Андрианов Василий Иванович

andrian2

Дважды Герой Советского Союза Андрианов Василий Иванович

Родился 13 Августа 1920 года в деревне Иванисово, ныне Бежецкого района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу в посёлке Сонково и Смоленский кооперативный техникум. С 1939 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. 1 Июля 1944 года командир звена 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) младший лейтенант В. И. Андрианов удостоин звания Героя Советского Союза за 87 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника в боях за Белгород, Харьков, на Полтавском и Кировоградском направлениях и лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолёта.

27 Июня 1945 года командир эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан В. И. Андрианов награждён второй медалью «Золотая Звезда» за мужество и умелое руководство подчиненными в 90 боевых вылетах на поддержку наземных войск в период боёв под Корсунь-Шевченковским, Уманью, Кишинёвом и Яссами, при освобождении Львова, расширении и удержании Сандомирского плацдарма, форсировании рек Днепр, Прут, Серет, Висла и Одер.

К концу войны на штурмовике Ил-2 совершил 177 успешных боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника. Войну закончил в Берлине.

После войны продолжал служить в ВВС, был заместителем и командиром авиационного полка. В 1950 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1961 году — Военную академию Генерального штаба. Генерал-майор авиации с 1971 года. Был на штабной работе. Затем, до 1981 года, преподавал в Военной академии Генерального штаба. Умер 7 Мая 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, Славы 3-й степени; медалями. Бронзовый бюст Героя установлен в посёлке Сонково Тверской области.

*     *     *

Жаркий Август 1944 года... Идут непрерывные изнурительные бои на Висле. Немецкие войска отчаянно сопротивляются на выгодном рубеже: они упорно цепляются за свои обжитые укреплённые позиции, не считаясь с потерями, контратакуют.

В те дни лётчики эскадрильи Капитана В. И. Андрианова находились чаще всего в готовности № 1, то есть сидели за штурвалами своих «Илов», чтобы по первому сигналу немедленно подняться в воздух. Сам комэск, 24-летний, ладно и крепко сложенный лётчик, привык к неожиданным, срочным заданиям. Он терпеливо ждал, когда штабы наземных и воздушных войск договорятся, выяснят ту точку, где должны появиться наши штурмовики.

И вот в его шлемофоне послышался треск рации, торопливые вызовы командира полка и приказ — лететь в район Сборув, бомбардировать и штурмовать танки противника, вклинившиеся в расположение наших войск.

Шестёрка Ил-2 Андрианова тотчас покидает аэродром, ложится на заданный курс. В голосе командира полка Василий почувствовал нетерпение и тревогу. Он знает — там, на земле, вражеские танки утюжат окопы наших пехотинцев, сеют смерть, пытаются вызвать панику. Дорога каждая минута. Внимание и решимость! Не дать восторжествовать противнику, сорвать его планы!

Через каких-нибудь 20 минут эскадрилья нависает над полем боя, с высоты видно, как северо-восточнее населённого пункта Магерув, посёлка с островерхими черепичными крышами, танки с белыми крестами на башнях, прорвав нашу оборону, ведут огонь по артиллерийским батареям, по огневым точкам в окопах. Наземная обстановка сложная. Комэск снижается и совершает холостой заход, чтобы лучше разглядеть расположение наших и вражеских частей и уточнить ориентиры. Нужно точнее ударить, чтобы не попасть по своим. Внизу картина проясняется: наши боевые порядки атакуют 20 вражеских танков. Андрианов приказывает в сомкнутом строю звеньями атаковать танковую колонну. Краснозвёздные штурмовики нависают над вражескими машинами, сбрасывают бомбы. Два танка загорелись, взметнув ввысь чёрные столбы дыма, а некоторые повернули обратно. «Бейте их!» — подает команду комэск. Штурмовики делают ещё 2 захода. Подбиты ещё 4 танка. В воздухе появляются немецкие истребители. Но они опоздали — «Илы» скрылись за облачностью.

andrian4Контратака вражеских танков сорвана!  На аэродроме уже известны блестящие результаты боевого вылета эскадрильи. Командир 1-го Гвардейского штурмового авиакорпуса генерал-лейтенант Рязанов благодарил все андриановские экипажи за чётко проведённый штурм танковой группы врага. А позже поступила благодарность от общевойскового командующего, сказавшего: «От пехоты-матушки всем Вам — низкий поклон. Выручили нас из беды!»

