На его родине в городе Рокишкисе в Литве установлен бронзовый бюст. Его именем назван океанский рефрижератор. О нём снят документальный фильм, написано несколько книг. Его имя носит одна из улиц Витебска.

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*