Хохлачёв Василий Фёдорович — командир эскадрильи 79-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии Белорусского фронта, гвардии капитан.
Родился 13 марта 1918 года в селе Сосновка Татищевского района Саратовской области. Русский. В 1936 году окончил автодорожный рабфак и поступил в Саратовский автодорожный институт. В сентябре 1937 года по спецнабору ЦК ВЛКСМ поступил в Энгельсское военное авиационное училище, которое окончил в мае 1941 года.
С октября 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Ленинградском, Волховском, Сталинградском, Донском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Начал войну сержантом, рядовым летчиком, закончил майором, заместителем командира полка. Принимал участие в обороне Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Ранен в 1942 году.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3519) гвардии капитану Хохлачёву Василию Фёдоровичу присвоено 13 апреля 1944 года за 135 боевых вылетов на самолете Ил-2, нанесение большого урона противнику.
После войны В.Ф. Хохлачев окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию и Академию Генерального штаба. Умер 10 января 1983 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.
Награждён 2 орденами Ленина (14.10.42; 13.04.44), 5 орденами Красного Знамени (11.07.44; 20.12.44; 13.03.45; 27.12.51; 31.10.67), орденами Александра Невского (24.08.43), Отечественной войны 1-й степени (13.09.43), Красной Звезды (21.08.53), медалями «За боевые заслуги» (06.11.47), «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и пятью другими медалями, а также американским орденом «Крест за боевые летные заслуги» (1945).
* * *
Предрассветную тишину спугнул рев моторов. С опушки леса на взлетную дорожку вырулили два «ила» и, сделав разбег, взмыли в воздух. Впереди летел Колесниченко, вторым — Хохлачев. Колесниченко должен был отвлечь на себя огонь вражеских зениток, а Хохлачёв — с бреющего полета с первого удара разрушить мост через реку Волхов в районе Кириши.
Мост через Волхов имел для противника большое оперативное значение. Еще осенью 1941 года фашисты захватили здесь небольшой плацдарм, превратив его в сильно укрепленный опорный пункт, изрытый траншеями, усеянный колпаками дотов и дзотов. Фашистское командование стягивало в район Кириши крупные силы танков и пехоты с целью нанесения удара по войскам Ленинградского фронта. Командующий фронтом принял решение ударами авиации разрушить мост.
Первые попытки вывести мост из строя оказались неудачными. Мост прикрывался плотным, многоярусным огнем зенитной артиллерии, я бомбы, сброшенные с большой высоты, не достигали цели. Учитывая прошлый опыт, Хохлачев тщательно готовился к операции. По его предложению 100-килограммовые бомбы были соединены между собой тросами с тем расчетом, чтобы можно было «подвесить» их на фермы моста и произвести нужное разрушение.
— Я мчался на большой скорости, едва не задевая верхушки деревьев, — вспоминает Василий Федорович. — Вскоре заметил мост — темную черточку на белой полоске реки. В это время по машине Колесниченко ударили зенитки. Наступили те секунды, которые решали успех дела .и которыми я должен был умело воспользоваться. Направив самолет вдоль моста, я прицелился и сбросил бомбы. С набором высоты резко отвернул в сторону. Оглянулся назад и в восточной части моста в клубах дыма и водяных брызг заметил обломки рухнувшего перекрытия…
Это — один из боевых вылетов Хохлачева, который он сделал 12 июня 1942 года. Всего за войну их было 214. Вспоминая о них, Василий Федорович говорит:
— Летная биография у меня самая «гладкая»: ни разу не был сбит, ни разу не прыгал с парашютом, ни разу не сажал машину вне своего аэродрома…