Василия Андрианова поздравляли. А он, застенчиво улыбаясь, вытирая пот, выступающий из — под шлемофона, разводил руками, говорил:

— Чего уж там, дело сделано! Обычная работа...

Этой репликой комэск как бы пояснял: «И вам выпадет такое же задание — поступите так же».

Совершённое он считал не геройством, а обычным выполнением солдатского долга, тяжёлым, опасным, но необходимым ратным трудом!

Таким и был вылет под Сборув. Случались и более опасные полёты. На том же Висленском направлении, в районе Мариамполя, «Илы» Андрианова успешно штурмовали пражеские танки, подожгли склад с боеприпасами, разбили колонну автомашин. Почти в самом начале «работы» штурмовиков атаковала группа Ме-109, пытаясь помешать прицельному бомбометанию. Андрианов первым принял бой непрошеных гостей. Его поддержали другие экипажи. На высоте в 700 метров завязалась воздушная схватка, окончившаяся через несколько минут: два «Мессера» рухнули на землю. Штурмовка наземных целей продолжалась. При посадке техник обнаружил на плоскостях и фюзеляже «Ила» Андрианова множество пулевых и осколочных пробоин. И так повторялось много раз.

Лётчики полка учились у комэска Андрианова точности, хладнокровию, бесстрашию. Вот Ил-2 идёт на цель. Это, к примеру, вагон или цистерна. Нужно мгновенно выбрать наземный ориентир, определить нужный угол снижения, высоту. Секунда, другая, и бомбы сброшены. Малейшая ошибка, и они упадут мимо. К тому же яростно бьют зенитки, и белые шапки разрывов над самолётом, в выси, напоминают о смертельной опасности. Тут всё соединяется воедино — воля к победе, глазомер, презрение к смерти.

Результативность его работы ставилась всем в пример. Впервые в бой он вступил летом 1943 года, когда гремела Курская битва. И уже через год ему присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном листе называются такие внушительные цифры: уничтожил 28 танков врага, 105 автомашин, 13 зенитно-артиллерийских батарей, участвовал в 18 воздушных боях, сбил 4 вражеских истребителя. Вот какой огромный урон может нанести врагу один боец, отлично владеющий вверенной ему машиной!

После этого был ещё почти год боёв, мастерских штурмовок за Вислой, на Одере, над Берлином и такие же эффектные результаты. За свои 177 боевых вылетов только одних вражеских танков он уничтожил больше 60! А его эскадрилья в конце войны за 74 дня боевых действий вывела из строя 75 танков, 294 автомашины, 56 артиллерийских батарей, 18 бронетранспортеров, 92 железнодорожных вагона и бензоцистерны, много складов и других объектов врага. Ощутимый вклад в общенародную победу!

И Родина воздала одному из лучших лётчиков-штурмовиков наших Военно — Воздушных Сил по заслугам: В. И. Андрианов кроме двух «Золотых Звёзд» награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденами Славы 3-й степени, Александра Невского и Красной Звезды, а также многими медалями.

*     *     *

Внезапный бой штурмовиков с истребителями

31323 Августа 1945 года в 8 часов утра я получил боевую задачу: группой 6 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 в 10:00 атаковать минометные позиции в районе Опатув.

Подлетев к линии фронта, я получил разрешение с КП выполнять поставленную задачу и информацию о том, что в воздухе самолётов противника нет. Проверив связь с ведущим истребителей, капитаном Хорчистовым, я одновременно сообщил ему порядок атаки: первый удар группой с левым разворотом, последующие заходы на стрельбу с «круга», прикрытие истребителей справа — сзади со стороны солнца. Поскольку ведомые всегда работают на приём, то путём подслушивания нашего разговора они вполне были осведомлены о способе атаки цели. Боевой порядок группы при подходе к цели: штурмовики Ил-2 «клин» звена, звенья в правом «пеленге». Левые ведомые в звеньях, дистанция до 50 метров, правые до 10 метров. Истребители справа-сзади: 4 Як-1 с превышением над Ил-2 200-300 метров и 2 Як-1 с превышением 800 метров. Высота группы штурмовиков — 1200 метров.

Над линией фронта ЗА противника открыла огонь. Определив место цели, я стал строить противозенитный маневр изменением высоты и курса с таким расчётом, чтобы при подходе к цели иметь высоту 600-800 метров и возможность атаковать группой с левым разворотом. Наступил самый ответственный момент отыскания заданной цели; вполне естественно, что для наблюдения за воздухом осталось очень мало времени. Для того чтобы лётчик был полностью о курсе воздушной обстановки, необходимо, чтобы воздушный стрелок систематически информировал его обо всём, что происходит сзади.

Выбрав направление атаки, я подал команду по радио «Внимание, атакуем!». В этот момент капитан Хорчистов заметил сзади на дистанции 800-1000 метров 2 четвёрки Ме-109 и сразу же сообщил мне, но я его слышать не мог, потому что подавал команду. Почти одновременно мой стрелок по СПУ передал, что сзади на дистанции 800-1000 метров 4 Ме-109 атакуют нашу группу и 4 Ме-109 атакуют истребителей. Я мгновенно перенёс взгляд на заднюю полусферу, оценил обстановку и подал команду по радио: "Сзади истребители, атаку отставить, становись в «круг!»

Резко ввёл самолёт в левый крен и пошёл на замыкание круга. 4 Ме-109, разбившись на две группы по 2 Ме-109, атаковали группу. Одна пара оказалась внутри круга и пыталась с левым разворотом атаковать меня, но не смогла вести по мне прицельный огонь. Две очереди, выпущенные по мне ведущим, прошли сзади. Воздушные стрелки открыли огонь, и немцы вынуждены были уйти. Вторая пара атаковала второе звено Ил-2, очевидно, хотела сбить левого ведомого, но в момент замыкания круга, когда лётчик вводил самолет в крен, его воздушный стрелок, сержант Мамонтов, меткой очередью сразил ведущего пары. Лётчик выбросился на парашюте. Ведомого под ракурсом 4/4 обстрелял я. Он вынужден был с левым разворотом внизу строя уйти за первой парой.

Не теряя времени, я подал команду: «Атакуем цель!» и с высоты 700 метров ввёл самолёт в планирование, чтобы сбросить бомбы. Развернувшись после атаки цели на 180° влево, я заметил спереди-снизу приближающуюся пару Ме-109. Немецкие лётчики изменили тактику и решили атаковать снизу в момент выхода из атаки. Я подал команду: «Атаку цели продолжить, после атаки выход по прямой!» Лейтенант Гусев при сближении с двумя Ме-109 из передних точек под ракурсом ¾ длинной очередью подбил ведущего, который с дымом ушёл на свою территорию, ведомый отвалил вправо и с принижением ушёл от группы.

На третьем заходе один Ме-109 атаковал меня с бреющего. Я вовремя его заметил и после атаки цели немного прошёл по прямой, вследствие чего Ме-109 проскочил сзади. В этот момент я резко сделал разворот влево и обстрелял его, но Ме-109 уходил с правым разворотом с принижением, я же — с левым, с набором высоты, и вполне понятно, что очередь прошла влево-вверх.

Наши истребители прикрытия в это время вели бой на виражах с одним Ме-109. Капитан Хорчистов сбил его, лётчик выбросился на парашюте.

Пара Як-1, находившаяся вверху, в первый момент была свободна. Ведущий уже решил прикрывать группу Ил-2, как вдруг заметил со стороны противника приближавшиеся 4 FW-190. Он быстро изменил решение и с набором высоты атаковал их справа. Пара FW-190 была сбита сразу — лётчик одного из них выбросился на парашюте, второй резко ушёл вправо и врезался в землю. Остальные 2 FW-190 с левым разворотом ушли обратно.

andrian1Сделав 3 захода, я подал команду: "Выхожу из атаки «змейкой!»

Капитан Хорчистов с ведомым вышел из боя в момент перестроения из «змейки» в боевой порядок и пристроился к группе Ил-2. Шли от цели на бреющем. Через 5-7 минут на маршруте пристроились к группе остальные 4 Як-1.

Обобщив данный эпизод, можно сделать следующие выводы:

1. По моим предположениям, 8 Ме-109 были наведены на нас станцией наведения. 4 FW-190 взлетели с ближайшей площадки по зрячему или, возможно, тоже по вызову станции наведения.

2. Истребители противника использовали условия освещения и атаковали одновременно группу истребителей и штурмовиков со стороны солнца с нашей территории. Пара Як-1, находившаяся с превышением над штурмовиками 600-800 метров, была ими, очевидно, не замечена.

3. Ведущий пары Як-1 правильно оценил сложившуюся обстановку и отлично атаковал группу противника.

4. Лётчики-штурмовики отлично понимали каждый мой маневр, в совершенстве владели своими самолётами и умело действовали в боевом порядке «круг».

Posted in В огненном небе войны and tagged , , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *